Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют трудным – вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, резкими, порой грубыми, даже жестокими.

Файлы: 1 файл

Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками

1. Особенности  подросткового возраста, которые  нужно учитывать при организации  семейной профилактики.

Подростковый  возраст для большинства родителей  и учителей становится серьезным  испытанием. Его не случайно называют трудным – вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, резкими, порой грубыми, даже жестокими. Без видимых причин у них может меняться настроение, смех сквозь слезы или слезы, сменяющие смех, не такая уж и большая редкость для подростков. Взрослым приходится признать, что прежняя система взаимоотношений с подростком, строящаяся с позиций «старший – младший», начинает давать сбои – взрослеющие мальчики и девочки все чаще заявляют свои права на «самость». В 13 – 14 лет может происходить и знакомство подростка с наркотиками. В чем же специфика подросткового возраста и что нужно учитывать родителям при организации семейной профилактики наркотизма?

Во  многом причины резких перемен, происходящих с подростком, связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко развитие органов просто не успевает друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела (когда за 2 – 3 месяца подросток вытягивается на 15 – 20 см) опережает развитие сосудистой системы. Субъективно все это проявляется в ощущениях физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар, без всяких видимых причин меняется настроение. В этот период знакомство с одурманивающим препаратом особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимает дискомфортные ощущения. Установлено, что у человека, попробовавшего наркотик в 13 – 14 лет, риск развития зависимости повышается в 2 – 3 раза по сравнению с теми, кто попробовал наркотик после 20 лет (хотя это вовсе не означает, что знакомство с наркотиками после определенного возраста становится безопасным). 
Младшему подростковому возрасту (12 – 13 лет) присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Подросток с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости» - не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Обычно этот этап знаменуется множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки себя на прочность (в большей степени этот вариант, конечно, характерен для мальчиков). Стремление к риску может облегчать и приобщение подростка к одурманивающим веществам. Нередко этому способствуют и сами взрослые, когда, не жалея сил и времени, описывают негативные последствия наркотизации, создавая ореол таинственности, опасности наркотиков. 
На поведение подростка, его поступки во многом влияет молодежная мода. Пожалуй, ни в каком другом возрасте человек в такой степени не зависит от модных атрибутов.  В молодежной среде модно курить  и выпивать, модно быть «крутым», независимым (хотя бы внешне или на словах) от взрослых. Модные атрибуты могут меняться. Но не меняется суть – подросток нуждается в поддержке сверстников. Взрослые не всегда до конца представляют себе, насколько может быть велик страх подростка оказаться немодным, несовершенным. Этот страх зачастую способен толкать молодого человека на безрассудные, заведомо опасные поступки. 
К сожалению, приходится признать, что сегодня молодежная мода нередко оказывается одним из механизмов, который поддерживает распространение различных форм наркотизма в подростковой и молодежной среде. Взрослым нужно понимать, что часто подросток, не желая приобщаться к тому или иному наркогенному веществу, тем самым противопоставляет себя группе, оказывается в невыгодном положении и очень боится этого. 
Проблема эта теряет остроту, если молодой человек имеет возможность реализовать свое стремление быть модным за счет иных, социально позитивных способов (модное хобби, занятие в секции, пользующейся популярностью, участие в соревнованиях и тд). Кстати, ученые отметили, что в период бума мобильных телефонов среди подростков снизилось распространение курения.  Курение как модный атрибут был вытеснено другим, более привлекательным. Конечно, вряд ли увлечение мобильниками можно назвать содержательным, однако сам факт убедительно доказывает, как может происходить вытеснение опасной моды. 
Для подростка большую роль играет оценка сверстников – друзей, одноклассников и тд. Еще недавнее мнение взрослых – родителей, учителей не подвергалось сомнению, и вот уже сегодня главным является не то, что сказала мама или Анна Ивановна в школе, а то, что утверждают приятели. 
В полной мере это касается и вопросов, связанных с наркотизмом. Подростки часто воспринимают проблему как молодежную, изначально ставя под сомнение компетентность взрослых в этом вопросе. При этом в подростковой среде сегодня распространено большое число мифов о безвредности различных форм наркотизации. Возможности с помощью одурманивающих веществ улучшить свои способности.

