Самосознание: понятие, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Реферат по общей психологииЦель работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;
Проанализировать структуру самосознания;
Определить функции самосознания.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Понятие «самосознание» и его основные характеристики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Самосознание - реферат по общей психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Общая психология»

«Самосознание: понятие, структура, функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайшет 2009

Содержание 

Введение 

Основная  часть

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Заключение 

Список  использованной литературы

3

 

4

21

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Проблема развития самосознания является одной из самых трудных и интересных в психологической науке. С древних времен люди стремятся познать себя и других. В процессе взаимодействия людей вырабатывались нравственные правила и нормы, которые становились внутренними регуляторами поведения, формировалась потребность человека подчиняться этим внутренним правилам и нормам. Постепенно складывались представления о совести, нравственном долге, ответственности, которые, так или иначе, соотносились с реальными поступками. Это делало человека относительно свободным и независимым от конкретных ситуаций, от той общности людей, к которой он принадлежит. Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно поэтому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они».

Цель  работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;
  2. Проанализировать структуру самосознания;
  3. Определить функции самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес  к самому себе, к своему «Я», желание  познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом  собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века.

Психологический аспект анализа самосознания в науке  связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного  на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

В отечественной  и зарубежной психологии имеется  немало научных трудов, в которых  обстоятельно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика рассматривается в трудах Столина В.В., Чистяковой И.И., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Божович Л.И.,  Лисиной М.И. и др.

Первые исследования самосознания принадлежат У. Джемсу, который выдвинул ряд положений о соотношении сознания и самосознания, актуальных и до настоящего времени. Согласно У. Джемсу, самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом: в нем необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую – «Я».

В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд, при выделении «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура) четко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая управляет ими.

А. Пфендер (представитель интроспекционистов) построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, действующей в системе различных связей. «Я» имманентно по своему существу, оно развивается, правда, в течение всей жизни, но уже имеется с самого рождения у человека в психической деятельности.

Сторонники  бихевиоризма подчеркивали влияние  окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они устранили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отказавшись от этих понятий как от ненаучных, сведя всю психическую  деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но, не отождествляя с ним. При этом выделяются три  основные точки зрения на соотношение  сознания и самосознания. Одна из них состоит в признании того, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования. Вторая точка зрения  заключается в том, что ее  представители рассматривают самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в ее взаимоотношениях с окружающими людьми. Третья точка зрения утверждает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые – объективные, они отражают внешний мир; вторые – субъективные, они отражают состояние тела (самоощущения). Ребенок, сталкиваясь с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, соответственно решает задачу их отдельного осознания. Такое осознание оказывается возможным благодаря накопленному опыту активности во внешнем мире.

В отечественной психологии  большое внимание уделяется вопросу о структуре самосознания. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.

Самопознание  является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью, превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно завершенному знанию. Всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного.

Эмоционально-ценностное отношение к себе - специфический  вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное  отношение личности к тому, что  она узнает, понимает, «открывает»  относительно самой себя. Переживания  являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.

Познание собственных  отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в  процессе осознания переживаний. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том  случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.

Саморегулирование поведения – есть форма регуляции  поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя саморегуляцию, можно выделить два ее уровня. Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок. Второй уровень – растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по отношению к себе.

В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:

- сознание тождественности,  зачатки которого возникают уже  в 11-месячном возрасте, когда младенец  начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

- сознание «Я»  как активного начала, как субъекта  деятельности, которое появляется  в 2-3 года, когда ребенок овладевает  личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;

- осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;

- социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

На основе анализа  различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:

1 – «Я», центр  личности;

2 – Я-концепция, или  самосознание «Я», которое состоит  из устойчивых Я-образов; 

3 – ситуативные или  оперативные Я-образы;

4 – свойства личности (черты характера, способности  и т. п.).

Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я». «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом  онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно – подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания. Обозначение словом «Я»  создает иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно, как в бодрствующем, так и в спящем состоянии. Являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и состоит, в свою очередь состоит из тесно связанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (имеется ввиду зрелый человек, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным и поверхностным изменениям) получили в психологической литературе «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.

Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию.

И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.

Так, для В.В. Столина, принцип  вычленения трех уровней активности человека (органический, индивидный и  личностный), реализованный применительно к онтогенезу самосознания, остается основополагающим и при введении представления об уровневом строении самосознания: в системе органической активности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.

Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном  и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе  самопознания и эмоционально-ценностного отношения.

Относительно факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей различных подходов расходятся в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне ее. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды.

Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врожденными предпосылками и задатками. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на том, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что, главным фактором, определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт.

Информация о работе Самосознание: понятие, структура, функции