Семья, характеристика стилей воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы народа, высокие идеалы. Естественная и неизбежная стартовая площадка этого корабля - семья: от точности и правильности запуска зависит успех всего полета. Достаточно на старте допустить хотя бы небольшую ошибку, чтобы курс космического корабля отклонился от заданного на сотни тысяч километров. Если продолжить это сравнение, то можно обнаружить и одно существенное различие: космический корабль на старте запускают специально подготовленные люди, то есть техники и инженеры. Родители часто такой квалификации , научных знаний не имеют. Нередко думают, что для правильного семейного воспитания достаточно здравого смысла, интуиции да опыта, который сами взрослые приобрели тогда, когда были детьми. Таким образом, чтобы управлять любым процессом ( а воспитание - это во многом не что иное, как управление процессом психического развития), необходимо познать внутренние его закономерности и внутреннюю структуру.

Файлы: 1 файл

курсовая психология (семья).doc

— 97.60 Кб (Скачать файл)

При авторитарном стиле общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его «под настроение», а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой «дистанции».

А при попустительском стиле во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».

С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них (особенно в подростковом возрасте) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции.

Следует отметить, что стиль взаимоотношений весьма существенно определяет их эмоциональный тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном ее полюсе расположится родительская любовь - очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о самом себе. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность  и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании - во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием ущербной личности. Так как эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются и  в типе семейного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание.

Не правда ли, прослеживается интересная закономерность? Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями. Почему же это происходит?  Главным образом потому, что именно в общении со взрослыми подросток более всего и усваивает все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет их психический склад и заканчивающие свое формирование свойства личности.

Стили взаимоотношений можно представить в виде некоторой линейки, на одном полюсе которой безоговорочно царила бы авторитарность, на другом - демократия, а в центре находился бы некоторый нейтральный стиль взаимоотношений. Так, если мы мысленно пройдемся по этой линейке и вскроем стоящие за взаимоотношениями средства управления, которые используют взрослые, и соответствующие мотивы подчинения детей, которым эти средства соответствуют, то картина получится следующей.

Крайняя авторитарность взаимоотношений будет представать в насилии, проявляясь в виде мотива принуждения. Далее, по степени ее уменьшения последовательно будут идти угроза насилием и вытекающий из него страх; внушение уважения и следующее из него раболепное восхищение; напоминание о своем «взрослом» положении и предполагаемое им слепое послушание; твердое указание «делай то-то и то-то» и подразумеваемое им уже более разумное повиновение, и, наконец, обещание неких благ и стремление к ним. Все вышеописанное выглядит довольно безрадостно. Для подросткового возраста подобные средства воздействия просто неприемлемы, тем более что, результаты их использования вполне предсказуемы: по сходству авторитарность порождает забитого раба, пассивную, может быть, даже и послушную, но совершенно безынициативную, лишенную всяческой самостоятельности личность; по контрасту же - бунтаря и негативиста, причем в первом случае взаимоотношения родителей и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором - просто прервутся и, возможно, навсегда.

Что же будет, если мы продолжим путешествовать по воображаемой шкале? Тогда условная «нулевая» ее точка будет соответствовать такому средству воздействия, как обещание повышения в статусе, предоставления большей самостоятельности и прав, что соответственно вызовет в качестве мотива подчинения желание утвердиться. Деле последует личная забота( с последующим все же указанием), сопряженная с благодарностью и (если забота постоянная) верностью; глубоко личная просьба(« это так нужно и важно для меня - так сто сделай, пожалуйста, очень тебя прошу»), порождающая ответственность; своеобразная «идеализация», расписывание необходимых действий и поступков в голубых и розовых тонах и вытекающая из нее восторженность; объяснение мотивов своих указаний и соответствующее этому доверие; более глубокое обоснование условий и обстоятельств, вызывающее нужное во всех без исключения случаях понимание, и совместная выработка решений, приводящая к необходимой и взрослым , и подросткам совместной ответственности.

Таким образом, здесь картина совсем иная, обеспечивающая значительно более широкие возможности для организации нормальных взаимоотношений взрослых  с подросшими детьми и усвоения последними опыта прасемьи.

Вывод из всего этого прост: желающие эффективно реализовать педагогику семейных отношений родители просто обязаны рассматривать подростковый возраст как период прогрессирующей демократизации своих взаимоотношений с детьми.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) -- стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой -- к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.


Информация о работе Семья, характеристика стилей воспитания