2. О чем рассказать  подростку, чтобы предотвратить  его знакомство с одурманивающим  веществом. 

Нередко родители убеждены в том, что самое  главное — напугать подростка возможными последствиями употребления наркогенных веществ для здоровья. Однако, как уже говорилось выше, далеко не всегда эти ожидания оправдываются: хотя подростки знают, что наркотики — это «опасно, вредно и т. д.», они все равно решаются на эксперимент. Так что же, может быть, тогда вообще не стоит обсуждать с подростком опасность наркотизации? Конечно, стоит! Такие беседы важны и нужны, но при этом советуем родителям обратить внимание на ряд условий, соблюдение которых поможет установить контакт с сыном или дочерью и сделает эффект от беседы максимальным.

  • Важно найти подходящий момент для обсуждения. Лобовая атака: «А ну-ка, давай я расскажу тебе о вреде наркотиков» — вряд ли будет иметь успех. Может оказаться, что именно в этот момент подросток просто не хочет обсуждать такие темы. А вот фильм, в котором затрагивалась тема наркомании и который произвел впечатление на сына или дочь, статья в газете или журнале, реальная ситуация, в которую попал кто-то, с кем знаком подросток, вполне могут служить поводом для начала разговора.
  • Не нужно превращать обсуждение в скучную лекцию, где ребенку отводится роль слушателя. Мама или папа могут считать, что им-то уж лучше знать, чем опасна наркотизация. Однако в действительности современные подростки могут оказаться гораздо более осведомленными в аспектах проблемы. Поэтому самое разумное — организовать обмен мнениями, в ходе которого родители (уважительно и тактично) могут попытаться повлиять на взгляды подростка.
  • Не стоит даже из лучших побуждений стремиться запугать подростка (опасность наркотизации и без того велика). Заведомое преувеличение опасности вызывает у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых, формирует представление об их некомпетентности.
  • Основной акцент обсуждения рекомендуется сделать на том, как наркотизация может отразиться на значимых для подростка ценностях, например на внешности, успехах в спорте (если они имеют значение для подростка), реальности получения желаемой профессии и т. д. Объясните ребенку, чем и как знакомство с наркотиком может помешать реализации его мечты.
  • Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний в случае возможного знакомства подростка с одурманивающими веществами: «Если я только узнаю, что ты попробовал, то...» Сама по себе такая угроза может стать своеобразной провокацией: «Интересно, выполнит или не выполнит взрослый свои обещания?» Для подростка, стремящегося продемонстрировать свою взрослость, самостоятельность, независимость, гораздо большее значение будет иметь высказанное взрослым доверие к нему: «Меня очень расстроит и огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, однако я верю, что ты способен принимать правильные решения, умеешь делать верный выбор».
  • Не стоит подробно обсуждать с подростком (если этого не требует конкретная ситуация) специфику эйфорического эффекта, вызываемого различными одурманивающими веществами, технологию их применения и другую подобную информацию, которая, не способствуя формированию антинаркогенных установок, может провоцировать интерес к наркотизации, облегчать возможность приобщения.

И последнее. Задача бесед с подростком может считаться  выполненной, если взрослому удалось  сформировать у молодого человека следующие  убеждения:

  • Не существует безопасных одурманивающих веществ. Любое вещество, способное вызывать эффект измененного состояния, опасно для человека.
  • Не существует безопасных форм наркотизации. Даже эпизодическое употребление наркотика или другого одурманивающего вещества способно привести к формирова¬нию зависимости.
  • Наркотизация не может служить способом решения тех или иных проблем. Наоборот, наркотики становятся препятствием для реализации задач и планов.

3. Чему нужно научить подростка, чтобы предотвратить его знакомство с одурманивающим веществом.

