Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:35, курсовая работа
Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы народа, высокие идеалы. Естественная и неизбежная стартовая площадка этого корабля - семья: от точности и правильности запуска зависит успех всего полета. Достаточно на старте допустить хотя бы небольшую ошибку, чтобы курс космического корабля отклонился от заданного на сотни тысяч километров. Если продолжить это сравнение, то можно обнаружить и одно существенное различие: космический корабль на старте запускают специально подготовленные люди, то есть техники и инженеры. Родители часто такой квалификации , научных знаний не имеют. Нередко думают, что для правильного семейного воспитания достаточно здравого смысла, интуиции да опыта, который сами взрослые приобрели тогда, когда были детьми. Таким образом, чтобы управлять любым процессом ( а воспитание - это во многом не что иное, как управление процессом психического развития), необходимо познать внутренние его закономерности и внутреннюю структуру.
Введение
Семья приносит полноту жизни,
семья приносит счастье, но каждая семья...
является прежде всего большим делом,
имеющим государственное значение.
А.С. Макаренко
Стремительно проносятся годы детства. Но за этот короткий срок происходят грандиозные изменения в психике ребенка. Из самого беспомощного на свете существа, ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы и общества, становится активной преобразующей силой окружающей действительности.
Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы народа, высокие идеалы. Естественная и неизбежная стартовая площадка этого корабля - семья: от точности и правильности запуска зависит успех всего полета. Достаточно на старте допустить хотя бы небольшую ошибку, чтобы курс космического корабля отклонился от заданного на сотни тысяч километров. Если продолжить это сравнение, то можно обнаружить и одно существенное различие: космический корабль на старте запускают специально подготовленные люди, то есть техники и инженеры. Родители часто такой квалификации , научных знаний не имеют. Нередко думают, что для правильного семейного воспитания достаточно здравого смысла, интуиции да опыта, который сами взрослые приобрели тогда, когда были детьми. Таким образом, чтобы управлять любым процессом ( а воспитание - это во многом не что иное, как управление процессом психического развития), необходимо познать внутренние его закономерности и внутреннюю структуру.
Воспитание и его стили является ведущим фактором в процессе развития личности.
Особого внимания заслуживают взаимоотношения между родителями и детьми-подростками, ведь подростковый возраст- это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. В это время обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу. И во многом гармоничное и полноценное формирование личности подростка будет зависеть от того, какого стиля воспитания придерживаются родители.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что к ней обращались, обращаются и будут обращаться многие поколения. На мой взгляд, исчерпать ее до конца невозможно. Она так многогранна, особенно в условиях современного общества на пороге нового тысячелетия.
К изучению данной темы в своих работах обращались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов , А.Е . Личко,Т.В. Драгунова, Л.И.Божович, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, А.В.Петровский, Б.Г. Ананьев, Э.Шпрангер, С. Холл, А. Гезелл, К. Левин, Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Ж. Пиаже, Реан А.А., Бордовская Н.В., Л. Колберг, Д. Клозен, П.Я.Гальперин, П.М. Якобсон, А.С. Макаренко, Б. Заззо, Р.Симмонс, Ф. Розенберг, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Алешина Ю.Е., Варга А.Я., Дружинин В.Н, Захаров А.И., Ковалев СВ., Спиваковская А.С, Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э.Г.и Юстицкис В., Джайнотт X. Дж., Винникота Д.В., Крайг Г, Сатир В. и др.
Огромный интерес представляет собой изучение особенностей личности подростка, осознание важности стиля семейного воспитания при ее формировании.
Объект исследования - детско- родительские отношения.
Предмет исследования - стили семейного воспитания.
Цель исследования - изучить влияние родительского стиля воспитания на
развитие ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать родительские стили воспитания и особенности личности подростка;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу;
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка.
Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
1.1. Общая характеристика родительских стилей воспитания
Семья- это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
Ф. Адлер
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Роль семьи в воспитании ребенка
«Все мы родом из детства», «Все- и хорошее, и плохое - человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны всем.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Таким образом, важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
Семейное воспитание -- это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:
различные стили воспитания;
факторы воспитательного воздействия;
воспитательную позицию родителей и др.
Стили семейного воспитания
"Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания".
Сюнь-Цзы.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения»,
«тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я.Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков (Варга А.Я., 1986).
Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А.Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства - способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.
Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до пяти лет) (Адлер А., 1998).
Родительский стиль воспитания - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, образ действий по отношению к ребенку.
Стиль воспитания проявляется двояко: с одной стороны, он представляет собой совокупность способов и приемов общения родителя с ребенком, характеризующегося различной степенью динамизма, с другой,представляет собой совместную с ребенком деятельность, определяющую личностные особенности ребенка и родителя.
Смысловая трансляция от родителя к ребенку осуществляется через стиль воспитания посредством вербальной и невербальной коммуникации, в результате чего возникают новые смыслы, происходит их координация, а также посредством совместной деятельности, в результате чего возникают общие цели, мотивы, т.е. смысловой фонд детско-родительских отношений.
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский .
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов -- «автократический», «диктат», «доминирование») -- все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Этот стиль подразумевает безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессию, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов -- «авторитетный», «сотрудничество») -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Этот стиль основан на сотрудничестве, взаимопомощи, развитой культуре чувств и эмоций, а также на подлинном и полном равноправии всех участников семейного союза.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов -- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Этот стиль проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность или отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого. Это же впоследствии находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
По мнению специалистов. Предпочитаемый тип власти и ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений.
Так при демократическом стиле взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения.