Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:22, реферат
Актуальность детско-родительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменным на протяжении развития психологии. Существует целая система взаимосвязи и динамики взаимодействий родителей и ребенка, которое оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношение детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Одновременно перед подростком встает задача профессионального самоопределения.
Огромным плюсом семейного
бизнеса является то, что все ведут себя
по принципу «один за всех, и все за одного»,
помогая друг другу в тяжелые времена.
К примеру, члены семьи Пежо во времена
кризиса в начале 1930-х предоставляли беспроцентные
ссуды головной компании. Все сыновья
патриарха семьи Роберта Пежо автоматически
получали место в совете директоров, но только
с правом совещательного голоса. А вот возможность
влияния на принятие решений надо было
заработать опытом. Если один из сыновей
оканчивал престижную менеджерскую школу
или технический университет, то время
«испытательного срока» до получения права
голоса при принятии решений уменьшалось.
2.2 Недостатки семейных династий
Если бы семейные династии обладали только достоинствами, мы могли бы жить в мире, разделенном на касты. Однако, согласно статистике, выбирают профессию родителей менее 15 процентов молодых людей. И причина здесь очень проста: если родители оказывают на детей давление, пусть даже незначительное, дети отвечают протестом.
Родители по-своему правы, стараясь оградить свое чадо от лишних проблем, связанных с незнакомым полем деятельности, подстраховать его, «соломки подостлать». Обратная сторона такой безопасности – утрата самостоятельности выросших детей. Не говоря уже о том случае, когда ребенку работа, выбранная родителями, вообще не нравится.
Тем не менее, нередки случаи, когда ребенок совершенно искренне с детства мечтал стать, как мама или папа, и реализовал свою мечту. Даже в этом случае есть свои нюансы.
Родители и дети соревнуются в профессиональных достижениях, больше, конечно, достается детям, но и родители, радуясь успехам сына или дочки, бывают вынуждены поддерживать свою самооценку, часто требующую от них все новых достижений. Такое положение чревато стрессом, перенапряжением сил, эффектом «сгорания» на работе.
Еще одна деталь иногда портит все дело. Если «наследник» близко к сердцу принимает намеки на то, что своей карьерой обязан фамилии, поддержке родителей или их заслугам, он, скорее всего, почувствует необходимость постоянно опровергать такие заявления, так сказать, словом и делом.
Существует немало примеров
династий талантливых врачей, учителей
и представителей других профессий,
в которых ремесло передаётся
из поколения в поколения. В этом
случае детство проходит в особых
условиях, при которых ребёнок
оказывается погружённым в
Вместе с тем, такой родственник может занимать место талантливого, трудолюбивого, целеустремленного, умного человека, но не принадлежащего к данной семье, который мог бы принести предприятию больше пользы. С другой стороны, в таком случае стимул теряет не только член династии, но и наемные работники, которые трудятся на предприятии. Они знают, что им никогда не руководящей должности, так как они распределены только между членами семьи. То есть люди не видят перспективы карьерного роста, а, следовательно, не видят цели, ради которой им нужно было бы стремиться к лучшим результатам, - в таком случае в проигрыше оказываются как работники предприятия, так и сам бизнес.
Поэтому я считаю, что в вопросе о семейных династиях можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Такие династии могут существовать, но при условии, что участие в руководстве бизнесом только лишь членов одной семьи не будет безоговорочным; если для умных людей, желающих и умеющих работать, всегда будут открыты двери любого предприятия. Что можно иметь против преемственности поколений, если младшие члены семьи проявляют искренний интерес к семейному делу, отдают ему предпочтение перед любым другим, и стремясь продолжать и развивать его?
Глава 3. Исследование на тему профессиональных склонностей подростков
В своем исследования использовала опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной. Склонность – это влечение к какому-либо занятию.
В исследовании принимали 8 учеников 9 класса МОУ СОШ №2
с. Дубовое.
Задачами данного исследования являются:
- диагностика профессиональных склонностей респондентов;
- проанализировать предпочтение определенным типам профессий.
Диагностика профессиональных склонностей подростков
Для диагностики профессиональных склонностей подростков был проведен опрос Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной. Ученикам было предложено 24 тестовых задания тремя вариантами ответов «А», «Б», «В», которые затем отмечаются в бланке.
Затем необходимо было подсчитать число обведенных букв в каждом из шести столбцов и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
6-9 баллов – склонность
к определенному виду
3-5 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-2 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.
