Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Огромное значение имеет развитие восприятия для детей с нарушенным слухом. Оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельность сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.

Содержание работы

Введение
1 Значение сенсорного восприятия для ребёнка раннего возраста.
1.1 Сенсорное развитие как важное звено познавательного развития ребёнка раннего возраста
1.2 Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
1.3 Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нормальным слухом.
2.1 Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
2.2 Освоение эталонных значений
2.3 Цели и задачи сенсорного воспитания
2.4 Роль слуха в восприятии окружающей действительности
3 Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом.
3.1 Особенности сенсорного развития детей с нарушенным слухом
3.2 Сенсорное развитие ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте
3.3 Выявление и оценка уровня сенсорного развития
Заключение

Файлы: 1 файл

Московский Городской Педагогический Университет.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Содержание  сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.

 

2.4 Роль  слуха в восприятии окружающей  действительности 

 

В чувственном  отражении обстановки кроме зрительных впечатлений участвуют показания  органов обоняния, осязания, а так  же показания органа слуха. Справедливо  подчеркивается, что главным делом органа слуха у людей является восприятие речи. К этому добавляется восприятие музыки. Значение слуха в других отношениях нередко умаляется. На роли слуха в восприятии следует остановиться более подробно. Восприятие окружения посредством «вслушивания»,дает солидное пополнение зрительно осуществляемому ознакомлению с окружением. Звуковые волны возникают и распространяются в воздухе при колебаниях любого тела.

В зависимости  от особенностей объектов издаваемые ими звуки в большей или  меньшей мере отличаются один от другого, что даёт возможность по звуку распознать объект.

В звуке  проявляются важные признаки внутреннего  строения. В звуке обнаруживаются имеющиеся в предмете дефекты. Таким  образом, звук имеет предметно познавательное значение. Так же с помощью слуха возможно определить местоположение объекта, локализовать его в пространстве. Слухом познаются не только предметы, но так же процессы, явления и события.

Окружающая  нас действительность отражается благодаря  исходящим от неё звукам значительно полнее, чем при восприятии посредством одного лишь зрения. Звуки сигнализируют о наличии невидимых объектов и процессов в зрительно воспринимаемом в данную минуту участке окружения. Обозрение всегда осуществляется по частям и последовательно. Звуки же могут восприниматься одновременно. Видимая часть действительности восполняется объектами, находящимися в невидимых в данный момент участках окружения, но воспринимаемых слухом. Таким образом, слух содействует более полному, широкому и цельному отражению окружающей действительности.

Значение  слуха обнаруживается при необходимости  быстро реагировать на внезапно возникающее  изменение в окружении, о котором  даёт знать раньше всего именно звук.(11)  

 

 

 

 

3 Сенсорное  развитие детей с нарушенным  слухом 

 

3.1 Особенности сенсорного развития детей с нарушенным слухом 

 

Особенности зрительного восприятия

Большое значение для компенсации нарушений слуха  имеет развитие зрительного восприятия. Вопрос о зрительном восприятии следует  рассматривать применительно к  этапам его развития в детском возрасте. У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. В более сложных случаях (например, при узнавании перевернутых изображений) отставание детей с нарушенным слухом еще более заметно. Можно сказать, что у глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно - манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении  соответствующими словесными обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста формируется целостный образ предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 —5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. Половине детей четвертого года жизни, по данным А.А. Венгера, Г.Л. Выгодской и Э.Й. Леонгард, удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Особенности становления осмысленного восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. Поскольку на картине изображается какая-то часть действительности, то подбирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы получаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности.

Специфические особенности восприятия изображений: глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим.

Зрительное  восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы — при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Особенности кинестетических ощущений и восприятий

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают  от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным А.А. Венгера, Г.Л. Выгодской  и Э.И. Леонгард, 70% таких детей позже срока начинают держать голову, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка самостоятельной ходьбы отмечается у 50% детей. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.. Отмечена замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений, что влияет на темп деятельности в целом. Это объясняется тем, что потеря слуха делает менее полным процесс отражения выполняемых действий и менее точной и быстрой их корректировку, что влияет на скорость выполнения действий. Для таких детей характерно более медленное овладение двигательными навыками.

Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. В. Флери писал: «Их поступь вообще неловка и тяжка, они своими ногами не ступают на землю, но как бы только ударяют оную или тащат их небрежно». Потеря слуха создает более сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям их формирования. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий, для чего нужно заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством своих движений. Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности — на высшие формы регуляции движений. Развитие произвольных движений начинается с того. что ребенок учится подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям окружающих. Затем слово становится средством организации движений, упорядочивает их, делает более организованными и дифференцированными. Двигательные навыки, складывающиеся у детей в условиях развернутой речевой деятельности, имеют более обобщенный характер, легче переносятся в новые условия (А.В. Запорожец). У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.

Особенности кожной чувствительности детей с нарушениями слуха

Кожные ощущения возникают при непосредственном контакте предмета с кожей. Из всех видов кожных ощущений для компенсации  нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные ощущения.

Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде, твердом теле и жидкости. В том случае, когда человек не прикасается непосредственно к источнику вибраций, а воспринимает их через передающую среду, вибрационные ощущения дают возможность судить о явлениях, удаленных от человека. При нарушениях слуха это очень важно, поскольку глухой человек лишен одного из важнейших каналов приема информации на расстоянии — слуха.

Вибрационная  чувствительность может оказать  заметную помощь людям, имеющим остатки  слуха: в этом случае достаточны воздействия меньшей интенсивности, чем те, которые необходимы для возникновения слуховых ощущений при пораженном слухе. Для того чтобы глухой человек мог использовать вибрационную чувствительность как средство познания, требуется специальная работа. Маленьким детям трудно выделить ощущения вибрации в общем комплексе ощущений, трудно понять, что является причиной их появления. Эти ощущения приобретают предметно-познавательное значение для ребенка, когда взрослый обращает его внимание на вибрирующие предметы, показывает разницу с невибрирующими. Детей знакомят с различными вибрирующими предметами, учат локализовать источник вибрации в пространстве.

В результате у глухих детей наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности. Например, глухие определяют место источника вибраций в два раза точнее, чем слышащие; у них обнаружено снижение абсолютных порогов вибрационных ощущений по сравнению со слышащими людьми.

Таким образом, при полном выключении слухового  анализатора вибрационная чувствительность обостряется, а с улучшением слуха — снижается. Упражнения активизируют вибрационную чувствительность.

Развитие  вибрационной чувствительности имеет  большое значение для овладения  устной речью, ее восприятием и произношением. Некоторые из вибраций, возникающих при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту, при использовании специальных технических средств, при этом неслышащие дети лучше воспринимают такие компоненты речи, как темп и ритм, ударения. Вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением

Особенности осязания

С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участие  кожные и двигательные ощущения.

У детей с  нарушениями слуха наблюдаются  те же тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов  осязания. Опознание предмета с помощью  осязания при выключенном зрении требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах, правильной организации процесса обследования. Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказывается на развитии осязания.

Таким образом, анализ особенностей процессов ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у данной категории детей наблюдается  такая закономерность развития этих процессов, которая характерна для  дефицитарного дизонтогенеза, — асинхрония, которая проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) при более высоком уровне развития других (зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).(3) 

 

3.2 Сенсорное развитие ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте 

 

Глухие дети

Глухой  ребёнок с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни(если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия  развития.

Задерживается, по сравнению с нормально слышащим ребёнком, развитие локомоторных и  статических функций, что, в свою очередь оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство, доступное  органам чувств младенца.

Задерживается развитие предметного действия и, как  следствие этого, развитие предметного  восприятия(обязательного условия  формирования способов восприятия)

Страдает  развитие восприятия пространства и  пространственных свойств видимых  объектов.

Не  идентично с нормально слышащими детьми происходит и развитие акта хватания. Анализ хватательных движений указывает на отсутствие четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане и недостаточное участие осязательной чувствительности в восприятии этих чувств.

Развитие зрительного поиска, связанное с невидимым объектом, формирование зрительно-слуховой ориентации в пространстве, локализация звука в пространстве при помощи бинаурального слуха становится совсем не возможным.

На  протяжении преддошкольного детства  в сенсорном развитии глухих и слабослышащих детей, имеющих внутриутробное или чрезвычайно рано возникшее поражение слуха, происходят значительные изменения.

К концу  первого полугодия второго года жизни большинство детей овладевает ходьбой и начинает свободно передвигаться, что кардинально меняет их взаимоотношения с предметным миром. Активизируется ориентировка в окружающем, что находит своё выражение в понимании детьми функционального назначения предметов.

Общее направление развития совпадает  с направлением развития нормально слышащих детей: развивается специфическое манипулирование с предметами; появляется возможность функционального использования некоторых предметов, связанное с развитием подражания. В основе подражание лежит развитие восприятия: дети начинают вычленять свойства и качества объектов, воспринимать пространственные отношения между объектами и учитывать свойства объектов в процессе практической деятельности с ними.

Происходит  развитие «соотносящихся» предметных действий. Сюда относятся действия типа накладывания предметов друг на друга, закрывания и открывания коробочек, нанизывания колец на стержень, заполнения вырезов вкладками и т.п. Однако развитие такого рода действий происходит, как правило, в процессе организованной взрослыми деятельности.

Все эти изменения происходят в том  же направлении, в каком идёт развитие и нормально слышащего ребёнка. Следовательно, даже без специального обучения, в условиях, домашнего  воспитания происходит формирование восприятия глухого ребёнка.

Это развитие идёт чрезвычайно медленно и неравномерно. Все эти компоненты развития появляются, как правило, после 2 лет, у многих после 2лет 6 мес., т.е. к концу преддошкольного возраста. У нормально развивающихся детей все эти процессы формируются значительно раньше. У значительного количества глухих детей старше 2 лет наблюдается очень низкий уровень развития восприятия.

Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом