Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить дидактические основы использования творчество К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомление с творчеством К.И. Чуковского как средство воспитания положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Курсовая Чуковский.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

     Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям. Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения. Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

     В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

     Занятия по литературному чтению должны служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.

    При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением [2].

    Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

    Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры, часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

    Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказывание детьми содержания услышанного. Могут быть использованы следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место могут занимать также упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.

     Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям.

    Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д.

      Таким образом, в работе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» существует разнообразие как традиционных, так и инновационных форм, методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению. При этом многое здесь зависит от педагога, от его знаний, умений, творческого подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    

      Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы  таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

      Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

     Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на положительное отношение у детей к книге. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

      В сфере развития отношения ребенка к книге пример взрослого играет важнейшую роль.

     В результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок. В группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем незначителен, так как ребенок болел и пропускал некоторые отрезки времени занятий.

      Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности положительного отношения к книге; в процентном отношении это составило 65 % . 35 % и 5%.

       Количество детей с низким уровнем сформированности положительного отношения книге очень низок.

      Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе формирования положительного отношения к книге старших дошкольников, очень эффективен в формировании сказки с организацией и применением сказок у старших дошкольников, что полностью подтверждает гипотезу: мы полагаем, что эффективность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством К.И.Чуковского будет способствовать воспитанию положительного отношения к книге.

 

Библиографический список

 

1. Богданова  С. В. Воспоминания о Корнее Чуковском. – М.: Логос, 2001.

 Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1999., 335с.

Возрастная  психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.

2. Григорьева  Г.Г. Развитие дошкольника в художественной деятельности:

Учебное пособие  для студентов высших учебных  заведений. – М.: Акаде мия, 2000., 300с.

3. Григорьева  Г.Г. Художественная деятельность  дошкольника. – М., 1999., 220с.

4. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. - М., 1996., 99с.

5. Дехтерев Б.  Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1999. - №  4.- С. 77-84.

6. Дехтерев Б.  Познание мира и иллюстрация  // Детская литература. – 2006. - №  3. – С. 56-63.

7. Казакова Т.Г.  Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.,127с. 

8. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика, 1995., 165с.

9. Корней Иванович  Чуковский. Библиографический указатель.  – М.: Знание, 1999.

10. Котова И.  О некоторых особенностях восприятия иллюстраций старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.- С. 47-54.

11. Кудрявцева  Л.С. Художники детской книги:  Пособие для студентов средних  и высших педагогических учебных  заведений. – М.: Издательский  центр "Академия", 2008., 240с.

12. Курочкина  Н.А. Детям о книжной графике.  – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.,185с.

13. Лабунская  Г.В. Изобразительное творчество  детей. – М.: Просвещение, 1999., 208с.

14. Мелик-Пашаев  А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки  к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1999., 324с.

15. Методика  обучения изобразительной деятельности  и конструированию / Под ред.  Т.С.Комаровой. – М., 1999., 426с.

16. Мухина В.С.  Детская психология. – М.: Просвещение, 1999.,340с.

17. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1999., 365с.

18. Петровский  М. С. Книга о Корнее Чуковском.  – М., 1966.

Работа с  книгой в детском саду. – М., 1999., 356с.

19.Теория и  методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985., 356с.

20. Художественное  творчество в детском саду / Под  ред. Н.А.Ветлугиной. –М., 1974., 425с.  Эстетическое воспитание в детском  саду. – М., 1985., 256 с.

 

                                                                                                                                                                  

 

Приложение 1

 

Список детей  МДОУ «Золотая рыбка» группы Радуга

 

1

Абдурахманова Каролина

2

Брыткова Полина

3

Бурнакова Снежана 

4

Васильев Ваня

5

Вязович Илья

6

Демагин Данил

7

Кулмуратов Вальдемар

8

Канзычаков Рудольф

9

Кириченко Антон

10

Коков Кирилл

11

Кременецкая Катя

12

Курбанашев Бектурсун

13

Левченко Василина

14

Максимова Карина

15

Мамышева Оля

16

Мустафин Руслан

17

Никитин Никита

18

Ожигов Яша

19

Озниев Артем 

20

Потехина Аня

21

Ситникова Даша

22

Степнова Соня

23

Чебодаева Даша

24

Чернов Рома 

25

Чудинова Наташа


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      




Информация о работе Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста