Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют трудным – вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, резкими, порой грубыми, даже жестокими.

Файлы: 1 файл

Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Между тем такая гипоопека может  стать причиной беды — ребенок, подросток, предоставленный самому себе, просто не сумеет правильно распорядиться  имеющейся у него свободой. Легко предвидеть возражения взрослых: «А где взять время на общение — весь день на работе, потом нужно дома по хозяйству крутиться, уроки проверить, тут уж не до разговоров». В этом случае занятым взрослым можно предложить провести ревизию своего времени и времени сына или дочери.

Пусть и взрослый, и ребенок запишут в таблице  тот вид занятия, которому они  посвятили обозначенное время. А  теперь нужно сравнить «Карты времени». Они наглядно продемонстрируют, кто из членов семьи больше всего загружен, а у кого есть резервы времени, которые можно использовать для домашней работы, разгрузив более занятого. Как показывает практика, такие карты оказываются для подростка гораздо убедительнее, чем многочисленные нотации мамы или папы о необходимости помощи по хозяйству. Кстати, вовлечение в хозяйство, совместное выполнение с подростком домашних дел можно использовать не только с целью высвобождения времени для общения, но и непосредственно для самого общения. Беседа за чисткой картошки, совместный поход за покупками могут оказаться ничуть не менее интересными, чем беседа за чайным столом.

Сегодня многие семьи нашли свой способ борьбы с  проблемой дефицита внимания к ребенку. Он заключается в привлечении  к воспитанию различных специалистов — гувернеров, репетиторов, психологов и т. д. Свою задачу взрослые видят в том, чтобы обеспечить сына или дочь профессиональными услугами. Конечно, нет ничего плохого в том, что семья может себе позволить воспользоваться услугами квалифицированно¬го педагога. Однако если такой подход оказывается преобладающим в семейном воспитании, то это способствует постепенному отдалению, разрушению связей между взрослыми и ребен¬ком, нарушается взаимопонимание между членами семьи. Мальчик или девочка испытывают недостаток в родительской любви и заботе, ведь компенсировать его не под силу даже специалисту экстракласса.

Становясь старше, сын или дочь часто чувствуют  обиду за то, что родители откупались от них деньгами. Чувство одиночества, отсутствие привязанностей внутри семьи  делают подростка уязвимым перед негативным социальным давлением. Стоит ли удивляться тому, что среди подростков, употребляющих наркотики, есть и те, кто живет в благополучных, обеспеченных семьях, имеющих возможность предоставить своему чаду семерых нянек. Понятно, что причина наркогенного заражения тут заключается не в отсутствии присмотра, как такового. Плохо, если ребенок испытывает недостаток внимания родителей. Но так же неэффективен для развития подростка избыток опеки, жесткий контроль, без которого ребенок не может сделать и шага. Цель родителей, решивших жить жизнью ребенка, полностью посвятив себя ему, конечно, благородна. Однако взрослые забывают о том, что жизнь их сына или дочери принадлежит только им самим и подростки имеют право на свой выбор, свои удачи и свои поражения. Родители стремятся к тому, чтобы вырастить самого-самого ребенка. Жизнь сына или дочери при этом превращается в длительное спортивное соревнование, основная задача при этом — быть первым. С самого раннего возраста ребенок посещает разные кружки, секции, клубы, курсы, день его наполнен до отказа разнообразными развивающими занятиями. Времени на то, чтобы погулять со сверстниками, поболтаться во дворе, сходить на вечеринку просто не остается. Однако при этом взрослые забывают о нескольких важных моментах.

Во-первых, нагрузка на ребенка должна быть адекватна  возможностям его организма. Жизнь  в жестком темпе, без права  на расслабление и отдых, несомненно, негативно отражается на здоровье ребенка. Это само по себе сводит усилия родителей  и ребенка на нет.

Во-вторых, ребенок, занимающийся только «содержательным и полезным», с точки зрения родителей, в реальности оказывается лишенным очень значимых вещей — общения со сверстниками, формирующего коммуникативные умения и навыки, способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром, времени на размышления о себе и других людях, когда развивается самооценка, формируется представление о собственных свойствах и качествах и т. д.

И в-третьих, такие  дети часто оказываются ориентированы  на успешность любой ценой. Видя, какое значение имеют их достижения для родителей, дети стремятся оправдать ожидания взрослых. Чувство долга, страх разочаровать маму и папу, боязнь оказаться не первым — все это создает сильное психоэмоциональное напряжение у ребенка, порождает дискомфортные ощущения.

Слишком большая  заорганизованность может стать  и причиной ранней наркотизации —  для подростка она становится способом снять напряжение, расслабиться. Это подтверждают и данные опроса 14—16-летних подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, — почти треть из них бездельниками никак не назовешь, у них очень большая нагрузка и в школе, и вне школы. Еще один подход к организации семейного воспитания, выделяемый сегодня специалистами, связан со стремлением родителей выполнять все желания и требования ребенка. Наказания, ограничения в такой семье рассматриваются как нарушение права сына или дочери на самобытность, индивидуальность. Взрослые уверены, что абсолютное отсутствие всех и всяческих ограничительных рамок благотворно скажется на развитии ребенка, поможет ему вырасти свободным и независимым. Однако в реальности такая политика семейного воспитания имеет весьма сомнительную эффективность и приводит родителей и ребенка к большому количеству проблем. Родителям, боящимся хоть в чем-то затронуть личную свободу ребенка и позволяющим ему делать все, что захочется, на самом деле приходится постоянно жертвовать своей личной свободой. Мальчик или девочка очень быстро привыкают к тому, что их желания, настроение, переживания — самые важные. Когда же им приходится общаться с другими людьми, наступает разочарование — никто, кроме родителей, не собирается жертвовать своими интересами и идти на поводу у «свободной личности». Ребенку оказывается некомфортно и дома, и вне дома.

Дома, не встречая никакого сопротивления со стороны родителей, мальчик или девочка не могут почувствовать личные границы, что порождает у них чувство тревоги. Вне дома ребенок оказывается в ситуации конфронтации с окружающим миром, так как в нем не соблюдаются те правила, к которым мальчик или девочка привыкли дома. Это нередко порождает агрессию, направленную как на окружающих, так и на родителей. Неумение управлять своими эмоциями, поведением, не¬способность найти общий язык с другими людьми впоследствии могут сыграть с ребенком злую шутку, провоцируя его асоциальное поведение. Для таких детей высок риск начала наркотизации и дальнейшего развития наркогенного заражения. Наркотики при этом выполняют роль своеобразного регулятора поведения, позволяя избавиться от неприятных эмоций, снять агрессию, облегчить вхождение в группу.

5.Тревожные  признаки.  
В этом разделе мы хотим рассказать о признаках, которые способны насторожить внимательных родителей, так как могут свидетельствовать о знакомстве сына или дочери с одурманивающими веществами. Сразу подчеркнем — признаки могут свидетельствовать о пробе наркотика или токсикоманического препарата, но не подтверждают ее стопроцентно. Поэтому взрослым не следует делать скоропалительных выводов и сразу же обвинять подростка. Целесообразнее заранее проанализировать ситуацию и обдумать, как тактично и необидно для сына или дочери высказать тревожащие вас мысли.  
Итак, что может насторожить взрослого.

Изменения во внешнем виде

    • Бледная кожа, синие круги под глазами, часто выступающий пот. Если подросток употреблял средства бытовой химии, то одежда, волосы могут достаточно долго сохранять специфический химический запах. Свидетельством знакомства с химией могут служить и обветренные, шелушащиеся губы, покрасневшая кожа вокруг рта.
    • Неестественно расширенные или суженные зрачки у подростка. Этот признак нередко сохраняется в течение нескольких часов после приема препарата.
    • Расчесы на коже — нередко подростки, для того чтобы скрыть от взрослых следы инъекций, расчесывают их, утверждая, что это последствия укуса комаров, следы от царапин и т. д.
    • Подросток может перестать уделять внимание одежде, своему внешнему виду, выглядеть неряшливым, неопрятным.

Изменения настроения

    • Немотивированные перепады настроения — от бурного, истерического веселья до слез, переживаний, обидчивости.
    • Апатия, когда подростка перестает интересовать происходящее вокруг, он с трудом контактирует с близкими, не реагирует на их состояние, эмоции.
    • Внезапные приступы агрессивности. При этом подросток, обычно спокойный и уравновешенный, неожиданно для окружающих может неадекватно прореагировать даже на самое незначительное замечание или реплику взрослого, нагрубить и оскорбить родителей. Через некоторое время подросток снова становится спокойным, раскаивается в собственной агрессивности, признает ее несправедливость.

Изменения поведения

    • Подросток много спит (порой до 12—15 ч).
    • Периодически возникает зверский аппетит, когда сын или дочь в буквальном смысле слова опустошают холодильник.
    • Изменяется круг общения. Прежние друзья перестают звонить, приходить в гости. Зато появляются новые, которые избегают общения со взрослыми членами семьи, забегают на минуточку, и подросток ведет с ними переговоры в коридоре. Сын или дочь избегает разговоров о своих новых приятелях, на вопросы родителей о том, чем занимается знакомый, где учится и т. д., дает весьма расплывчатые ответы.
    • Подросток перестает рассказывать о том, как и с кем он проводит время, все чаще отсутствует дома. Попытки родителей выяснить, чем же занимается их сын или дочь, вызывают у них последних раздражение. Нередко, возвращаясь домой после прогулки, подросток ведет себя словно пьяный, у него нарушена координация движений, изменена речь, он дурашлив и т. д., однако спиртным от него не пахнет.
    • Сын или дочь гораздо чаще, чем раньше, просит деньги на подарок, поездку на экскурсию, новый диск и т. д. Могут пропадать деньги из кошельков родителей. Родители могут обнаруживать на столе, в комнате у подростка странные предметы — соду, растворители или другие средства бытовой химии, ампулы, шприцы.
    • Прежние интересы, увлечения теряют свою притягательность для подростка. Родители могут узнать, что сын или дочь уже несколько месяцев не ходит в секцию или кружок, у ребенка снижается успеваемость, планы на будущее — поступить в институт, заработать на летнюю поездку в международный молодежный лагерь и т. д. — уже не имеют для него значения.
    • Исчезла доверительность в отношениях с родителями, родственниками.  Подросток не  интересуется домашними проблемами и заботами, равнодушно реагирует на попытки родителей поговорить по душам, их волнения и переживания.

