Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:16, доклад
Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Философская направленность творчества С.Л. Рубинштейна, его пристальный интерес к зарубежной психологии объясняются, по - видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в Марбургском университете, защитил там докторскую диссертацию, посвященную критическому анализу гегелевской философии. В дальнейшем его критический анализ немецкой классической философии был продолжен в статье "Принцип творческой самодеятельности".
В своей работе "Основах психологии" Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Здесь же Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект не только обнаруживается и проявляется, но в ней созидается и определяется.
Общие принципы, сформулированные Рубинштейном, находят свою конкретизацию в исследованиях прежде всего его учеников. На них опираются и другие исследователи, формально не принадлежащие к школе С.Л. Рубинштейна.
Работы С.Л. Рубинштейна ориентируют нас на правильное понимание психики как свойства высокоорганизованной материи, сознания человека как изначально - исторического продукта и высшей формы субъективного отражения объективной действительности.
Список литературы:
1. Психология. Словарь.
/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.
2. Рубинштейн
С.Л. Проблемы общей
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.
5.Брушлинский
А.В. Философско-
6. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.
7. Абульханова-Славская К .А., Брушлинский А.В. «Послесловие. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна»
8. История психологии. Т.Д. Марциновская. М.: 2007.
9.Общая психология. А. Маклаков. СПб.: 2003.