Семейная династия как фактор профессионального выбора подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:22, реферат

Описание работы

Актуальность детско-родительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменным на протяжении развития психологии. Существует целая система взаимосвязи и динамики взаимодействий родителей и ребенка, которое оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношение детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Одновременно перед подростком встает задача профессионального самоопределения.

Файлы: 1 файл

курсовая профотбор.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

Введение 

Актуальность детско-родительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменным на протяжении развития психологии. Существует целая система взаимосвязи и  динамики взаимодействий родителей  и ребенка, которое оказывает  значительное влияние на психическое  развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношение  детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Одновременно перед подростком встает задача профессионального  самоопределения. Для успешного  выбора профессии необходимо учитывать  множество внешних и внутренних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения. Одной из реальных ситуаций, когда необходимо принять важное решение является выбор профиля обучения в старшей школе. То, как дети осуществляют этот выбор, имеет большое значение, потому что это выбор, который как бы задает тон всему последующему профессиональному развитию. Так как взаимоотношения родитель-ребенок оказывают большое влияние на жизнь ребенка, несомненно, их влияние на процесс его профессионального развития и на то, как он будет действовать в ситуации принятия жизненно важных решений.

Объектом исследования данной курсовой является профессиональный выбор подростка.

Предмет исследования -  семейная династия как фактор профессионального выбора подростка.

Целью курсовой работы является анализ влияния семейных династий на профессиональный выбор подростков.

 

 

 

Глава 1. Профессиональный выбор. Факторы, влияющие на профессиональный выбор

1.1 Профессиональное самоопределение  подростка.

Профессиональное самоопределение  – многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение  учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы.

Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают  определенное влияние на процесс  профессионального самоопределения:

1. факторы социально-экономического  характера, которые включают в  себя то, как общество выражает  свое отношение к человеку, выбравшему  то или иное рабочее место,  моральные и материальные стимулы  конкретного труда, престиж профессии,  важность для общества и т.д.;

2. социально-психологические факторы.  Это социальное окружение, в  котором растет и воспитывается  человек. Это, конечно же, в первую очередь, семья, а также друзья, школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальные ожидания, установки и стереотипы.

3. психологические факторы. Это  личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и  т.д.

4. индивидуально-психофизиологические  особенности учащегося (свойства  нервной системы).

Ребенок для осуществления успешного  профессионального выбора должен учитывать  каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя и перспективной  оценке общественных требований подросток  вряд ли психологически подготовлен.

 

 

 

 

Климов предлагает 8 факторов, которые  обусловливают выбор человеком  той или иной профессии:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут  прямую ответственность за то, как  складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей  профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут  сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной  и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются  представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных  видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное  признание

Планируя трудовой путь, очень важно  позаботиться о реалистичности своих  притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы  приобретаемые сведения о той  или иной профессии не оказались  искаженными, неполными, односторонними.

 

 

 

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых  занятиях, на которые тратится большая  часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Наиболее важными внешними факторами  являются влияния родителей, учителей, сверстников и других, значимых для подростков людей и другое.

 

1.2 Влияние родителей на профессиональный  выбор подростка.

Влияние в психологии понимается как  процесс и результат изменений  индивидом поведения другого  человека, его установок, представлений, оценок и прочего в результате взаимодействия. Наиболее сильное влияние происходит в процессе взаимодействия родитель-ребенок.

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают  влияние на выбор профессии их детьми. Подробно и структурировано  их рассмотрел Ф. Райс, американский психолог и социолог.

 

Итак:

- один из вариантов – прямое  наследование профессии (продолжение  династии врачей, учителей, металлургов  и т.д.);

- родители влияют на интересы  и занятия детей с самого  раннего возраста, целенаправленно  предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения, занятия. Воздействует также внутрисемейная атмосфера. Влияние также важно при стимулировании мужских и женских интересов;

- родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Даже тогда,  когда родитель и не стремится  повлиять на выбор детей, это  происходит, особенно если ребенок  тесно идентифицирует себя с  родителем;

- родители иногда направляют, предопределяют  или ограничивают выбор своих  детей, настаивая или на продолжении  или прекращении обучения, на  определенном учебном заведении,  специализации, факультете. Родители, поступающие так независимо от  способностей, интересов и желания  детей могут обречь их заниматься  делом, к которому они совсем  не приспособлены. Зачастую подростки  не решаются возражать родителям  оттого, что сами не знают, чего  хотят. Некоторые подростки слишком  зависимы от воли родителей  и несвободны в проявлении  собственной инициативы, в таких  ситуациях самостоятельность, инициативность  слабо выражены. Поэтому принимаемые  такими детьми решения в значительной  степени обусловлены эмоциями  и являются реакцией родителей.  Или же родители, не ожидая  от своих детей больших успехов  на каком-либо поприще, дают  им невысокое образование, ограничивая, таким образом, для них возможности профессионального выбора.

