Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 01:44, реферат
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА»
Кафедра «Истории и инновационного развития молодёжи»
реферат на тему
Семья как источник психической травмы
по дисциплине «Молодая семья»
|
Выполнил: Студент 3 курса Гуманитарного института направления подготовки «Организация работы с молодёжью» Боровик Дмитрий Александрович Преподаватель: Михайлёва Наталья Юрьевна |
Москва
2014
СОДЕРЖАНИЕ
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. 1
Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма – одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее – в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время. 2
Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.
Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.
Психическая травма не всегда детерминирована внешними не благоприятными обстоятельствами или событиями. В школьном возрасте, особенно в подростковом, она созвучна тягостным, неразрешимым переживаниям и ущербности «я», не приспособленности и беззащитности, неприятию сверстниками и отличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная транскрипция психической травмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этих случаях можно найти те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье, влияющих, как и психическая травма, на происхождение внутреннего конфликта при неврозах.
Для ребенка дошкольного возраста существенно сохранение окружающей среды, Изменение окружения становится источником фрустрации, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводом для травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу, передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любое изменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.
Патогенная ситуация может возникнуть в самых различных взаимоотношениях человека: служебных, трудовых, учебных и т.д. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для человека. Отсюда их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:
1. Ведущей ролью семейных
2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи – все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.
Психические травмы семейной этиологии, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятные предпосылки для формирования психических травм, действующих длительно, повторяющихся часто и закономерно.
Особую значимость при анализе участия семьи в психической травматизации личности приобретают случаи, когда имеет место устойчивая патогенная ситуация, обусловленная всей совокупностью семейных отношений в данной семье. Индивид воспринимает семейную жизнь как в целом травматизирующую. Травматизирующее переживание становится результирующим отражением всех или значительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловлено и отсутствием общих интересов в сфере досуга, и неудачами в сфере межличностных отношений – удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т.д. Такое травматизирующее переживание обладает наибольшей длительностью, устойчивостью и, следовательно, неблагоприятным воздействием.
Обобщение литературных данных об участии семьи в этиологии различных нервно-психических расстройств показывает, что среди многочисленных семейно-обусловленных травматизирующих переживаний особо важную роль играют четыре вида состояний:
1. Состояние глобальной семейной
неудовлетворенности. Патогенная семейная
ситуация, обусловливающая возникновение
данного переживания, – это резкое
расхождение между
2. «Семейная тревога». Специфические
состояния нередко плохо
3. Состояние вины. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.
4. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;
Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:
1. Создавая для человека
2. Создавая препятствия для
3. Создавая или поддерживая
Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство человека.
До сих пор речь шла о случаях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на выявление такой связи направлены многочисленные исследования, изучающие взаимосвязь между неудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, с одной стороны, и различными нервно-психическими расстройствами – с другой.
Между тем это лишь небольшая часть из всех путей, какими семья может участвовать в психической травматизации. Во-первых, семья – не единственный источник последней. Патогенные ситуации могут складываться и вне семьи. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяя чувствительность человека к травме, его способность противостоять ей и выбор индивидом способа «переработки» ее. Все эти моменты, во-вторых, могут иметь место и тогда, когда семья является основным источником травматизирующего переживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и, в силу других своих особенностей, определяет чувствительность к травме и упомянутые особенности реагирования человека на нее. 5
Существует целый ряд путей, которыми семья может оказывать влияние на процесс травматизации.
1. Семья как фактор
Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:
- через формирование неспособности противостоять психической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует подростка. Однако оно делает его чувствительным по отношению к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи. Точно так же гипоопека (скрытая безнадзорность) сама по себе не травмирует психику. Но при этом затрудняется формирование волевых качеств личности. Это сенсибилизирует ее, делает уязвимой, например, для алкоголизации;
- через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность человека сопротивляться самым различным психотравмирующим явлениям;
- через формирование представления человека о патогенной ситуации и ее оценку. В.Н. Мясищев неоднократно указывал на огромное значение представления человека о патогенной ситуации и оценки им этой ситуации.
2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы («хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи). Психическая травма может вызвать различные реакции как самого человека, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия. Они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы и ее последствий. В других случаях реакция может быть прямо противоположной. Она так или иначе стимулирует травму, утяжеляет ее, затрудняет ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма «хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствия аккумулируются. Это проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей. Поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.