Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:30, лекция
Цель:
Формирование представлений студентов о семейном сценарии и психологических позициях детей.
Задачи:
Формирование представлений студентов о содержании понятия «семейный сценарий»;
Развитие у студентов умений анализа сценариев;
Формирование представлений студентов о вариантах трансляции семейного сценария на психологические позиции детей.
Конспект лекционного занятия
по дисциплине «Психология семьи»
проведенного студенткой
4 курса, факультета «Педагогика и психология»
Кубасовой Н.В.
Дата проведения: 30 ноября 2010г.
Тема занятия: Семейный сценарий и психологические позиции детей.
Цель:
Формирование представлений студентов о семейном сценарии и психологических позициях детей.
Задачи:
Структура занятия:
Понятие «семейный сценарий».
Оборудование: доска.
Время: 20 минут.
Содержание:
Здравствуйте! Все пришли? Тогда начнем. Для тех, кого не было в прошлый раз, я напомню, что меня зовут Нелли Валерьевна. Я – студентка Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, в рамках прохождения преподавательской практики буду вести у вас занятия по данной учебной дисциплине. Давайте оставим на партах только ручки и тетради. Сотовые телефоны уберем в сумку. Таким образом, нас ничто не будет отвлекать. Возьмите, пожалуйста, свои бейджи. Те, кого не было, возьмите, пустые бейджи и напишите на них своё имя. Я подожду.
Тема сегодняшней лекции «Семейный сценарий и психологические позиции детей». Я буду рассказывать. Что нужно будет записать - я скажу. Если у вас возникнут вопросы, зафиксируйте их, пожалуйста, в тетради. После того, как мы закончим блок, Вы сможете их задать.
Судьба каждого человека, как считает Э. Берн, определяется им самим, его умением мыслить и разумно относится ко всему, что происходит вокруг. Будучи абсолютно свободным, человек с помощью любых средств волен планировать свой жизненный путь самостоятельно.
Каждый человек уже в детстве решает, как ему жить дальше и как он будет умирать. Это и есть его жизненный сценарий. Сценарий, по определению Э. Берна, - это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему.
Сценарий обязательно предполагает:
1) родительские директивы,
2) подходящее
для их выполнения личностное р
3) решение, принятое в детском возрасте,
4) действительное
желание и заинтересованность
в выполнении сценария (будь он
с хорошим или с плохим концом)
5) убежденность в необходимости происходящего.
Семейные сценарии. Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи, которые успешно передаются из поколения в поколение.
Когда семейные сценарии передаются из поколения в поколение, стремление к единству членов семьи и ожидание определенного поведения могут отражаться в следующих фразах: "Традиции нашей семьи не позволяют нам быть малодушными". "В нашей семье скорее будут голодать, чем попросят помощи". "Женщины в нашей семье всегда были бесполезными, как сорняки". "В нашей семье дом - это крепость мужчины".
Некоторые семейные сценарии включают длительно поддерживаемые традиции, связанные с надеждами на призвание: "В нашей семье всегда были врачи". "Мы династия учителей". "У нас всегда рождались хорошие дети". "Мы дали три поколения политиков". "В нашей семье, к сожалению, всегда был, по крайней мере, один преступник". "Сыновья в нашей семье всегда были защитниками Отечества".
Член семьи, который не осуществляет ожидаемый сценарий, часто воспринимается как белая ворона. Однако некоторым семейным сценариям как раз может требоваться такой человек, чтобы завести интригу или иметь козла отпущения на семейной сцене.
Многие семейные
сценарии имеют определенный ряд
предписаний для каждого
Не все семьи непрерывно продолжают семейные сценарии. Семейные сценарии могут меняться под действием внешнего влияния. Многие семьи намеренно и обдуманно избавляются от традиционных сценариев старшего поколения. Некоторые традиции просто умирают, потому что их трудно поддерживать в условиях быстро меняющихся обстоятельств. Этот процесс может переживаться как "культурный шок". Непрерывно возникающие новые и новые сценарии имеют тенденцию к постепенному снижению чувства общности и ослаблению структуры семьи.
Одни семейные сценарии способствуют успеху, другие неудаче. Тем не менее в жизни любой отдельной личности самой важной силой, формирующей ее сценарий, являются сообщения, воспринятые от родителей.
Хорошо. У вас есть вопросы? Скажите, пожалуйста, как вы поняли, что такое сценарий, по мнению Эрика Берна? Как вы понимаете «семейный сценарий»? Как, по вашему мнению, формируется семейный сценарий?
Анализ сценариев.
Оборудование: доска.
Время: 30 минут.
Содержание:
Сейчас мы поподробнее обсудим виды сценариев и проведем их анализ.
Сценарий обычно охватывает всю жизнь человека. Он основывается на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании, которое беспрестанно подкрепляется. Подкрепление может осуществляться в ходе ежедневных контактов, когда, например, сын работает в фирме, принадлежащей родителям, или дочь каждый день перезванивается с матерью, чтобы обсудить текущие дела. Когда контакты между детьми и родителями осуществляются реже, то воздействие родительских указаний будет непрямым, хотя и не менее сильным. Когда родители умирают, то их "инструкции" могут воздействовать даже более ярко и живо, чем раньше.
На сценарном языке неудачника называют Лягушкой, а победителя - Принцем или Принцессой. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, причем желают им счастья в той роли, которую для них избрали. Они бывают против изменения избранной для своего ребенка роли. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но противится любой ее попытке стать Принцессой. Отец, воспитывающий Принца, желает сыну счастья, но предпочтет увидеть его скорее несчастным, нежели Лягушкой.
