Семейный сценарий и психологические позиции детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:30, лекция

Описание работы

Цель:
Формирование представлений студентов о семейном сценарии и психологических позициях детей.
Задачи:
Формирование представлений студентов о содержании понятия «семейный сценарий»;
Развитие у студентов умений анализа сценариев;
Формирование представлений студентов о вариантах трансляции семейного сценария на психологические позиции детей.

Файлы: 1 файл

конспект лекции.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

"С открытым  концом" - это финал, к которому  чаще всего приходят мужчины  и женщины, без сожаления наблюдающие,  как постепенно исчезает их  жизненная сила, и черпающие удовлетворение в воспоминаниях о былых победах.

 

Хорошо. У кого-нибудь есть вопросы? Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, кто такие Победители, Непобедители и Неудачники? Что вы поняли о сценариях? Как они анализируются?

 

 

  1. Часть

Трансляция  семейного сценария на психологические позиции детей.

Оборудование: доска.

Время: 40 минут.

Содержание:

Посмотрим как сценарий влияет на психологические позиции детей  и как он формируется.

 

      Первоначальное   сценарное  программирование   начинается   в   период кормления младенца и происходит в виде кратких "протоколов", которые  позже "перерабатываются" в сложные трансакции. Обычно это двусторонние  сцены,  в которых участвуют младенец и его мать иногда с появляющимися зрителями со стороны.  Мать и малыш связаны в это время кормлением, краткими  фразами  и отдельными  словами.  Несколько  сложнее осуществляются  сцены  купания,  в которых  уже  можно  предсказать, кому (матери или  ребенку)  суждено  быть победителем, а кому неудачником.

     Пройдут   годы,  в  течение которых мама будет  то  восторгаться  своим

малышом  ("Какой  же  он  хороший мальчик!"), то волноваться  ("Его  что-то

беспокоит?") или часами сидеть, напевая колыбельную y кроватки заболевшего ребенка.  В  это  время  уже начали формироваться  ощущения  благополучия  и неблагополучия,  которые в какой-то степени могут  помочь  предвидеть:  кем станет  в  будущем ребенок - Принцем или Лягушкой (для женщин -  Принцессой или  Гусыней). Вечным Принцем или Принцессой с программой успеха чаще всего (но не всегда) бывает первый ребенок.

       К  тому времени, когда мама  скажет: "Давай, милый, я тебе  помогу"  или

"Хватит  его  уговаривать!", y ребенка уже появляются мнения и даже убеждения относительно  самого себя и окружающих его людей, особенно  родителей.  Эти убеждения  очень часто сохраняются y человека на всю жизнь.  Мы  попытаемся объяснить эту мысль и представить ее в таком виде: 

1)  "Со  мной  все  в порядке" или  "Со мной не все в порядке";

2)  "С тобой  все в порядке" или  "С  тобой   не   все  в порядке". 

      На  этой  основе  человек   может  принимать определенные  жизненные решения.

     Решение  (каким  бы  оно  ни было) основывается  на  позиции,  которая предполагает отношение человека к миру в целом, ко всем, кто его  окружает.                            

      Простейшие  двусторонние позиции  - это Ты и  Я.  Они основываются  на убеждениях,  которые впитываются с молоком матери. Изобразим их  сокращенно так:  плюс  (+)  - это хорошо, минус (-) - это плохо. Тогда  позиции  будут читаться так: Я"+" означает. "Я хороший, со мной все хорошо". Я"-" означает "Со  мной нехорошо, y меня не все в порядке". Соответственно будут читаться Ты"+"  и  Ты"-".  Сочетание этих  единиц может дать  четыре  двусторонние позиции,  исходя из которых чаще всего разыгрываются игры и программируются сценарии после того, как человек сказал "здравствуйте".

     1.  Я"+"  Ты"+". Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Эта позиция формируется  в  раннем детстве, либо вырабатывается  позже  тяжким  трудом; просто желания стать "хорошим" здесь недостаточно. (Я"+"  Ты"+") чаще всего становятся хорошими лидерами, ибо даже  в  крайних ситуациях  они  могут демонстрировать абсолютное уважение к  себе  и  своим подчиненным.

     В   любой другой позиции человек  в большей или меньшей степени   ощущает себя лягушкой: по воле  родителей он неудачник и будет  падать снова и снова, если  не  сумеет  овладеть собой.  Судьба приведет его  к   гибели,  если  не вмешается чудо: умелый психиатр или пробуждение способности к самоанализу и самоизлечению.

        2.  Я"+"  Ты"-" (Я - Принц,  а ты - Лягушка). Эта позиция подходит  для ситуации,  когда надо избавиться от кого-то. Человек с этой  позицией  чаще всего изображает себя опозоренным, причем иногда развлекаясь, иногда  играя всерьез. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в  детские  дома и интернаты для трудных подростков, гонят от себя  друзей, близких  людей. Это они затевают крестовые походы, войны или  собираются  в группы,  чтобы  искать пороки y своих реальных и воображаемых  противников.

        Эта  позиция - позиция превосходства,  в худшем случае - это позиция  убийцы, в  лучшем  -  непрошенного  советчика, который лезет помочь  "неблагодарным" людям  в  том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи.  В большинстве случаев это позиция посредственности.

       3.  Я"-"  Ты"+". Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле - самоуничижение, передаваемое детям. В профессиональной жизни такая позиция   чаще   всего  побуждает  человека  сознательно  унижаться   перед различными  людьми,  используя  при  этом  их  слабости.  Это  в   основном меланхолики,  неудачники,  люди,  которые  мучают  сами  себя,  чаще  всего прозябают в одиночестве и попадают либо в больницу, либо в тюрьму.

     4.  Я"-" Ты"-". Это позиция безнадежности, за которой следует: "Почему

бы  нет?"  С  клинической  точки  зрения она  содержит  некоторые  элементы

шизофрении.

     Итак, мы имеем четыре базовые позиции:

     1) Я"+" Ты"+" (успех);

     2) Я"+" Ты"-" (превосходство);

     3) Я"-" Ты"+" (депрессивность);

     4) Я"-" Ты"-" (безнадежность).

     Позицию  иногда  можно  изменить, но только  при  воздействии   сильных обстоятельств.  Устойчивые  изменения могут происходить как бы  изнутри, спонтанно,     либо    с    помощью    психотерапевтического    воздействия (профессионального лечения).  А могут наступить и благодаря возникшему сильному чувству любви - этому целителю, представляющему собой естественную психотерапию.

     Но встречаются такие люди, позиции которых недостает убежденности. Они колеблются и перескакивают с одной позиции на другую.

 

   

 Следующий  шаг в развитии сценария - это  поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос: "Что случается с такими, как  я?"  Ребенок уже   знает,  как  стать  победителем  или  неудачником,  как   он   должен воспринимать людей, как будут относится к нему другие люди и  что  означает "такие,  как  я",  так как всему этому его учили. Рано или  поздно  ребенок услышит  историю  о  ком-нибудь, "таком, как я".  Это  может  быть  сказка, прочитанная  ему  матерью, история, рассказанная бабушкой,  или  рассказ  о каком-то  мальчишке,  услышанный на улице. Но где  бы  он  ни  услышал эту историю,  которая произведет на него такое сильное впечатление,  он  сразу поймет и скажет:

     "Это   я!"  Услышанная  история может  стать его сценарием,  который   он

будет пытаться осуществлять всю жизнь.

     Так  на основе самого раннего опыта ребенок приобретает свои убеждения и  выбирает позиции. В дальнейшем из того, что человек читает и слышит,  он формирует  "предсказание" и дальнейший жизненный план. Это  и  есть  первый вариант   жизненного  сценария. 

 

      Ребенок  рождается свободным, но очень скоро теряет свободу. В первые

два  года  его  поведение и мысли программируются  в основном  матерью.  Эта программа  и  формирует  первоначальный  каркас  его  сценария,  "первичный  протокол"  относительно того, кем  ему быть, то есть быть ли  ему  "молотом" или "наковальней". Этот первоначальный вариант возникновения победителя или неудачника  хорошо виден на примере греческих мифов и древнейших  ритуалов.

       Уже  в  ясельном  возрасте  нередко  становится  очевидным,  кто  управляет ситуацией  - мать или ребенок. Раньше или позже положение может измениться, но  эхо  первоначальной  ситуации  будет слышаться  постоянно,  особенно  в периоды стресса или раздражения. Немногие люди помнят существенные факты из раннего  детства  - этого очень важного времени в жизни  человека. 

     В  возрасте  от двух до шести лет почти y каждого ребенка остаются  в

памяти какие-то трансакции, случаи, впечатления из этого периода сценарного развития. После отнятия от груди и приучения  к горшку родительские указания уже  содержат проблемы, касающиеся сексуальности и агрессии.  Эти  указания имеют  самый  долговременный  эффект.

     Родительское  программирование определяет,  когда  и  как  проявляются влечения,  когда и как они ограничиваются. Оно использует уже существующие связи и настраивает их на получение определенного результата или выигрыша.

      В    результате   программирования   могут   возникнуть   новые   качества,

представляющие   собой  компромисс  между  влечением  и  ограничением.   Из стремления  к  приобретению  и  самоограничения  формируется  терпение,  из мужского  и  женского  влечений и сдержанности возникают  мужественность  и женственность, из борьбы и ограничений появляется хитрость, а из мешанины и упорядоченности   -   аккуратность.   Всем   этим   качествам:    терпению, мужественности  и женственности, хитрости и аккуратности -  учат  родители.

       Эти  качества лучше всего  программируются в самый пластичный  период детства - от двух до  шести лет ребенка.

 

     В  возрасте  примерно  до  десяти лет y  ребенка  формируется   эмоция,

которая  будет  преобладать в его жизни. Причем предварительно  он  как бы "экспериментирует",  поочередно  испытывая чувства злости,  вины,  обиды, испуга,  недоумения, радости, торжества и т.д. На что-то в семье совсем  не обращается внимание, что-то с негодованием отвергается, но что-то из  этого "набора"  "работает"  и приносит  свои  результаты.  Излюбленное   чувство становится чем-то вроде условного рефлекса, который также может сохраниться на всю жизнь.

     В   школьном   возрасте   y  ребенка  в какой-то   степени   начинает

формироваться  реакция на  вопрос:  "Если  нельзя  прямо,  открыто что-то

говорить, то как  с помощью хитрости добиться своего?" Все, что он узнает от

родителей,  учителей,  школьных приятелей, от  друзей  и  недругов,  -  все

учитывается при  этом ответе. Результатом становится "персона". Психолог К.-Г.Юнг  определяет "персону" как установку, усваиваемую как  маску,  которая соответствует  сознательным намерениям человека и в то  же  время  отвечает требованиям и представлениям социальной среды.

     В   результате обладатель "персоны"  может обманывать других,  но  очень

часто  и  самого  себя относительно своего подлинного характера.  "Персона"

формируется в основном как результат внешних влияний и собственных  решений ребенка  в  возрасте примерно от шести до десяти лет. 

     Продуктом   адаптации  и  бывает  "персона".  Она  тоже  соответствует

сценарию  человека.  Если  это  сценарий  победителя,  то  "персона"  будет привлекательной,  если  же сценарий неудачника -  отталкивающей для всех, кроме таких же, как он. Часто она моделируется по какому-либо "герою". 

 

     В  отрочестве подростки обозревают  свой сценарий как бы  для  адаптации

его  к  той реальности, какой она им представляется: все еще романтичной и

сияющей. В этом (юношеском) возрасте сценарий изменяется, дополняется и дорабатывается. Во взрослом возрасте – развертывается.   Постепенно   человек   движется   к   завершающему "представлению" и смерти.

 

Хорошо. У вас есть вопросы? Скажите, пожалуйста, как вы поняли, какое влияние оказывает сценарий на психологические позиции детей? Какие бывают позиции? Как происходит формирование сценария в разные годы жизни?

 

Кто хочет поделиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями по поводу сегодняшней лекции и той информации, которую мы сегодня обсудили? Хорошо. Положите, пожалуйста, бейджи мне на стол, чтобы на следующее занятие я могла принести их снова. Всем большое спасибо за работу! Всего доброго.

 

 

Примечания:

Трансакция  – трансакционный стимул от определенного  состояния Я агента плюс трансакционная реакция определенного состояния  Я респондента. Трансакция есть единица  социального действия.

 

 

 

 

Используемая  литература:

 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М, 1997.
  2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М., 1995.
  3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е и з д . - М . : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с.

Информация о работе Семейный сценарий и психологические позиции детей