Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.[1 с.48] Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

Содержание работы

Введение 3
I. Подходы к определению развития личности 5
Понятие «индивид» и «индивидуальность» 5
Проблема личности и ее развития.... 8
П. Сущность социализации и ее стадии 10
Понятие социализации 10
Характеристика стадий социализации 11
III. Роль воспитания и обучения в формировании личности 14
Воспитание и его функции 14
Проблема соотношения обучения и развития 16
IV. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.............. 18
Заключение 21
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

псих и пед соц управление личности.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

I. Подходы к определению развития личности 5

  1. Понятие «индивид» и «индивидуальность» 5
  2. Проблема личности и ее развития.... 8

П. Сущность социализации и ее стадии 10

  1. Понятие социализации 10
  2. Характеристика стадий социализации 11

III. Роль воспитания и обучения в формировании личности 14

  1. Воспитание и его функции 14
  2. Проблема соотношения обучения и развития 16

IV. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.............. 18

Заключение 21

Список  литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие человека —  это процесс становления и  формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.[1 с.48] Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

Развитие человека не может  быть сведено лишь к количественному  изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это, прежде всего, качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей. [1 с.49] В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Цель: Рассмотреть сущность понятия  «личность», а также проанализировать роль, которую играет социальная среда в становлении человека как личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Подходы к определению развития личности

Слово личность ("рersonalitу") в английском языке происходит от латинского "рersona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.[3 с.21] Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Как в восточном, так  и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это  категорический императив человеческого  достоинства, без чего наша цивилизация  потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

1.1 Понятие «индивид» и «индивидуальность»

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразные "социальный атом", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы, в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм -философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида. [3 с.24]

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (К.Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого"[3 с.25] имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее  справедливо утверждение, что человек  есть множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности... нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: "Ты сам - последняя из всех тайн".[1 с.33] Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос - когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин "личность" не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Итак, новорожденный - уже  выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый

матерью и  близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного "Я". Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые "критические" моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека. Дальнейшее развитие личности связано с "происхождением" других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты - как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.[1 с.38] Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития .головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний Т {НС и т.п. в принципе личность может "умереть" в еще живом

человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

 

1.2 Проблема личности и ее развития

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.[5 с.85]

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.[5 с.88-89]

Современная педагогическая наука  рассматривает личность как единое целое,  в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни,   которые,   определяя весь облик

личности, придают ей силы для преодоления  своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.). Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми.[1 с.50] Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

 

 

II. Сущность социализации и ее стадии 2.1 Понятие социализации

Взаимодействие    человека     с     обществом     обозначается    понятием "социализация",   которое имеет междисциплинарный статус  и   широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о  социализации как процессе полной интеграции личности в социальную  систему,  в  ходе,  которого происходит  ее  приспособление, сложилось    в    структурно-функциональном    направлении    американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".[3 с.51]

Понятие адаптации, являясь  одним их центральных понятий  биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это  понятие было экстраполировано в  обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации  социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к •культурным, психологическим и социологическим факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.[4 с.76]

Эти   два   подхода    не    противоречат    один    другому,     определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью  воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Информация о работе Самовоспитание в структуре процесса формирования личности