Семейное неблагополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Под неблогопулучной понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные дети»

Файлы: 1 файл

семейное неблагополучие.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 Поэтому можно сказать следующее,  пока дети из неблагополучных  семей посещают детский сад,  они видят ласку, доброжелательность  и уважение к себе, чтоб у детей с детства формировалось представление об образе жизни.

 

3.Психолого  – педагогическая направление  в работе с  детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи.

Педагогически несостоятельная семья, прежде всего, нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком.

На практике педагогически несостоятельные  семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных  условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально- педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительско-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами такие были». Педагогу , психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педагогическо-подозрительный стиль, при котором родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий общение. Так, в этом отношении показателен пример поведения мамы Димы С., стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет, стремится ни на минуту не выпускать его из виду. После учебы мальчик должен идти к ней на работу, где под ее присмотром готовит уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комнате даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задает подростку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит исподлобья, напоминает затравленного зверька, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанности, озлоблен.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия - от убеждения до административно-уголовного принуждения, защищенного ребенка от жестокости.

Увещевательный стиль. Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относят-ся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Помощь потерянному ребенку:

1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.

2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.

3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше чем занятия в одиночку.

4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.

5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.

6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продеманстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.

7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

10). Записывайте каждый день, сколько  раз вы обращались к потерянному ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок. «Москаленко»

Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Помощь «кумиру семьи»:

1). Уделите ему как можно больше внимания, постарайтесь лучше узнать его, общаясь один на один.

2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.

3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь невидимые миру слезы. Это может быть и своего рода послание к ребенку.

4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.

5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности - в рисовании, в музыке.

6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудите его задуматься над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! - произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было очень больно».

7). Старшим детям предложите вести дневник с записями - ежедневными и еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он может говорить с вами обо всем, на что его волнует, в любое время - или с глазу на глаз, или через этот дневник.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Вывод: Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные шибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога эти ошибки неÿпреÿстаÿляюÿ трÿдноÿти ÿ раÿличении. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.

К человеческим отношениям, в том  числе и к семейным, так же, как и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и  немалый «труд души» для их своевременного восстановления, иначе  однажды закрывшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Как известно, эмоциональным центром  семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.

Вообще педагогическая несостоятельность  семьи должна предупреждаться задолго  до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей.

4. опытно- исследовательская деятельность.

Мною были проведены  индивидуальные занятия для устранения у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей тревожности, агрессивности.

 

Занятия, корректирующие эмоциональные расстройства у детей 

 

4.   Игра: На меня посмотри и что изменилось, на лице скажи!

 

корректируемое поведение: дети часто не ориентируются на особенности эмоциональных состояний друг друга или взрослого; эмоционально отгорожены; эгоистичны и эгоцентричны; или, проявляют нерешительность и скованность; не проявляют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напряжены).

содержание  игры: взрослый обращается к ребёнку  или детям: «кто может сделать  весёлое лицо»? Затем комментирует: «посмотри на лицо, какое оно? Весёлое, грустное? Глаза прищурены или  большие? Краешки губ вверх»? и  т.п.; предлагает зрителям: «закройте глаза и когда я скажу, откроете»; взрослый просит ребёнка сделать печальное лицо; затем говорит: «откройте глаза»; спрашивает детей: «а теперь что изменилось?

цель  игры: ориентация на поведение и  эмоциональное состояние другого  для эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистических детей; стимуляция положительных эмоций для нерешительных детей с депрессивным и тревожным фоном настроения.

2. Игра: сначала хвалю, потом ругаю,  что не так сделал, называю.

корректируемое  поведение: ребёнок на момент выполнения игрового задания часто бывает агрессивным, раздражённым, конфликтным, невнимательным в сочетании с обидчивостью.

содержание  игры: взрослый иронично реагирует  на проявления нарушенного поведения  ребёнка начиная фразу «хорошими» словами (молодец; замечательно; отлично и т.п.), а заканчивает фразу называя вслух нежелательное поведение (опять пальцы во рту, так никто не может; так постройку сломать никто не сумел и т.п.). Это делается так, чтобы у ребёнка возникло чувство иронии и критичности к собственному поведению.

цели  игры: осознание особенностей и стимуляция критичности к нарушенному поведению  у ребёнка; косвенное оценивание и регуляция нежелательного поведения  ребёнка через стимуляцию чувства  юмора; стимуляция положительных эмоций и чувства юмора у нерешительных и обидчивых детей.

3. Игра: письмо; письмо обидчику напишу; ты диктуй, а я буду писать  письмо о том, что случилось.

корректируемое  поведение: один ребёнок толкнул  другого и обиженный плачет; дети часто ссорятся; дети не умеют выражать негативные эмоциональные состояния словом.

Информация о работе Семейное неблагополучие