Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить дидактические основы использования творчество К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомление с творчеством К.И. Чуковского как средство воспитания положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Курсовая Чуковский.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

      Детям 3-го и 4-го года жизни  сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать  их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира) [2, с. 38].

     Народную  сказку можно рассматривать как  многомерную модель, включающую  анализ разных жизненных ситуаций. Ребенок дошкольник является  своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник  с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным [8, с. 18].

      Ребенку дошкольного возраста  свойственно внеконтекстное восприятие  искусства. В своих представлениях  о происходящем в произведении  он выходит далеко за пределы  самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события  с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг.

     Детская книга,  понравившаяся ребенку берет  его в плен настолько, что  он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.

       Детей  старшего дошкольного возраста  знакомят с веселыми приключениями  героев книг, воспитывая, тем самым,  чувство юмора. При чтении стихотворений  ребенок-дошкольник развивает и  совершенствует художественно-речевые  исполнительские навыки. Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника[6, с. 38].

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются  сюжеты, в которых дети оказываются  одни, без родителей, описываются  испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей. Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания [17, с. 56].

     Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети. Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

  Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только. На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности.

Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями [9, с. 3].

       Также следует помнить о тематическом  многообразии произведений. В детском  чтении должны быть представлены  все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

        Необходимо  также помнить и о многообразии  авторских имен, которое покажет  ребенку многообразие подходов  к изображению чего-либо или,  наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому. Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее. Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

       В круг  детского чтения должны входить  произведения, проникнутые гуманистическими  идеями, несущие вечные ценности  добра, справедливости, равенства,  труда, здоровья и счастья,  мира и покоя для всех и  каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу [19].

      Таким образом,  можно сделать вывод, что роль  чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.

Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

 

      1.3 Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста

 

     В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почётное звание "дедушка": Иван Андреевич Крылов и К.И. Чуковский. Причём Корнея Ивановича называли "дедушкой Чуковским" ещё при жизни [21]. Детские сказки, песенки, загадки, потешки, переводы - лишь небольшая часть того, что сделал он в литературе (он писал и для взрослых). Но всё же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский - детский поэт. Все мы знаем и любим с детства его стихотворные сказки, детские стихи. Детские книги Чуковского завораживают нас своей музыкой, яркими образами главных героев, привлекают своей жизнерадостностью и оптимизмом. Интересно, что дети сразу приняли сказки К.И. Чуковского, как свои: они охотно заучивали и декламировали их наизусть. Кстати, сказки Чуковского очень легко заучить благодаря их особому ритму и интересным рифмам. Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять "Крокодила", с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению. Примечательно, что сам К.И. Чуковский считал детские сказки "витамином роста для детей", даже "хлебом насущным", то есть чем-то необходимым для ребёнка. У Герберта Уэллса есть роман "Пища богов". Учёный, желая помочь человечеству, изобретает небывалую пищу, кормит ею малышей, и они вырастают добрыми, могучими великанами. Вот и Чуковский готовил духовную пищу и "кормил" ею миллионы детей с единственной целью - чтобы они (в духовном смысле) росли великанами, силачами, богатырями. Он так и говорил: "пища", "рост", "силач", "великан". А пищей богов считал слово, поэзию, сказку. Вот он читает больным детям в санатории свой перевод "Мюнхгаузена": "Слушая их блаженное ржание, я впервые по-настоящему понял, какое аппетитное лакомство для девятилетних детей эта весёлая книга, и насколько тусклее была бы детская жизнь, если б этой книги не существовало на свете". С наибольшим благоговением Чуковский относится именно к сказке: "Сказка сделала своё дело: помогла ребёнку ориентироваться в окружающем мире, обогатила его душевную жизнь, заставила его почувствовать себя участником воображаемых битв за справедливость, добро и свободу". Чуковский как никто опирался на естественные вкусы и потребности детей разных возрастов. Он первый доказал, что все маленькие дети - неистовые любители поэзии и что их потребности в такого рода духовной пище впитаны буквально с молоком матери: "Стихотворные навыки внушены каждому из нас нашей матерью в пору нашего детства, прежде чем мы научимся говорить и ходить" [6]. Да-да, вся мировая поэзия началась с непроизвольных "ритмических стихотворных излияний" любящей матери и, как деликатно заметил исследователь, "насколько я мог проследить, эти материнские стихи связаны периодом кормления грудью". А первые рифмы - слоги "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Понятия "рифма" и "ритм". Интересно, что сам Корней Чуковский по своему мироощущению близок к детям. В одном письме он, "с высоты своих 84 лет", признался: "Боги...вылепили меня из какой-то особенной глины. Меня и сейчас очень радуют и снег, и котёнок, и новый забор, и подарки". "Главной усладой" его всегда была "способность читать и любить драгоценные книги". Эта услада объединяет его с детьми, которых дорогие им книги притягивают как мёд. В Чуковском столько непринуждённости, лёгкости, что трудно поверить, какой человек скрывается под личиной весёлого "дедушки Корнея". Трудно назвать писателя, более жёстко регламентировавшего свою жизнь, чем Корней Иванович. Не пить, не курить, вставать в пять утра, ложиться в девять вечера, выполнять точно в срок все обещания, отвечать на все письма, никогда не играть в карты, в домино, не ходить в гости и не принимать гостей, а лишь работать на людях, либо устраивать за домашним столом литературные вечера, - словом, если составить свод всех правил, которые навязал себе Чуковский, то выйдет целый том, не уступающий своду законов. Нет, не боги вылепили Чуковского из какой-то особенной глины, он создал себя сам. "Айболит". ...Ключевые слова Чуковского: "всё", "всякий", "всегда", "ни один", "лишь один". В сказках Корнея Чуковского всё касается всех. Если уж доктор, то он лечит всех и от всех без исключения болезней. Таков доктор Айболит из знаменитой стихотворной сказки Чуковского. Прообраз Айболита - доктор Дулиттл из прозаической сказки Лофтинга. Но и пересказ с английского Чуковский обогатил новыми реалиями и дал герою имя, звучащее как призыв к спасению. Айболит в стихах - это уже совсем не Дулиттл. Работа с текстом, (по строфам) [11].