Еще раз хотим подчеркнуть — каждый из этих признаков сам по себе не может полностью подтверждать факт знакомства с наркотическим веществом, однако на эти сигналы нужно обязательно  обратить внимание, найти причину описанных изменений в жизни подростка. Самая опасная тактика родительского поведения в этом случае — попытка спрятать голову в песок, отмахнуться от возможной проблемы. Ведь если сын или дочь действительно приобщились к наркотизации, им необходима помощь близкого человека. Чем раньше взрослый узнает об этом, тем больше у него шансов помочь своему ребенку.  
Сегодня разработаны специальные тесты для домашнего применения, позволяющие определять в моче содержание продуктов распада наркотиков. Такие тесты просты в обращении и дают почти мгновенный результат. Однако следует понимать, что чувствительность теста ограничена определенными сроками.  
Для установления факта наркотизации может использоваться и анализ крови. Понятно, что он проводится только в лабораторных условиях и позволяет очень точно выявить вид одурманивающего препарата. Но действенность этого тестирования ограничена временем (в крови следы наркотика сохраняются непродолжительное время).  
Родители, решившие прибегнуть к помощи теста или анализа, должны заранее продумать, как сказать ребенку о своих намерениях так, чтобы тестирование не выглядело как насилие. Даже если подозрения взрослых стали почти уверенностью, не стоит забывать о презумпции невиновности сына или дочери, важно, чтобы подросток четко понимал, что просьба родителей пройти обследование вызвана их переживаниями за его судьбу, стремлением помочь, а не обличить и наказать.

Между прочим  
Около 60% родителей узнают, что их дети употребляют наркотики, тогда, когда скрыть проблему уже невозможно и подростку требуется медицинская помощь. Многие родители признаются, что уже давно замечали неладное, однако сама мысль о том, что в их семье случилось «такое», приводила их в ужас, и поэтому взрослые сами для себя старались придумывать более или менее правдоподобные объяснения происходящего.

Подводя итоги тому, что обсуждалось в  этой теме, мы бы хотели сформулировать несколько советов для родителей, которые могут помочь взрослым в  организации семейной профилактики. 
Совет 1. Сделайте жизнь своего ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему сыну или дочери не нужно будет искать сомнительные источники острых ощущений и не захочется испытать на себе действия опасных веществ. 
Совет 2. Учите подростка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей. Будьте сами внимательны к своему ребенку – он должен всегда быть уверен в том, что родители готовы выслушать, понять его и помочь. 
Совет 3. Научите подростка говорить «нет», отказываясь от того, что кажется ему опасным, неприемлемым. Конечно, послушный ребенок – подарок для родителей и учителей. Но готовность к беспрекословному послушанию может сыграть с вашим сыном или дочерью плохую шутку. Ребенок должен твердо знать, что у него есть право отказаться, и уметь это делать 
Совет 4. Научите сына или дочь получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти свою сферу деятельности, свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к такого рода занятиям. 
Совет 5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Не стоит сравнивать сына или дочь с другими детьми. Сравнивайте их вчерашних с ними сегодняшними, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее. 
Совет 6. Выдвигаемые вами требования к сыну или дочери должны быть по силам. Прежде чем требовать от них решение той или иной задачи (чтобы они хорошо учились, были вежливыми и сдержанными с учителеям и тд), покажите им, как именно они могут справиться с проблемой. Не забывайте о том, что ваш пример сильнее любых слов 
Совет 7. Постарайтесь познакомитьсяс друзьями и приятелями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнений в том, что влияние этого человека опасно для вашего сына или дочери. 
Совет 8. Дайте возможность подростку проявить свою самостоятельность, взрослость. Советуйтесь с ним при обсуждении тех или иных сеемйных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах. 
Совет 9. Сформируйте у подростка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Важно, чтобы подросток осознавал опасность даже единственной пробы одурманивающего вещества. Рассказывая о негативных последствиях наркотизации, делайте акцент на факторах, имеющих большое значение в подростковой среде (объясните, как наркотизация сказывается на внешности, возможности приобрести престижную профессию, сделать карьеру итд) 
Совет 10. Убедите подростка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков: любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.

Использован материал А.Г. Макеевой "Все цвета кроме черного: семейная профилактика наркотизма. Книга для родителей" под. ред М.М. Безруких Просвещение 2005. Учебное пособие.

Психолог  Домодедовского лицея №3 Ольга Климентова


Информация о работе Семейная профилактика употребления наркотиков детьми и подростками