Описание основных видов деятельности:
I. Склонность к работе
с людьми. Профессии, связанные
с управлением, обучением,
II. Склонность к
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным
видам деятельности. Профессии, связанные
с занятиями спортом,
VI. Склонность к планово-
Приложение
К.О. |
А.А. |
В.Н. |
Б.А. | |||||||||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
А |
А |
Б |
А |
||||||||||||||||||||
2 |
В |
В |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
3 |
А |
А |
В |
Б |
||||||||||||||||||||
4 |
В |
А |
Б |
А |
||||||||||||||||||||
5 |
А |
А |
В |
Б |
||||||||||||||||||||
6 |
А |
А |
А |
А |
||||||||||||||||||||
7 |
В |
В |
А |
В |
||||||||||||||||||||
8 |
В |
А |
Б |
А |
||||||||||||||||||||
9 |
Б |
Б |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
10 |
А |
А |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
11 |
А |
А |
В |
А |
||||||||||||||||||||
12 |
В |
В |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
13 |
В |
А |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
14 |
В |
Б |
А |
В | ||||||||||||||||||||
15 |
А |
А |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
16 |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
|||||||||||||||||||
17 |
Б |
В |
В | |||||||||||||||||||||
18 |
Б |
А |
А |
Б | ||||||||||||||||||||
19 |
А |
В |
В |
А |
||||||||||||||||||||
20 |
А |
В |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
21 |
А |
Б |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
22 |
А |
А |
В |
А | ||||||||||||||||||||
23 |
В |
Б |
А |
Б | ||||||||||||||||||||
24 |
А |
А |
Б |
А |
||||||||||||||||||||
Всего |
7 |
4 |
0 |
3 |
3 |
7 |
10 |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
7 |
2 |
2 |
6 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
Г.С. |
Ц.Д. |
П.Е. |
Е.А. | |||||||||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
А |
В |
А |
А |
||||||||||||||||||||
2 |
А |
А |
А |
В |
||||||||||||||||||||
3 |
А |
Б |
Б |
Б |
||||||||||||||||||||
4 |
В |
А |
В |
В | ||||||||||||||||||||
5 |
А |
Б |
А |
А |
||||||||||||||||||||
6 |
Б |
А |
В |
А |
||||||||||||||||||||
7 |
В |
А |
Б |
Б |
||||||||||||||||||||
8 |
В |
В |
Б |
В | ||||||||||||||||||||
9 |
В |
Б |
А |
А |
||||||||||||||||||||
10 |
В |
А |
А |
А |
||||||||||||||||||||
11 |
А |
В |
В |
В |
||||||||||||||||||||
12 |
В |
А |
В |
В |
||||||||||||||||||||
13 |
Б |
А |
В |
В |
||||||||||||||||||||
14 |
Б |
А |
А |
Б |
||||||||||||||||||||
15 |
Б |
А |
Б |
Б |
||||||||||||||||||||
16 |
Б |
Б |
Б |
Б |
||||||||||||||||||||
17 |
В |
Б |
Б |
В | ||||||||||||||||||||
18 |
Б |
Б |
А |
А |
||||||||||||||||||||
19 |
Б |
А |
А |
А | ||||||||||||||||||||
20 |
В |
В |
А |
В |
||||||||||||||||||||
21 |
Б |
Б |
Б |
Б |
||||||||||||||||||||
22 |
Б |
Б |
Б |
Б |
||||||||||||||||||||
23 |
В |
Б |
Б |
В |
||||||||||||||||||||
24 |
В |
В |
А |
А |
||||||||||||||||||||
всего |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
4 |
5 |
7 |
2 |
1 |
5 |
5 |
6 |
3 |
1 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
Из результатов исследования можно увидеть, что в 9 классе ни у кого нет стопроцентной склонности к определенному виду профессии.
Большинство учеников склонны к работе с людьми - 63%. Остальные 37% готовы работать в различных сферах деятельности. Это свидетельствует о разностороннем развитии респондентов.
Вывод
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.
На успешное развитие
ребенка, на формирование его
личностных особенностей, на построение
его жизни в целом наиболее
сильное влияние оказывают
Заключение
Важно понимать, что выбор, который ребёнок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности.
Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и задача родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?».
Информация о работе Семейная династия как фактор профессионального выбора подростка