Победитель обычно выражается так: "В другой раз не промахнусь" или "Теперь я знаю, как это делать". Неудачник же скажет: "Если бы только...", "Я бы, конечно...", "Да, но...". Бывают еще неполные неудачники - непобедители, которым сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Это те люди, которые говорят: "Да, я это сделал, но, по крайней мере, я не..." или "Во всяком случае, спасибо и на этом". Непобедители чаще всего создают впечатление прекрасных сограждан, сотрудников, ибо они всегда лояльны, всегда трудолюбивы и благодарны судьбе, что бы она им ни преподнесла. Они никому не создают никаких проблем. Это люди, о которых говорят, что они приятные в общении, хорошие соседи. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей. Однако самое большое количество неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются втянуть в нее всех, кто в этот момент оказался рядом с ними.
Победителем можно было бы считать того человека, который мечтал, и стал капитаном команды или кто смело назначил свидание "королеве" конкурса красоты. А непобедитель - это тот человек, который так и не дотянулся до приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из участниц конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду и не сумеет договориться о свидании ни с одной из красавиц.
Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. А неудачник не знает, как быть, если его настигнет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так что достаточно послушать несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседников - победитель, а кто - неудачник. Особенно это выявляется в семейном споре.
Победителем мы называем человека, преуспевающего (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Неудачник - тот, кто не в состоянии осуществить намеченное. Например, женщина, подавшая на развод, не является неудачницей, если она не утверждала: "Я никогда не разведусь". Если же она провозглашала: "Когда- нибудь я брошу работу и никогда больше не буду работать", - тогда получаемые ею от её разведенного мужа алименты подтвердят, что она - победитель, ибо выполнила когда-то намеченное. Она ведь не говорила, как она собирается это делать, поэтому никто не может назвать ее неудачницей.
Сценарием (будь то победитель или неудачник) Э. Берн считает способ, каким человек структурирует время своей жизни между первым приветственным звуком у материнской груди и последним "прощай" на смертном ложе. Время жизни растрачивается и заполняется в делах и бездеятельности. Время почти сплошь состоит из "никогда не делаю", "делаю всегда", "ни разу не делал раньше", "не буду делать, сделаю позже", "делаю снова и снова" и "буду делать до тех пор, пока хватит сил". Поэтому и возникают сценарии, которые интересно раскрываются на сюжетах некоторых греческих мифов.
Сценарий "Никогда" представлен судьбой мифического героя Тантала, обреченного на вечные муки, которому было суждено страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но никогда не достигали его губ. Обладателям подобных сценариев родители запретили делать то, что им хотелось бы, поэтому их жизнь полна искушений и "танталовых мук". Они как бы живут под знаком Родительского проклятья, всегда боятся того, чего они сильнее всего жаждут, в связи с чем они сами себя мучают.
Сценарий "Всегда" может быть представлен Арахной, героиней греческой мифологии, посмевшей состязаться в ткацком искусстве с самой богиней Афиной. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою паутину. Подобные сценарии создают родители, любящие позлорадствовать: "Тебе этого хочется. Но знай, что это навсегда, на всю твою жизнь".
По сценарию "Всегда" складывается жизнь юношей и девушек, изгнанных из дому за грехи, к которым их подтолкнули, может быть, сами родители. "Если забеременела, иди сама зарабатывать себе на жизнь", "Если стал наркоманом, заботься о себе сам" - вот образцы такого сценария. Отец, прогоняющий дочь на панель, возможно, сам таил в себе нескромные мысли относительно нее, когда ей было десять-пятнадцать лет, а отец, проклявший сына за наркотики, вероятно, сам напьется в тот же вечер с тем, чтобы забыться.
Сценарий "До тех пор, пока" или "Перед тем, как" аналогичен мифу о Ясоне, предводителе аргонавтов, отправившемся за золотым руном. Ему было предсказано, что он не станет царем, пока не выполнит определенных условий. В будущем он был вознагражден и прожил многие годы счастливо. Похожий сценарий был у Геракла, который не мог стать богом, не испытав доли раба.
Родительское программирование в сценарии "До тех пор, пока" самое, пожалуй, отчетливое, ибо заключается в прямых указаниях: "Секс не позволителен до замужества" или: "Выходить замуж нельзя, пока твоя помощь требуется матери (или пока не окончишь колледж)". Влияние родителей в сценарии "После того, как" выражено столь же четко. "Висящий меч" поблескивает явно угрожающе: "Когда выйдешь замуж, начнется трудная жизнь". В переводе на язык практики это значит: "Лови удовольствие, пока не поздно". После замужества появляется лозунг: "Трудности начнутся, когда пойдут дети".
Сценарий "После того, как" может быть представлен мифом о Дамокле. Ему на один день было позволено блаженствовать в царском достоинстве на престоле. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над своей головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: "Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья".
"Снова и снова" - это сценарий Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда камень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это также классический пример сценария "Чуть-чуть не...", где одно "Если бы только" следует за другим.
Обладательница сценария "Снова и снова" почти всегда выступает в роли подружки невесты, но сама никак не может стать невестой. Из этой же категории любые персонажи, которые упорно стараются снова и снова что-то сделать, но никак не достигают желаемого.
Сценарий "С открытым концом", называемый также "Рай на небесах", характерен для непобедителей. Модель для него - история Филемона и Бавкиды, по греческой легенде - это неразлучная, любящая чета, незлобливые и радушные люди. В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые деревья. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские указания, проводят остаток своей жизни в "растительном" существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и Родительских указаний.
Информация о работе Семейный сценарий и психологические позиции детей