Старшеклассников  из нескольких крупных городов попросили ответить на вопрос: по каким причинам их сверстники начинают употреблять наркотики? Чаще всего подростки объясняли это стремлением молодых людей снять напряжение, расслабиться, попыткой развлечься, способом избавления от неприятных переживаний, а также влиянием окружающих: «Если в компании предлагают, трудно отказаться, приятели не поймут». Получается, что за счет одурманивания молодые люди пытаются реализовать собственные важные социальные потребности, в которых, по сути, нет ничего плохого — потребность в общении, признании, ощущении психологического комфорта и т. д. Но вот беда: подростки зачастую не знают, как можно достичь желаемого иным, социально-приемлемым способом, не связанным с ущербом для здоровья. Помочь подростку, дать полезный совет могли бы взрослые. Однако далеко не всегда мальчики и девочки стремятся доверять свои проблемы родителям. Взрослые слишком спешат с оценками и выводами, не дают возможности ребенку самому поразмышлять над происходящим. Между тем для подростка очень важно научиться анализировать возникающие у него проблемы, ведь это первый шаг в поиске эффективных путей их решения. Мы советуем воспользоваться рекомендациями известного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер. Она предлагает использовать принцип активного слушания, заключающегося в том, чтобы возвращать собеседнику в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой диалог может следующим образом:

- Почему ты  нагрубил учительнице?

- Не знаю.

- Ты не можешь понять, что случилось.

- Она накричала на меня.

- Тебе стало обидно? И  т. д. 

Получается, что взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для обозначения его  состояния. Почему же прием активного  слушания дает такой неожиданный  и весьма действенный эффект? Дело в том, что традиционные способы реагирования при всей их кажущейся обоснованности имеют один общий недостаток — они оставляют молодого человека наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Активное слушание, напротив, показывает, что мать или отец приняли внутреннюю ситуацию подростка, стимулирует его к дальнейшему диалогу, пробуждает желание анализировать свои поступки. Видя, что взрослые готовы понять его, подросток уже не стремится переложить ответственность за происшедшее на других и готов объективно оценивать свои действия. Во время беседы с сыном или дочерью важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к собеседнику лицом — глаза участников беседы должны оказаться на одном уровне. Дистанцию лучше сократить — желательно, чтобы беседующие находились близко друг от друга. В беседе очень важно держать паузу. После каждой реплики взрослого нужно дать подростку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания, обдумать ответ.

Умение анализировать  свои чувства и поступки, а также  чувства и поступки других людей  окажется полезным для подростка  и в ситуации, связанной с возможностью наркогенного заражения. Именно в этой ситуации большую роль будет играть способность подростка сопротивляться негативному давлению, говорить «нет» тому, кто предлагает попробовать опасное вещество.

Традиционно одним из положительных  качеств любого ребенка считается  послушание. Родители стремятся воспитывать  у ребенка готовность выполнять их распоряжения, подчиняться требованиям взрослых. Быть строптивым плохо — учат мальчиков и девочек с раннего детства. Но взрослые забывают о том, что, когда ребенок станет взрослее и на него будут пытаться оказывать влияние (и не всегда положительное) самые разные люди, готовность беспрекословно слушаться и подчиняться может сыграть с сыном или дочерью недобрую шутку. Поэтому нужно учить ребенка и умению настоять на своем, сопротивляться давлению. Понятно, что сопротивление может вызвать ссору, конфликт между участниками ситуации, а может не иметь никаких «громких» последствий и не вызвать обиду. В разных ситуациях отказываться тоже нужно по-разному. А как научить ребенка говорить «нет»? Важно показать ребенку, как можно отказаться в самых обычных, привычных для него ситуациях. Тогда и при непростых обстоятельствах он сможет это сделать.

Мы предлагаем вам поиграть вместе с сыном или дочерью  в игру «Нет, уважаемый сударь». Смысл  игры в следующем. Один из играющих стремится заставить своего соперника  сказать «да», отвечая на вопросы или предложения. Задача другого заключается в том, чтобы, несмотря на все ухищрения предлагающего, говорить «нет». Например: «Говорят, что вы — умный и образованный человек, это правда?», «Попробуйте мороженое, оно очень вкусное» и т. д. Трудность для отказывающегося в том, чтобы, говоря «нет», не оказаться в смешном положении. Например, на реплику: «Говорят, что вы умный человек» — можно ответить просто «нет», а можно сказать: «Нет, я очень умный человек». На предложение попробовать мороженое можно ответить «нет», а можно сказать: «Нет, я не буду его пробовать, я его просто съем!» Чуть-чуть изменились акценты — и появился повод для улыбки, отказ не привел к ссоре. Такая игра, несмотря на кажущуюся несерьезность, полезна для выработки умения быстро реагировать в ситуации давления, находить эффективные формулировки отказа.

Еще одним способом обучения умению говорить «нет» может стать вариант ролевой игры. Взрослый вместе с подростком обыгрывают ситуацию, в которой подросток выступает в роли предлагающего какое-то занятие, а взрослый отказывается, однако каждый раз использует разные варианты отказа. Занятие может быть выбрано самое необычное — например, подросток может предложить взрослому... полететь на Марс. Варианты отказа в этом случае могут быть такими:

  • «Боюсь у меня не получится... Не знаю, могу ли...» (Отказ-соглашение. Отказывающийся практически демонстрирует свою готовность сдаться. Используя этот вариант, можно избежать конфликта, а вот настоять на своем вряд ли возможно.)
  • «Я с удовольствием, но завтра я должен сдавать годовой отчет. Вот буду посвободнее, может, тогда...» (Отказ со ссылкой на обстоятельства. Отказывающийся демонстрирует, что в принципе ничего против предложения неимеет, но в данный конкретный момент по каким-то причинам не может его принять. Такой отказ поможет избежать конфликта, ссоры, однако дает основание предлагающему и в дальнейшем обращаться к вам со своей идеей.)
  • «Марс — это, конечно, хорошо! А давай-ка поближе — например, в соседний кинотеатр отправимся. Там, говорят, как раз фильм новый о космосе идет». (Это отказ-альтернатива. Отказывающийся выдвигает альтернативное предложение. Такой отказ позволяет настоять на своем и не обидеть предлагающего.)
  • «Мне совсем не нравится эта идея. Считаю этот полет пустой тратой времени». (Отказ-отрицание. Такой вариант может вызвать обиду, спровоцировать конфликт, однако он точно выражает готовность человека отказаться.)

Вместе с  подростком определяются достоинства  и недостатки каждого варианта отказа. После чего эти варианты отказа проигрываются на примерах, связанных с различными ситуациями наркогенного заражения (приглашение за праздничным столом попробовать алкоголь, предложение сверстников закурить и т. д.). Содержание ситуаций должно выбираться с учетом реальных обстоятельств, того, какие варианты наркогенного заражения наиболее актуальны для подростка, его окружения, семьи и т. п. Очень важно, чтобы подросток убедился, что он имеет право говорить «нет», отстаивать свою позицию, а его отказ не обязательно вызовет ссору, обидит окружающих.

Между прочим «Около трети подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, утверждают, что первый раз попробовали вещество потому, что не знали, как отказаться.

4. Особенности семейного  воспитания и профилактика наркотизма.

Содержание  семейного воспитания, атмосфера  в родительском доме во многом определяют нашу дальнейшую жизнь. В полной мере это относится и к проблеме подросткового наркотизма.

Семья может заложить у ребенка надежные установки, защищающие его от риска  приобщения к наркотизации, а может и способствовать раннему знакомству с одурманивающими веществами. Каких ошибок не стоит делать взрослым? Специалисты единодушно отмечают, что самое большое значение для семейной профилактики имеет общение взрослых и подростка в семье. Увы, значительная часть родителей уделяют на общение не более 20 минут в день.

Информация о работе Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками