Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 22:11, реферат
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека, иными словами, воспитание личности. А последнее требует отдачи особых сил - сил духовных.
Введение 3
Глава 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Семья и её социальные функции 5
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 7
2.1 Семейные взаимоотношения 7
2.2 Стили семейного воспитания на личностное развитие ребёнка 10
2.3 Роль родителей в развитии ребенка 12
Заключение 18
Литература 20
Особенность личности ребёнка «уход от реальности», наблюдается, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они пассивны, мало заметны, что затрудняет общение, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
2.2 Стили семейного воспитания и личностное развитие ребёнка
Большое значение в становлении самооценки у детей имеет стиль семейного воспитания, который определяется принятыми в семье ценностями. Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный)[4,12].
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка - стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку - стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Крайние, самые неблагоприятные
для развития ребенка случаи -
жесткий, тотальный контроль при
авторитарном воспитании и
Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей; родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок;
ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Рассмотрим наиболее распространенные стили семейного воспитания, определяющие особенности отношений ребёнка с родителями и его личностное развитие.
Демократичные родители ценят в поведении ребёнка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще они приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Дети из семей с равнодушными и жестокими родителями редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети всегда нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
2.3 Родительские стили поведения и установки
Под родительскими
установками понимается
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [5,131]
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения [6,92].
Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация [7,85]. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, бывает, скрытая депривация, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает. Это выливается в общие нарушения психического развития ребёнка, которые часто необратимы. Так, дети, воспитанные в детдомах, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Они более агрессивны в отношениях со сверстниками, отсутствует избирательность и постоянство в эмоциональной привязанности к взрослым.
Другой вариант искаженного развития соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности[8,165].
Наряду с грубыми нарушениями родительского поведения, на психическом развитии ребенка сказываются и разные стили ухода и обращения с ним, начиная с рождения.
С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.
1. Матери первого
типа легко и органично
2. Матери второго типа
сознательно старались
3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. Основной инструмент воспитания - жесткий контроль.
4. Матери четвертого типа были непоследовательны, вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали ребенка. Реакции на одни и те же поступки ребенка у них был противоречивыми.
По мнению С. Броди, наиболее вреден для ребенка четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. Наоборот, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей.
А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.
Демократический стиль характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, коммуникабельностью, но были лишены альтруизма и эмпатии.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
Д. Боумрин в цикле исследований выделил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля и разделил их на три группы.
Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию новых ситуаций.
Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых ситуаций.
Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
Автор выделяет четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.
Родительский контроль: родители оказывают большое влияние на детей, настаивают на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости –это когда родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на праве детей на независимость и самостоятельность.
Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с целью добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.
Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних, оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости [9 ,142].
Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития [10, 89].
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Этот тип воспитания провоцирует асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой».
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
Информация о работе Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитание детей