     1. Каким представляется нам доктор  Айболит уже из первой строфы? -Добрый.  Он доктор по профессии  - то есть в нём должна быть  изначально заложена установка  на добро, исцеление. Не случайно, может быть, слова "добрый" и "доктор" начинаются с одного слога. Интересно, что Чуковский взял не слово "врач", а именно слово "доктор". Почему? - Наверное, поэт выбирал по созвучию, по внутренней рифме. Плюс к этому слово "доктор" более "доброе", более "детское". Не случайно доброта его проявляется по отношению ко всему миру. Доктор не может быть добрым избирательно ("всех излечит"). 2. Интересно, что, работая над "Айболитом", Чуковский зарифмовал вереницу больных с вереницей болезней и поражённых ими частей тела: коза - глаза, канарейка - шейка, сова - голова, носорога - изжога и т.д. Но всё это было отброшено ради простых строк: И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" И пришёл к Айболиту барбос: "Меня курица клюнула в нос!" - ибо тут есть обидчик и есть обиженный. Жертва зла, которой необходимо помочь. Что несёт людям доктор Айболит? - Добро, радость, веселье, смех - то есть исцеление не только физическое, но и духовное. Ведь сказать доброе слово тоже очень важно. Словом, как известно, можно убить, а можно и исцелить. 3. (и далее) Работа с текстом. Важно отметить, почему именно доктор Айболит бережёт себя - ради других (т.к. он нужен больным): О, если я утону, Если пойду я ко дну, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными? Интересна история этих строк. Чуковский сочинил их в 30-х годах, слишком далеко заплыв в море-Чуковский не только писал сказки для детей, но и выступал как литературный критик и теоретик [13]. Известны его "Заповеди для детских поэтов". Это интересный материал для работы на уроке. Учитель может предложить детям проследить на примере одной из сказок Чуковского, как автор сам выполняет ту или иную заповедь. Таким образом, мы имеем возможность непосредственно проследить, как литературовед-теоретик в Чуковском будет соответствовать Чуковскому-сказочнику. Понятие "теории и практики литературного творчества". ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ. 1. Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.2. Нужна наибыстрейшая смена образов. 3. Словесная живопись должна быть лиричной. 4. Нужна подвижность и переменчивость ритма.5. Нужна повышенная музыкальность поэтической речи. 6. Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу. 7. Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы. 8. Каждая строка должна жить своей собственной жизнью. 9. Не загромождать детских стихов прилагательными. 10. Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей. 11. Детские стихи должны быть игровыми. 12. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией. 13. Мало-помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы путём постоянного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. 14. Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. Понятие рифмы, ритма. Обсудив с детьми 1-ую заповедь, предлагается проверить её на примере конкретного текста - текста сказки К.И. Чуковского "Айболит". Учитель (или один ребёнок) наугад открывает любую строфу. Используя приём словесного рисования, нужно попытаться создать "картинку" (устно "нарисовать") [15].

 

      Глава 2. Эмпирическое исследование отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста

 

       2.1 Описание диагностических заданий

      

      Наше исследование мы провели в старшей группе Радуга МДОУ  «Золотая рыбка» г.Абакана В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного в возрасте 5-6 лет (Приложение 1).

      План работы: изучить у детей отношение к книге.

     Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на развитие у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Задачи приобщения детей к художественной литературе:

  • формирование интереса к книгам, потребности в чтении;
  • развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе:
  • привлечение внимания дошкольников к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); к красоте и выразительности языка произведения; развитие чуткости к поэтическому слову;
  • пополнение литературного багажа сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;
  • воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;
  • развитие у детей чувства юмора;
  • совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, текстом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);
  • помощь детям в объяснении основных различий между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением;
  • знакомство с иллюстрациями известных художников к произведениям для детей.

Освоение образовательной области  «Чтение художественной литературы» оценивается в процессе выполнения ребенком диагностических заданий.

Задание 1 - «Разложи картинки».

Цель. Выявление знания сказок и  последовательных событий в них.

Материал. Иллюстрации к сказкам: русская народная сказка; «Двенадцать месяцев» С. Маршака; «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина (по 5-6 иллюстраций).

Информация о работе Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста