Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:30, лекция
Цель:
Формирование представлений студентов о семейном сценарии и психологических позициях детей.
Задачи:
Формирование представлений студентов о содержании понятия «семейный сценарий»;
Развитие у студентов умений анализа сценариев;
Формирование представлений студентов о вариантах трансляции семейного сценария на психологические позиции детей.
"С открытым
концом" - это финал, к которому
чаще всего приходят мужчины
и женщины, без сожаления
Хорошо. У кого-нибудь есть вопросы? Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, кто такие Победители, Непобедители и Неудачники? Что вы поняли о сценариях? Как они анализируются?
Трансляция семейного сценария на психологические позиции детей.
Оборудование: доска.
Время: 40 минут.
Содержание:
Посмотрим как сценарий влияет на психологические позиции детей и как он формируется.
Первоначальное сценарное программирование начинается в период кормления младенца и происходит в виде кратких "протоколов", которые позже "перерабатываются" в сложные трансакции. Обычно это двусторонние сцены, в которых участвуют младенец и его мать иногда с появляющимися зрителями со стороны. Мать и малыш связаны в это время кормлением, краткими фразами и отдельными словами. Несколько сложнее осуществляются сцены купания, в которых уже можно предсказать, кому (матери или ребенку) суждено быть победителем, а кому неудачником.
Пройдут годы, в течение которых мама будет то восторгаться своим
малышом ("Какой же он хороший мальчик!"), то волноваться ("Его что-то
беспокоит?") или часами сидеть, напевая колыбельную y кроватки заболевшего ребенка. В это время уже начали формироваться ощущения благополучия и неблагополучия, которые в какой-то степени могут помочь предвидеть: кем станет в будущем ребенок - Принцем или Лягушкой (для женщин - Принцессой или Гусыней). Вечным Принцем или Принцессой с программой успеха чаще всего (но не всегда) бывает первый ребенок.
К тому времени, когда мама скажет: "Давай, милый, я тебе помогу" или
"Хватит его уговаривать!", y ребенка уже появляются мнения и даже убеждения относительно самого себя и окружающих его людей, особенно родителей. Эти убеждения очень часто сохраняются y человека на всю жизнь. Мы попытаемся объяснить эту мысль и представить ее в таком виде:
1) "Со мной все в порядке" или "Со мной не все в порядке";
2) "С тобой все в порядке" или "С тобой не все в порядке".
На этой основе человек может принимать определенные жизненные решения.
Решение (каким бы оно ни было) основывается на позиции, которая предполагает отношение человека к миру в целом, ко всем, кто его окружает.
Простейшие двусторонние позиции - это Ты и Я. Они основываются на убеждениях, которые впитываются с молоком матери. Изобразим их сокращенно так: плюс (+) - это хорошо, минус (-) - это плохо. Тогда позиции будут читаться так: Я"+" означает. "Я хороший, со мной все хорошо". Я"-" означает "Со мной нехорошо, y меня не все в порядке". Соответственно будут читаться Ты"+" и Ты"-". Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние позиции, исходя из которых чаще всего разыгрываются игры и программируются сценарии после того, как человек сказал "здравствуйте".
1. Я"+" Ты"+". Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Эта позиция формируется в раннем детстве, либо вырабатывается позже тяжким трудом; просто желания стать "хорошим" здесь недостаточно. (Я"+" Ты"+") чаще всего становятся хорошими лидерами, ибо даже в крайних ситуациях они могут демонстрировать абсолютное уважение к себе и своим подчиненным.
В
любой другой позиции человек
в большей или меньшей степени
2. Я"+" Ты"-" (Я - Принц, а ты - Лягушка). Эта позиция подходит для ситуации, когда надо избавиться от кого-то. Человек с этой позицией чаще всего изображает себя опозоренным, причем иногда развлекаясь, иногда играя всерьез. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в детские дома и интернаты для трудных подростков, гонят от себя друзей, близких людей. Это они затевают крестовые походы, войны или собираются в группы, чтобы искать пороки y своих реальных и воображаемых противников.
Эта позиция - позиция превосходства,
в худшем случае - это позиция
убийцы, в лучшем - непрошенного
советчика, который лезет помоч
3. Я"-" Ты"+". Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле - самоуничижение, передаваемое детям. В профессиональной жизни такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости. Это в основном меланхолики, неудачники, люди, которые мучают сами себя, чаще всего прозябают в одиночестве и попадают либо в больницу, либо в тюрьму.
4. Я"-" Ты"-". Это позиция безнадежности, за которой следует: "Почему
бы нет?" С клинической точки зрения она содержит некоторые элементы
шизофрении.
Итак, мы имеем четыре базовые позиции:
1) Я"+" Ты"+" (успех);
2) Я"+" Ты"-" (превосходство);
3) Я"-" Ты"+" (депрессивность);
4) Я"-" Ты"-" (безнадежность).
Позицию иногда можно изменить, но только при воздействии сильных обстоятельств. Устойчивые изменения могут происходить как бы изнутри, спонтанно, либо с помощью психотерапевтического воздействия (профессионального лечения). А могут наступить и благодаря возникшему сильному чувству любви - этому целителю, представляющему собой естественную психотерапию.
Но встречаются такие люди, позиции которых недостает убежденности. Они колеблются и перескакивают с одной позиции на другую.
Следующий шаг в развитии сценария - это поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос: "Что случается с такими, как я?" Ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, как он должен воспринимать людей, как будут относится к нему другие люди и что означает "такие, как я", так как всему этому его учили. Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь, "таком, как я". Это может быть сказка, прочитанная ему матерью, история, рассказанная бабушкой, или рассказ о каком-то мальчишке, услышанный на улице. Но где бы он ни услышал эту историю, которая произведет на него такое сильное впечатление, он сразу поймет и скажет:
"Это я!" Услышанная история может стать его сценарием, который он
будет пытаться осуществлять всю жизнь.
Так на основе самого раннего опыта ребенок приобретает свои убеждения и выбирает позиции. В дальнейшем из того, что человек читает и слышит, он формирует "предсказание" и дальнейший жизненный план. Это и есть первый вариант жизненного сценария.
Ребенок рождается свободным, но очень скоро теряет свободу. В первые
два года
его поведение и мысли
Уже в ясельном возрасте нередко становится очевидным, кто управляет ситуацией - мать или ребенок. Раньше или позже положение может измениться, но эхо первоначальной ситуации будет слышаться постоянно, особенно в периоды стресса или раздражения. Немногие люди помнят существенные факты из раннего детства - этого очень важного времени в жизни человека.
В возрасте от двух до шести лет почти y каждого ребенка остаются в
памяти какие-то трансакции, случаи, впечатления из этого периода сценарного развития. После отнятия от груди и приучения к горшку родительские указания уже содержат проблемы, касающиеся сексуальности и агрессии. Эти указания имеют самый долговременный эффект.
Родительское программирование определяет, когда и как проявляются влечения, когда и как они ограничиваются. Оно использует уже существующие связи и настраивает их на получение определенного результата или выигрыша.
В результате программирования могут возникнуть новые качества,
представляющие собой компромисс между влечением и ограничением. Из стремления к приобретению и самоограничения формируется терпение, из мужского и женского влечений и сдержанности возникают мужественность и женственность, из борьбы и ограничений появляется хитрость, а из мешанины и упорядоченности - аккуратность. Всем этим качествам: терпению, мужественности и женственности, хитрости и аккуратности - учат родители.
Эти качества лучше всего
программируются в самый
В возрасте примерно до десяти лет y ребенка формируется эмоция,
которая будет преобладать в его жизни. Причем предварительно он как бы "экспериментирует", поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга, недоумения, радости, торжества и т.д. На что-то в семье совсем не обращается внимание, что-то с негодованием отвергается, но что-то из этого "набора" "работает" и приносит свои результаты. Излюбленное чувство становится чем-то вроде условного рефлекса, который также может сохраниться на всю жизнь.
В школьном возрасте y ребенка в какой-то степени начинает
формироваться реакция на вопрос: "Если нельзя прямо, открыто что-то
говорить, то как с помощью хитрости добиться своего?" Все, что он узнает от
родителей, учителей, школьных приятелей, от друзей и недругов, - все
учитывается при этом ответе. Результатом становится "персона". Психолог К.-Г.Юнг определяет "персону" как установку, усваиваемую как маску, которая соответствует сознательным намерениям человека и в то же время отвечает требованиям и представлениям социальной среды.
В результате обладатель "персоны" может обманывать других, но очень
часто и самого себя относительно своего подлинного характера. "Персона"
формируется в основном как результат внешних влияний и собственных решений ребенка в возрасте примерно от шести до десяти лет.
Продуктом адаптации и бывает "персона". Она тоже соответствует
сценарию человека. Если это сценарий победителя, то "персона" будет привлекательной, если же сценарий неудачника - отталкивающей для всех, кроме таких же, как он. Часто она моделируется по какому-либо "герою".
В
отрочестве подростки
его к той реальности, какой она им представляется: все еще романтичной и
сияющей. В этом (юношеском) возрасте сценарий изменяется, дополняется и дорабатывается. Во взрослом возрасте – развертывается. Постепенно человек движется к завершающему "представлению" и смерти.
Хорошо. У вас есть вопросы? Скажите, пожалуйста, как вы поняли, какое влияние оказывает сценарий на психологические позиции детей? Какие бывают позиции? Как происходит формирование сценария в разные годы жизни?
Кто хочет поделиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями по поводу сегодняшней лекции и той информации, которую мы сегодня обсудили? Хорошо. Положите, пожалуйста, бейджи мне на стол, чтобы на следующее занятие я могла принести их снова. Всем большое спасибо за работу! Всего доброго.
Примечания:
Трансакция
– трансакционный стимул от определенного
состояния Я агента плюс трансакционная
реакция определенного
Используемая литература:
Информация о работе Семейный сценарий и психологические позиции детей