Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.[1 с.48] Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

Содержание работы

Введение 3
I. Подходы к определению развития личности 5
Понятие «индивид» и «индивидуальность» 5
Проблема личности и ее развития.... 8
П. Сущность социализации и ее стадии 10
Понятие социализации 10
Характеристика стадий социализации 11
III. Роль воспитания и обучения в формировании личности 14
Воспитание и его функции 14
Проблема соотношения обучения и развития 16
IV. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.............. 18
Заключение 21
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

псих и пед соц управление личности.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Итак, сущностный смысл  социализации раскрывается на  пересечении  таких    ее    процессов,    как    адаптация,    интеграция,    саморазвитие    и самореализация.   Диалектическое их единство обеспечивает   оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

2.2 Характеристика стадий социализации

Социализация - это непрерывный  процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

    • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала 
      трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на 
      два     более    и    менее     самостоятельных    периода:     ранняя 
      социализация,   охватывающая   время   от  рождения   ребенка   до 
      поступления его в школу; юношеская социализация, включающая 
      обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
    • трудовая стадия охватывает период зрелости человека.   Однако 
      демографические границы этой стадии определить  трудно,   так 
      как она включает весь период трудовой деятельности человека;
    • послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи 
      прекращением трудовой деятельности.[4 с.81]

Стадии  социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития   личности,   которые   не   обязательно   совпадают   с   периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных,         эмоциональных        и         волевых        компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии  социализации:   детство  -  адаптация индивида,   выражающаяся  в овладении нормами социальной жизни;  отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в .потребности   "быть  личностью"; юность   - интеграция,   выражающаяся в приобретении черт и свойств личности,   отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. [4 с.82]

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет  различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых- ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации

свидетельствует способность  человека входить в различные  социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

 

 

 

 

 

III. Роль воспитания и обучения в формировании

личности

3.1 Воспитание и его функции

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в  отличие  от  социализации,  происходящей  в  условиях стихийного      взаимодействия      человека      с      окружающей      средой, рассматривается     как     процесс      целенаправленной     и      сознательно контролируемой     социализации      (семейное,     религиозное,     школьное воспитание). И та,  и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды  развития  личности.    Одно  из   самых  существенных  различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что     воспитание    выступает    своеобразным    механизмом    управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две  основные функции:

    • упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, 
      психологических и др.) на личность;
    • создание условий для ускорения процессов социализации с целью 
      развития личности.[9 с.39]

В соответствии с этими  функциями воспитание позволяет  преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей

гуманистическую    ориентацию,     востребовать    научный   потенциал   для  прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Типы (модели)  воспитания  обусловлены  уровнем развития обществ, их   социальной   стратификацией   (соотношением   социальных  групп   и слоев)  и  социально-политическими  ориентациями.   Поэтому  воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В   каждом  из  них  воспроизводится   свой  тип  личности,   своя   система зависимостей   и   взаимодействий,   степень   свободы   и   ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.

А. В. Мудрик условно выделил  три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.[9 с.41]

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные    задачи -    это    познавательные,    морально-нравственные,   ценностно-смысловые  задачи,   которые  специфичны  для каждого    возрастного    этапа    в    конкретном    историческом    социуме. Они   определяются   обществом   в   целом,    региональным   и   ближайшим окружением человека.

Социально-психологические  задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют

специфическое содержание и способы  их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. [9 с.43]

 

3.2 Проблема соотношения обучения и развития

Проблема соотношения  обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

• собственно биологическое, органическое созревание мозга,  его

анатомо-биологических  структур; «

• психическое     (в      частности,      умственное)     развитие     как

определенная  динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.[6 с. 103]

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но

обучение   как бы надстраивается над созреванием  мозга.   Таким образом, обучение  понимается  как чисто  внешнее  использование  возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение   и развитие,   отождествляют   тот   и другой процессы (Джеймс,  Торндайк). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.[6 с. 108]

Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый -уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, . завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. [9 с.45]

Современная отечественная  педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

 

 

 

IV. Самовоспитание в структуре процесса формирования

личности

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания. [6 с.97]

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий

 

через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.[6 с.99]

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих

людей, их примером, их идеологией, опытом собственной  деятельности) и

закономерностями физического  развития. Именно поэтому   важно   знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на

разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный,

моральный   и   научный   опыт,   накопленный   в   обществе,    становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь   речь   должна   идти    о    специально   организованной   встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает  вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач

преодоления своих слабостей  и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия

объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение

воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление  этой  цели  неизбежно   сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.[6 с. 101]

Информация о работе Самовоспитание в структуре процесса формирования личности