Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить дидактические основы использования творчество К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомление с творчеством К.И. Чуковского как средство воспитания положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.
Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям. Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения. Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Занятия по литературному чтению должны служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.
При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением [2].
Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры, часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказывание детьми содержания услышанного. Могут быть использованы следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место могут занимать также упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.
Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям.
Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д.
Таким образом, в работе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» существует разнообразие как традиционных, так и инновационных форм, методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению. При этом многое здесь зависит от педагога, от его знаний, умений, творческого подхода.
Заключение
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на положительное отношение у детей к книге. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
В сфере развития отношения ребенка к книге пример взрослого играет важнейшую роль.
В результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок. В группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем незначителен, так как ребенок болел и пропускал некоторые отрезки времени занятий.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности положительного отношения к книге; в процентном отношении это составило 65 % . 35 % и 5%.
Количество детей с низким уровнем сформированности положительного отношения книге очень низок.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе формирования положительного отношения к книге старших дошкольников, очень эффективен в формировании сказки с организацией и применением сказок у старших дошкольников, что полностью подтверждает гипотезу: мы полагаем, что эффективность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством К.И.Чуковского будет способствовать воспитанию положительного отношения к книге.
Библиографический список
1. Богданова С. В. Воспоминания о Корнее Чуковском. – М.: Логос, 2001.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1999., 335с.
Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в художественной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Акаде мия, 2000., 300с.
3. Григорьева
Г.Г. Художественная
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996., 99с.
5. Дехтерев Б.
Иллюстрация – произведение
6. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 2006. - № 3. – С. 56-63.
7. Казакова Т.Г.
Развивайте у дошкольников
8. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика, 1995., 165с.
9. Корней Иванович
Чуковский. Библиографический
10. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.- С. 47-54.
11. Кудрявцева
Л.С. Художники детской книги:
Пособие для студентов средних
и высших педагогических
12. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.,185с.
13. Лабунская
Г.В. Изобразительное
14. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1999., 324с.
15. Методика
обучения изобразительной
16. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1999.,340с.
17. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1999., 365с.
18. Петровский
М. С. Книга о Корнее
Работа с книгой в детском саду. – М., 1999., 356с.
19.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985., 356с.
20. Художественное
творчество в детском саду / Под
ред. Н.А.Ветлугиной. –М., 1974., 425с.
Эстетическое воспитание в
Приложение 1
Список детей МДОУ «Золотая рыбка» группы Радуга
1 |
Абдурахманова Каролина |
2 |
Брыткова Полина |
3 |
Бурнакова Снежана |
4 |
Васильев Ваня |
5 |
Вязович Илья |
6 |
Демагин Данил |
7 |
Кулмуратов Вальдемар |
8 |
Канзычаков Рудольф |
9 |
Кириченко Антон |
10 |
Коков Кирилл |
11 |
Кременецкая Катя |
12 |
Курбанашев Бектурсун |
13 |
Левченко Василина |
14 |
Максимова Карина |
15 |
Мамышева Оля |
16 |
Мустафин Руслан |
17 |
Никитин Никита |
18 |
Ожигов Яша |
19 |
Озниев Артем |
20 |
Потехина Аня |
21 |
Ситникова Даша |
22 |
Степнова Соня |
23 |
Чебодаева Даша |
24 |
Чернов Рома |
25 |
Чудинова Наташа |