Семейное неблагополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Под неблогопулучной понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные дети»

Файлы: 1 файл

семейное неблагополучие.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

1.1 Сущность  и виды неблогопулучных  семей

Под неблогопулучной  понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные  или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные дети»

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с ясной  (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально крименльные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (частности – неполные)

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может несказаться  на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной  особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятные впечатления на первый взгляд незаметно, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не мание, они оказывают деструктивное влияние  на лучное формирование детей. Эти семьи можно отнести  к категории внутренние неблагополучных   (со скрытой формой неблагополучия) и  разновидности таких семей довольно многообразны.

 Исследователи, занимающиеся феноменом неблагополучия семей, выделяют в качестве  распрастраненых три конкретных формы наблюдающего в них благополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляются  в виде стремления двух или более  членов семьи     обеспечить себя главенствующее положение в доме. А первый взгляд, это- главенство в понятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.д. известно, что проблема лидерства в семье особенно остро в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с ответствуем традиционного разделения ролей в семье,   где является нормой выяснения- кто в семье главный при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты в семье – это норма.

Мнимое сотрудничество – такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена,  хотя на внешнем, социальном уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с

2

 

членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет в разрез его личным интересам.

Народу с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейного неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семьи- психологическая изолированность кого- то в одного в семье от других,  чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей, непосредственного участия в жизни семьи он принимает: никто не интересуется  им, его мнением и т.д. к нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант изоляции двух или более членов семьи.

Взаимоизолироваными могут  стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей. Подчас он и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире.   Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п. в такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоциональной, психологической, а под час и психологической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает, что такое проживание за другого члена семье, если тот старый или больной.

Перечисленные формы  не неисчерпывают разновидности  семейного неблагополучия. При каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей выгодной для себя  функции. Дети, по мере взросления и осознования семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых были им навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль- положительная или отрицательная- она в равной мере негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии. Кроме того, семейное неблагополучие- явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей.

Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.  

 

 

Классификация неблагополучных семей.

 

Кратко выделим виды неблагополучных семей. Отличительной  особенностью семей с явной( внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в  нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребёнок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

 

 

Семьи с алкогольной зависимостью.

  Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально  и психологически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

 Совместная жизнь  с больным алкоголизмом приводит  к серьезным психическим нарушениям  у других членов семьи, комплекс  которых обозначается специалистами  таким термином, как созависимость.                                                             Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Конфликтные семьи 

семьи, в которых постоянно  имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или  нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое состояние такой семьи».                                                                                  Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.                                                                                                                          В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. За затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться, конфликтные семьи более «молчаливы»

Своеобразным индикатором  семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении  детей разглядеть легко, если дети вырастают  в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую  являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско – родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов.

 Следствием такого  семейного воспитания детей довольно  часто становится ярко выраженный  эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

          «Недоверчивая» семья.

Характерная черта - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.

Такая позиция родителей  формирует и у самого ребенка  недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками.

Дети из подобных семей  наиболее уязвимы для влияния  антиобщественных групп, так как  им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.

«Легкомысленная»  семья.

Отличается беззаботным  отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

 

Семьи, ориентированные  на успех ребенка

Возможная разновидность  внутренне неблагополучной семьи  — кажущиеся совершенно нормальными  типичные семьи, где родители вроде  бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

 Псевдовзаимные  и псевдовраждебные семьи. 

Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений -  псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные -отвергать.

2. проблемы  неблагополучной семьи

 

Увеличение числа разводов и  снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно бытовых отношений  и повышение риска поврежденности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Также огромное влияние на неблагополучие семей трудные материальные условия существования в переходных экономических условиях.

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся  в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. СР ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Информация о работе Семейное неблагополучие