Самосознание: понятие, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Реферат по общей психологииЦель работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;
Проанализировать структуру самосознания;
Определить функции самосознания.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Понятие «самосознание» и его основные характеристики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Самосознание - реферат по общей психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

По мнению многих авторов (Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, И.И. Чесноковой и др.), формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью  развития сознания и психики в целом. Некоторые авторы утверждают, что элементарные формы самосознания существуют уже в младенческом возрасте (М. Льюис, Дж. Брукс-Ганн, Д.В. Ольшанский). Другие ученые зарождение самосознания относят к раннему детству (Р. Мейли, Р. Заззо). Многие исследователи не согласны с тем, что самосознание можно отнести к раннему детству (А. Валлон, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.). Согласно точке зрения Б.Г.Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. М.И. Лисина, Е.Н. Анкудинова, В.Г. Асеева указывают на дошкольный возраст.

Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе намечает С.Л. Рубинштейн. Это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так, ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые представления о своем «Я».

Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже считают подростковый возраст возрастом зарождения самосознания.

По мнению  исследователей И.С. Кона, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского одним из оптимальных периодов развития самосознания является юношеский возраст. Именно в этот жизненный период проявляется открытие своего внутреннего мира и «образа – Я», которое проходит по следующим направлениям:

  • открытие своего внутреннего мира и понимание своей неповторимости, особенности;
  • осознание необратимости времени, понимание временной ограниченности своего существования, вследствие чего человек задумывается о смысле жизни, целях, перспективах своего будущего;
  • освоение целостного представления о самом себе на основе самоанализа, развитие самоуважения и обобщенное отношение к себе как к личности.

По мнению В.В. Столина, онтогенетическое происхождение самосознания и его развитие является многолинейным, в силу того что человек достаточно скоро после своего рождения оказывается включенным в разные системы отношений – вначале как природное существо, а затем как объект и субъект различных социальных отношений и деятельностей. Соответственно различным системам отношений, вызывающим разные формы активности человека, соответствуют и  специфические, качественно отличающиеся друг от друга феномены самосознания, связанные с активностью организма («самовыделение и принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных аспектах) и появляющиеся вначале в простых, а затем во все более усложняющихся  и многообразных формах феномена самосознания, связанные с активностью человека как социального существа.

 

 

 

 

Заключение

Анализ литературы показал, что самосознание представляет сложнейшее интегративное свойство личности. В отечественной и зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию природы самосознания, его структурных компонентов и факторов, обуславливающих его развитие в онтогенезе. Восприятие человеком различных сторон своего «Я» организуются в более или менее объективную и устойчивую «Я-концепцию». Это динамическая система представления индивида о себе, включающая в себя различные индивидные, личностные характеристики, свойства человека как субъекта разнообразных деятельностей – познания, общения, труда, а также самооценку, отражающую степень развития у индивида различных характеристик своего «Я» и связанных с ним переживаний. В результате теоретического анализа научной литературы определены структурные компоненты самосознания (осознание себя, самооценка, уровень субъективного контроля).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1980.
  2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
  3. Кон И.С. Открытие Я. – М..: Политиздат, 1978. - С.72-73.
  4. Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. журн. - 1995. - №1. - С. 104-144.
  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. – М.: Педагогика, 1983, 318 с.
  6. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997. – 304 с.
  7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
  9. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.
  10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

Информация о работе Самосознание: понятие, структура, функции