Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:03, реферат
Таким образом, слово «кризис» обычный человек воспринимает как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Ведь он сходит из того, что кризисная ситуация содержит опасность. Следовательно, ее следует избегать, устранять, предотвращать. Хотя, во многих случаях, для человека представляет опасность не сам кризис, а то, что он боится упустить свой шанс в ситуации кризиса.
1. Введение 3
2. Семейные кризисные ситуации 4
2.1. Супружеские измены 4
2.2. Развод 7
3. Болезнь как неожиданная кризисная ситуация. 11
3.1. Психологические и физиологические составляющие болезни. Болезнь как жизненный кризис. 11
4. Заключение 22
5. Список литературы 23
Первый – чувствительный (или сенсорный): ощущения, которые появляются во время болезни. Второй – интеллектуальный (или информационный): знание человека о себе, о болезни и о себе в болезни. Третий – эмоциональный: эмоциональное отношение к болезни. Четвертый – мотивационный: выработка мотивации на борьбу с болезнью или подчинение ей.
В медицинской и психологической литературе можно найти следующие типы отношения людей к болезни.
Гармоничный. Для него характерна трезвая оценка своего состояния без преувеличения тяжести болезни и недооценки ее. Человек стремиться вылечиться, активно выполняет все предписания, не надоедает другим жалобами на свои страдания, переключается с болезни на другие интересы.
Тревожный. Для такого типа отношение характерно постоянное беспокойство по поводу течения болезни, возможных осложнений, ищет авторитеты в данной области, нетрадиционные способы лечения. Больше ориентируется на объективные данные – результаты анализов, заключения специалистов, данные обследования, чем на собственные ощущения. Настроение постоянно тревожное, угнетенное.
Ипохондрический. Человек полностью сосредоточен на субъективно переживаемых болезненных и неприятных ощущениях, постоянно рассказывает о них окружающим, выискивает несуществующие штрихи, подтверждающие болезнь и страдание, преувеличивает вредное действие лекарств. Для такого человека характерно одновременно страстное желание лечиться и неверие в успех лечения, он требует тщательного обследования и в то же время боится болезненных процедур, боится того вреда, который процедуры могут нанести организму.
Меланхолический. Человек с таким отношение к болезни удручен, не верит в выздоровление, возможное улучшение, основной фон его настроения – депрессивность, вплоть до суицидальных мыслей. Даже при наличии объективного улучшения человек не верит в выздоровление и выискивает признаки ухудшающегося состояния.
Апатический. Такой больной проявляет полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к процессу и результатам лечения. Выполняет все процедуры только при настойчивом побуждении со стороны близких или лечащего персонала, полностью теряет интерес к тому, что раньше вызывало радость, волновало, налицо полная потеря интереса к жизни.
Неврастенический. Для больного характерны вспышки раздражения, гнева, особенно при болях, неприятных ощущениях, при неудачных способах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение изливается на первого попавшегося и нередко сопровождается последующим раскаянием. Такие больные нетерпеливы, и с трудом переносят болевые ощущения.
Обсессивно - фобический. Такой человек тревожно переживает все, что касается не только реальных, а даже маловероятных осложнений, а также возможных последствий болезни для жизни, семейной ситуации. Воображаемые опасности волнуют человека больше, чем реальные. Человек очень много внимания уделяет всевозможным ритуалам, приметам, которые, по его мнению, облегчат его состояние.
Сензитивный. Выражается в чрезмерной озабоченности человека возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведениями о своей болезни. Больной боится стать обузой для своих близких и всячески скрывает симптоматику.
Эгоцентрический. Для таких характерен уход в болезнь, страдания и переживания выставляются напоказ с целью привлечения всеобщего внимания. Все должны заботится исключительно о страдальце, забросить все и только и делать, что выполнять врачующие предписания. Все разговоры переводятся на себя, на свою болезнь. В других, видят конкурентов и относятся к ним неприязненно.
Эйфорический. Для больных такого типа характерны пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что все само пройдет, обойдется, нежелание ограничивать себя в чем - то несмотря на болезнь, повышенное, нередко наигранное настроение. Такие больные легко нарушают режим, хотя нарушения могут сказываться на течение болезни.
Анозогнозический. Активное отбрасывание всяких мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, отказ от обследования и лечения, предпочтение обходиться проверенными народными средствами; проявления болезни приписываются случайным обстоятельствам или несерьезным недомоганиям. Человек не принимает мысль о том, что может серьёзно заболеть.
Эргопатический. Для такого типа характерен уход от болезни в работу. Больные стремятся во что бы то ни стало продолжать работу и трудятся с еще большим рвением, чем до болезни, при этом стараются лечиться и проходить обследование таким образом, чтобы не нарушить привычный распорядок рабочего дня.
Паранояльный. Для такого больного характерна уверенность в том, что болезнь – это результат чьего-то злого умысла. Проявляется крайняя подозрительность к лекарствам, процедурам, отсутствие подвижки в выздоровлении приписывается халатности или вредоносным действиям врачей; соответственно, следуют обвинения и требование наказания. Семья терроризируется тем, что недостаточно заботится о больном.
На формирование внутренней
картины болезни влияет целый
ряд внутренних и внешних факторов. Прежде всего, это характер
заболевания, степень его тяжести, время
наступления болезни, характер болезни
– острая, внезапная или хроническая;
какое требуется лечение – амбулаторное
или клиническое, консервативное или хирургическое;
наличие сильных болей, ограничение в
подвижности, в диете, неприятные косметические
симптомы, например, при кожных заболеваниях,
ранах. Далее, сформированное, исходя из
личного опыта или мнения окружающих,
представление о болезни, лечении, о врачах.
Эти представления могут быть как адекватными,
так и совершенно мифологизированными,
основанными на вере в чудо. Крайне важный
фактор – сама личность больного. Здесь
имеет значение возраст, степень общей
чувствительности к различным факторам,
темперамент, шкала ценностей, социальное
положение.
При болезни происходит
изменение личности человека в целом.
При том, что болезнь затрагивает
все психические системы
Врачам довольно-таки часто приходится сталкиваться с отрицанием пациентом самого факта болезни. Чаще всего это бывает при тяжелых и опасных заболеваниях, таких, как злокачественные новообразования, туберкулез, психические заболевания, СПИД и др. Такие больные либо вообще игнорируют заболевание, либо придают значение менее тяжелым симптомам и этими, менее тяжкими симптомами, объясняют свое состояние и стремятся лечиться от той болезни, которую сами сочли ведущей. Реакция отрицания болезни часто наблюдается и у близких родственников больного, особенно если речь идет о психическом или онкологическом заболевании.
У некоторых наблюдается чрезмерное, трагическое переживание болезни. Такая ситуация возникает, когда заболевание обрушивается внезапно, когда резко падает трудоспособность, происходит коренное изменение жизненных и трудовых планов. Чаще всего такая реакция наблюдается у спортсменов и у физически здоровых и крепких людей. Особенно тяжело переживаются людьми заболевания, которые приводят к выраженным изменениям внешнего вида: при ранениях, ожогах лица с обезображивающими рубцами, тяжелых экземах, нейродермитах.
На поведение и реакцию на болезнь оказывает влияние психическая структура личности человека. Действительно, адекватность реакций зависит от зрелости личности, её интеллектуальных данных. Так, у людей незрелых, инфантильных, с чертами детскости, чаще наблюдается отрицание болезни или, наоборот, длительный уход в нее. У лиц мнительных даже не очень серьезное заболевание вызывает бурную реакцию тревоги, беспокойства, с последующими депрессивными расстройствами.
Большое влияние на личность заболевшего оказывает болевой синдром. Боль имеет амбивалентное значение для человека. В положительном плане, она является сигналом опасности для организма. В хирургии, например, не снимают боль при так называемом «остром животе». Но боль может отсутствовать, даже при угрожающих жизни состояниях: инфаркте миокарда, травматическом шоке. Иногда боль гораздо сильнее тяжести заболевания. Наиболее тяжело переносится острая приступообразная боль спастического характера, типа колик, исходящих из желчного пузыря или почек. Тяжелее переносят боль физически крепкие, не сталкивающиеся с ней в течение своей жизни.
Хроническая боль, особенно неопределенной локализации, ведет к субъективному снижению восприятия боли.
Фактором, усиливающим кризис от переживания болезни, является госпитализация. В психологии даже существует такой термин – «синдром госпитализма», который характеризует изменения как в поведении личности, так и в её эмоциональной сфере.
Чаще всего синдром госпитализма наблюдается у детей. Реакция ребенка на госпитализацию зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются: личные особенности, уровень интеллектуального развития, поведение родителей, резкое изменение жизненного стереотипа. Дети говорят, что при поступлении в больницу им было грустно, хотелось плакать. Проявление синдрома госпитализма у детей – это также понижение фона настроения, удрученность, шумный и злобный протест, взывания к матери, реже – замкнутость, общее интеллектуальное снижение.
Взрослые же, находясь в больнице, демонстрируют подчас парадоксальные реакции. Например, - отказ от приема лекарств. На то имеются свои причины. Прежде всего, это экономические проблемы, негативное отношение к врачам или медицинскому учреждению в целом, опасение различных осложнений, в том числе и привыкания, отрицания болезни, боязнь утраты своего «Я», уважения к себе. Для многих прием лекарств символизирует «костыль примирения с беспомощностью». Отказ от приема лекарств может наблюдаться у психических больных.
Вернемся, однако, к детям. Дети с серьезными заболеваниями, не отрицая серьезности своего заболевания, стараются ничем не отличаться от своих сверстников в поведении и играх.
Рано или поздно любой ребенок поднимает вопрос о жизни и смерти. Чем дитя старше, тем реальнее переживается им серьезность заболевания, появляется страх.
Представления детей об отношении родителей к их болезни достаточно многообразны – от «мои родители переживают за меня» до «в моей семье горе».
Можно выделить следующие типы отношений больных детей с родителями: деспотичное поведение; полное игнорирование интересов семьи; требование от всех членов семьи обслуживания себя в болезни; безразличное отношение к семье, уход в себя, в собственные ощущения, связанные с болезнью; полная зависимость от семьи, полное послушание, чувство вины перед родителями.
Серьезное заболевание у ребенка – всегда серьезное испытание для семьи. Первая реакция на тяжелый диагноз вызывает шок и отказ верить в случившееся. Родители ощущают необходимость активных решительных действий и начинают метаться от врача к врачу, обращаются к магам, экстрасенсам, колдунам, пытаясь найти тот шанс, который даст выздоровление их ребенку. Через какое-то время у родителей возникает реакция агрессии, которая распространяется на всех окружающих. Горечь, боль, страх за ребенка, обида на судьбу – все это требует выхода, формируется в озлобленность, что и начинает проецироваться на врачей, на окружающих. Вид здоровых детей вызывает у родителей раздражение. Если родители целиком и без остатка фиксируются на болезни ребенка, это приводит к большим изменениям в воспитании и контроле за поведением ребенка. Родители считают себя не вправе наказывать или ругать бедное дитя, пытаются выполнять все его требования и желания, что приводит к новым затруднениям в контактах как с ребенком, так и с окружающими.
Тяжелое заболевание наносит удар по супружеским отношениям. В семьях, где ребенок неизлечимо болен, риск разводов возрастает. Некоторые родители, боясь взаимных упреков или в критические периоды болезни ребенка, начинают избегать друг друга. Для многих период эмоционального оцепенения, отсутствие восприятия друг друга может продолжаться многие месяцы, а иногда и годы. Родители как бы делят свою жизнь на периоды – до посетившей семью беды и после. Они перестраивают жизнь так, чтобы уделять максимум внимания больному ребенку.
Ситуация также осложняется, если в семье есть еще и другие, но здоровые дети. В этой связи поведение родителей может входить в один из названных ниже вариантов.
1-ый вариант. Один из родителей, чаще всего мать, замыкает все свое внимание на больном ребенке, а другой родитель или бабушка с дедушкой занимаются здоровым ребенком.
2-й вариант. Оба родителя полностью фиксируют внимание на больном ребенке, а здоровый остается без эмоционального тепла, поддержки и контроля.
3-й вариант. Оба родителя как бы «ставят крест» на больном ребенке, формально занимаясь им, а все надежды и чаяния вкладывают в здорового ребенка. В такой ситуации здоровые дети изменяют свое поведение, становятся агрессивными, раздражительными, капризными. У детей младшего школьного возраста снижается успеваемость, появляются невротические страхи, энурез, головные боли и др.
Исходя из вариантов
поведения родителей, связанных
с болезнью ребенка, можно выделить
следующие подходы для
- Реалистический подход
- Оптимистический подход
- Пессимистический подход