Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить дидактические основы использования творчество К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомление с творчеством К.И. Чуковского как средство воспитания положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.
Детям 3-го и 4-го года жизни
сказки необходимо не читать,
а рассказывать и даже
Народную
сказку можно рассматривать
Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным [8, с. 18].
Ребенку дошкольного возраста
свойственно внеконтекстное
Детская книга,
понравившаяся ребенку берет
его в плен настолько, что
он не отделяет себя от
Детей
старшего дошкольного возраста
знакомят с веселыми
В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей. Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания [17, с. 56].
Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети. Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.
Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только. На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности.
Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями [9, с. 3].
Также следует помнить о
Необходимо
также помнить и о
В круг
детского чтения должны
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
1.3 Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста
В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почётное звание "дедушка": Иван Андреевич Крылов и К.И. Чуковский. Причём Корнея Ивановича называли "дедушкой Чуковским" ещё при жизни [21]. Детские сказки, песенки, загадки, потешки, переводы - лишь небольшая часть того, что сделал он в литературе (он писал и для взрослых). Но всё же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский - детский поэт. Все мы знаем и любим с детства его стихотворные сказки, детские стихи. Детские книги Чуковского завораживают нас своей музыкой, яркими образами главных героев, привлекают своей жизнерадостностью и оптимизмом. Интересно, что дети сразу приняли сказки К.И. Чуковского, как свои: они охотно заучивали и декламировали их наизусть. Кстати, сказки Чуковского очень легко заучить благодаря их особому ритму и интересным рифмам. Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять "Крокодила", с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению. Примечательно, что сам К.И. Чуковский считал детские сказки "витамином роста для детей", даже "хлебом насущным", то есть чем-то необходимым для ребёнка. У Герберта Уэллса есть роман "Пища богов". Учёный, желая помочь человечеству, изобретает небывалую пищу, кормит ею малышей, и они вырастают добрыми, могучими великанами. Вот и Чуковский готовил духовную пищу и "кормил" ею миллионы детей с единственной целью - чтобы они (в духовном смысле) росли великанами, силачами, богатырями. Он так и говорил: "пища", "рост", "силач", "великан". А пищей богов считал слово, поэзию, сказку. Вот он читает больным детям в санатории свой перевод "Мюнхгаузена": "Слушая их блаженное ржание, я впервые по-настоящему понял, какое аппетитное лакомство для девятилетних детей эта весёлая книга, и насколько тусклее была бы детская жизнь, если б этой книги не существовало на свете". С наибольшим благоговением Чуковский относится именно к сказке: "Сказка сделала своё дело: помогла ребёнку ориентироваться в окружающем мире, обогатила его душевную жизнь, заставила его почувствовать себя участником воображаемых битв за справедливость, добро и свободу". Чуковский как никто опирался на естественные вкусы и потребности детей разных возрастов. Он первый доказал, что все маленькие дети - неистовые любители поэзии и что их потребности в такого рода духовной пище впитаны буквально с молоком матери: "Стихотворные навыки внушены каждому из нас нашей матерью в пору нашего детства, прежде чем мы научимся говорить и ходить" [6]. Да-да, вся мировая поэзия началась с непроизвольных "ритмических стихотворных излияний" любящей матери и, как деликатно заметил исследователь, "насколько я мог проследить, эти материнские стихи связаны периодом кормления грудью". А первые рифмы - слоги "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Понятия "рифма" и "ритм". Интересно, что сам Корней Чуковский по своему мироощущению близок к детям. В одном письме он, "с высоты своих 84 лет", признался: "Боги...вылепили меня из какой-то особенной глины. Меня и сейчас очень радуют и снег, и котёнок, и новый забор, и подарки". "Главной усладой" его всегда была "способность читать и любить драгоценные книги". Эта услада объединяет его с детьми, которых дорогие им книги притягивают как мёд. В Чуковском столько непринуждённости, лёгкости, что трудно поверить, какой человек скрывается под личиной весёлого "дедушки Корнея". Трудно назвать писателя, более жёстко регламентировавшего свою жизнь, чем Корней Иванович. Не пить, не курить, вставать в пять утра, ложиться в девять вечера, выполнять точно в срок все обещания, отвечать на все письма, никогда не играть в карты, в домино, не ходить в гости и не принимать гостей, а лишь работать на людях, либо устраивать за домашним столом литературные вечера, - словом, если составить свод всех правил, которые навязал себе Чуковский, то выйдет целый том, не уступающий своду законов. Нет, не боги вылепили Чуковского из какой-то особенной глины, он создал себя сам. "Айболит". ...Ключевые слова Чуковского: "всё", "всякий", "всегда", "ни один", "лишь один". В сказках Корнея Чуковского всё касается всех. Если уж доктор, то он лечит всех и от всех без исключения болезней. Таков доктор Айболит из знаменитой стихотворной сказки Чуковского. Прообраз Айболита - доктор Дулиттл из прозаической сказки Лофтинга. Но и пересказ с английского Чуковский обогатил новыми реалиями и дал герою имя, звучащее как призыв к спасению. Айболит в стихах - это уже совсем не Дулиттл. Работа с текстом, (по строфам) [11].
1.
Каким представляется нам
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание диагностических заданий
Наше исследование мы провели в старшей группе Радуга МДОУ «Золотая рыбка» г.Абакана В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного в возрасте 5-6 лет (Приложение 1).
План работы: изучить у детей отношение к книге.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на развитие у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи приобщения детей к художественной литературе:
Освоение образовательной
Задание 1 - «Разложи картинки».
Цель. Выявление знания сказок и последовательных событий в них.
Материал. Иллюстрации к сказкам: русская народная сказка; «Двенадцать месяцев» С. Маршака; «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина (по 5-6 иллюстраций).