- непрямое влияние родителей.  Родители хотят, чтобы их дети приобрели профессию, по своему статусу относящуюся к той категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше (выбор профессии по принципу большего престижа и высокой оплаты);

- оказывает влияние также то, как родители оценивают тот  или иной вид деятельности. Влияние  более сильно, когда ценностные  ориентации родителей и детей  совпадают;

- подростки более склонные соглашаться  с предложениями родителей, когда  между родителями и детьми  нет разногласий во взглядах  на будущее образование и цели  детей. Существуют исследования, показавшие, что если уровень  образования и профессиональный  статус родителей достаточно  высоки, то это способствует согласию  детей с их мнением по поводу  выбора профессии;

- общая обстановка и атмосфера  в семье, что непосредственно  сопряжено с демократичными отношениями  между родителями и детьми, оказывает  существенное влияние на цели  и надежды молодых людей, связанные с их образованием. А именно, когда родители следят за учебой детей в школе и проявляют большой интерес к их будущему, то подростки ставят перед собой задачу достижения высокого образовательного уровня, что, в свою очередь, влияет на их планы относительно будущей профессии

 

 

 

Глава 2. Семейные династии как фактор профессионального выбора подростка

Всем нам известно примеры  трудовых династий, когда несколько  поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как  мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Юноша или девушка как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько  профессия родителей действительно  соответствует его собственным  интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет  в том, какие качества для нее  требуются. Например, дети врачей прекрасно  знают, что медицинская профессия  подразумевает срочные вызовы и  сверхурочную работу, а также просьбы  о помощи со стороны знакомых и  соседей, а дети учителей – что  необходимо готовиться к урокам и  проверять тетради. Таким образом, если ребенок  выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

По результатам исследования социологов, лишь каждый десятый молодой  гражданин РФ выбирает сегодня ту же профессию, что и его родители. Предыдущие поколения шли по стопам отцов гораздо чаще. По мнению экспертов, профессиональная династия продолжается сегодня практически лишь в тех  случаях, когда деятельность родителей  дала семье ощутимый финансовый результат.

Сегодняшняя молодежь идет по стопам родителей в выборе профессии  лишь в 11% случаев, утверждают на основе проведенного опроса специалисты исследовательского центра SuperJob.ru.

Повальное нежелание копировать «опыт предков» молодые граждане мотивируют в основном так: «в вопросе  выбора профессии от родителей нужно  держаться как можно дальше»; «мои родители – инженеры. А мне  всегда хотелось работать с людьми». Говорят также об ином складе ума  и взгляде на жизнь.

 

 

2.1 Преимущества семейных династий

Существуют профессии, где  преемственность поколений играет положительную роль, помогая добиваться наилучших результатов и обеспечивая  стабильность, надежность и даже безопасность всем членам такой семьи.

Например, цирковые династии. Приходя на представление, мы с восторгом  наблюдаем за выступлением воздушных  гимнастов. Но многие ли из нас задумываются над тем, какая это сложная  работа? Для того чтобы подготовить  такой номер, партнеры должны, во-первых, абсолютно доверять друг  другу (ведь в руках товарищей находится  их собственная жизнь), во-вторых, знать  и  тонко чувствовать своего партнера (от этого зависит техника, направление  тренировок и, в конечном итоге, успех  всей работы). И здесь не найти  лучшего партнера, чем отец или  мать, брат или сестра. Ведь эти люди с тобой каждый день. Вы понимаете друг друга без слов, вы улавливаете малейшие изменения в настроении или самочувствии друг друга, вы знаете, как убедить, указать на ошибки, добиться лучшего взаимопонимания. Посторонний человек при всем своем трудолюбии, чувстве ответственности, таланте редко сможет стать таким гармоничным товарищем по работе. Или же династии дрессировщиков. Часто семья работает с одной или несколькими группами животных, которых они не только дрессируют, но растят и воспитывают, заботятся о них с первых месяцев жизни. Животные становятся полноправными членами семьи. Рождаются дети, и с первых дней привыкают жить в окружении любимых питомцев. Кто же лучше них сможет потом перенять опыт родителей и найти общий язык с этими животными. Наблюдая за работой родителей изо дня в день, младшие члены семьи перенимают их трудный опыт, им легче затем применить полученные знания на практике. Но цирк – это лишь один из примеров распространённых профессиональных династий. Семейные подряды существуют во всех областях. Например, в наше время стремительно развивается предпринимательство. Люди начинают свой бизнес, развивают его и стремятся передать своим детям. Отец, владеющий успешным предприятием, естественно, хочет, чтобы его дело перешло в руки к сыну. Он обучает его, помогает устроиться на работу, вникнуть в детали производства. Ведь члену семьи намного легче передать все навыки, приемы работы, раскрыть все тонкости и секреты. Конечно, глава семьи и предприятия ждет от сына или дочери такой же отдачи, как от себя самого, такого же внимания и упорства в работе, такой же любви к собственному делу. Работая в семейном бизнесе, человек осознает, что он трудится на себя и для себя, что его благосостояние зависит от него самого и от его родственников, а не от чужого дяди – работодателя или наемного работника. Он более заинтересован в результате своего труда, и, значит, будет работать с большим упорством и самоотдачей. На это рассчитывает глава династии. И это хорошо, если его ожидания оправдаются… Это касается не только сферы бизнеса. Я думаю, и селекционер, выводящий новые сорта, и кондитер, выпекающий торты, и хирург, выполняющий сложнейшие операции, хотели бы передать свои знания и опыт своим наследникам.

Информация о работе Семейная династия как фактор профессионального выбора подростка