Самовыражение личности в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Двадцать первый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитие мобильной телефонной связи привел к коммуникативному буму. Никогда еще человечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженный улей, который гудит миллиардами голосов.
Фактически каждый человек представляет собой транслятор информации, небольшую станцию, которая посылает много разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новые проблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку не потеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностной коммуникации.

Файлы: 1 файл

Самовыражение личности в общении.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Самовыражение личности в общении

1. Функции и  индивидуальные особенности самовыражения личности в общении

 Двадцать  первый век начался как век  коммуникации. Расширение сети Интернета,  развитие мобильной телефонной  связи привел к коммуникативному  буму. Никогда еще человечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженный улей, который гудит миллиардами голосов.

 Фактически  каждый человек представляет  собой транслятор информации, небольшую  станцию, которая посылает много  разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новые проблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку не потеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностной коммуникации.

 Проблема  самовыражения личности в общении становится темой все большего числа исследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых,приверженность отечественных психологов гуманистической психологии, главной идеей которой является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и активности современного человека.

 Под самовыражением  личности в общении нами понимается  широкий круг вербальных и  невербальных поведенческих актов,  которые человек использует для  передачи информации о себе  другим лицам и создания определенного образа себя.

 В зарубежной  психологии проблема самовыражения  личности в общении изучается  через два феномена: самораскрытия,под  которым понимается сообщение  информации о себе другим людям,  и самопрезентации, состоящей  в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам, их детерминирующим.

 Человек  является сложным объектом восприятия, поскольку он является носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основном по визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уровней самовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности и соответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания.

1. Непроизвольное  невербальное самовыражение. 

2. Произвольное  самовыражение с помощью невербальных  средств. 

3. Произвольное  речевое и/или невербальное самовыражение,  соответствующее внутреннему состоянию личности;

4. Произвольное  речевое и/или невербальное самовыражение,  направленное на формирование  искаженного представления о  своей личности.

 По мере  перехода от первого уровня  к четвертому усиливается осознанность, целенаправленность, а также степень искусственности, совершаемых личностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены эти уровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать четвертом уровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение в это же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинные чувства.

Нами предлагается выделять следующие функции самовыражения.

1. Экзистенциальная  функция состоит в том, что,  посылая информацию о своей  личности, человек утверждает факт своего существования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальное взаимодействие.

2. Адаптивная  функция проявляется в том,  что самовыражение, в первую  очередь, направлено на включение  конкретного человека в сложную  социальную систему, поскольку человек действует как исполнитель большого числа социальных ролей, которые ему предоставляет общество.

3. Коммуникативная  функция является генетически  исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью,адресована  другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.

4. Идентификационная  функция состоит в том, что  самовыражение личности направлено  на отражение ее принадлежности  к определенным социальным группам  или к психологическим типам.  Это позволяет аудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социальной общности.

5. Функция регуляции  межличностных отношений основана  на том, что количество посылаемой  информации, ее содержание,периодичность,  взаимность, приводит к определенному  характеру межличностных отношений. Люди выстраивают свои отношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции,позиции и знака отношений.

6. Преобразовательная  функция состоит в том, что  самовыражение одной личности  вызывает определенные изменения  в тех людях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойти изменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине(чужой пример может даже стать толчком к смене стиля жизни), самовыражение может затронуть разное число людей (поклонников или противников такого стиля презентации себя). Все это будет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработку традиции самовыражения.

7. Функция саморегуляции  обусловлена тем, что самовыражение  служит средством согласования Я-концепции личности и ее поведения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения и разрядки.

8. Функция самовоплощения  связана с тем,что, выражая  себя в общении с другими  людьми, человек создает в их  сознании образ себя, который существует независимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формами самовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видеоматериалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи и географической среды.

 Люди существенно  различаются по тем средствам,  которые они используют для  самовыражения в общении, и  по тем задачам, которые они  перед собой ставят в этой  связи. Анализ литературы позволяет  выделить семь основных характеристик,которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности в общении.

1.Степень осознанности  и целенаправленности посылаемой  информации о себе. Люди очень  существенно различаются по способности  к управлению процессом формирования  впечатления осебе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственным производимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил,что люди, склонные к самомониторингу, больше следуют социальным нормам, лучше контролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, более демонстративны и конформны (4).

2. Естественность  или искусственность создаваемого  образа. Это один из ключевых  моментов в проблеме самовыражения  личности в общении. Часто он  решается упрощенно путем отнесения  естественности и искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа к феномену самопрезентации. На самом деле, самораскрытие имеет очень много видов,и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда не бывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит«литературную» составляющую, в которую входит интерпретация случившегося,жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводит рассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм,начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту, до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человек пользуется всей палитрой возможностей самораскрытия и самопредъявления в зависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношение правдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждой личности свои.

3. Активность  самовыражения личности в общении.  Применительно к самораскрытию  она может быть определена через такиехарактеристики как его объем, длительность и частота. В самопредъявленииактивность проявляется в стремлении личности быть в центре внимания окружающих,в демонстративности поведения, в использовании стратегий инграциации исамопродвижения. Как правило, активность самовыражения более характерна длялиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своейпрофессиональной карьеры.

4. Широта самовыражения  личности. Онаможет быть определена  по количеству сфер общения, на которые распространяетсятрансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, этосемейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. Через сферы контактногообщения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых онтакже может себя презентировать. К ним относятся профессиональные,национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы.Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще болеевысокий уровень – с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностьюоказывать влияние на события разного социального уровня.

5. Вариативность  презентируемыхобразов. Эта характеристика  проявляетсяв способности менять  образы в разных ситуациях  межличностного взаимодействия.Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большимколичеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостьюситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумяфакторами можно условно выделить кросс-партнерскую вариативностьсамопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведенияв зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативнуювариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требованийситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативностисвоего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремленияуправлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее какпроявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьмив способности менять свой имидж и манеру поведения (4).

6. Нормативность  или окультуренностьсамовыражения  личности. Выше уже говорилось  о том, что человек в своемсамовыражении  должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждаясоциальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которыесуществуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. Впрошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший оттрадиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплотьдо изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкиевозможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения с опоройна разные культурные традиции. Большое влияние на выбор способа презентациисебя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности,поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частноелицо, но и как представителя определенной социальной общности.

7. Креативность самовыражения  личности. Каждый человекимеет возможность  взять готовый образ для исполнения  социальной роли или привнести  в ее исполнение новые аспекты,основанные  на личном опыте. Креативные  люди создают новые возможности  выражения себя через одежду, речь, используемые стратегии самопрезентации, которые затем становятся достоянием масс.

 Выделенные индивидуальные  особенности самовыражения личности  имеют устойчивый характер и  могут служить основанием для  прогноза поведения личности в конкретном акте общения.

2. Самораскрытие в межличностномобщении: виды, характеристики и функции 

 Исследованиесамораскрытия  началось в рамках гуманистической  психологии в 50-х годах 20века. Это было неслучайно, поскольку  именно это направление стало  рассматриватьчеловека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенныхее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие исаморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологиистали работы А.Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось какнеотъемлемое свойство человеческой природы.

 С.Джурардопределил самораскрытие  как процесс сообщения информации  о себе другим людям;сознательное  и добровольное открытие другому  своего Я (1). Содержаниемсамораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии,текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления отпроизведений искусства, жизненныепринципы и многое другое.

 Потребностьв самораскрытии  присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена,поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не толькопсихологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний.У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимомудругому. Самораскрытие играетцентральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оноявляется показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви,дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказываюто себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящениедругого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я»от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выраженияличности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным,социально-демографическим и ситуативным (3). Он может протекать внепосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, сиспользованием вербального и невербального каналов передачи информации, бытьориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

Информация о работе Самовыражение личности в общении