Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Огромное значение имеет развитие восприятия для детей с нарушенным слухом. Оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельность сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.

Содержание работы

Введение
1 Значение сенсорного восприятия для ребёнка раннего возраста.
1.1 Сенсорное развитие как важное звено познавательного развития ребёнка раннего возраста
1.2 Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
1.3 Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нормальным слухом.
2.1 Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
2.2 Освоение эталонных значений
2.3 Цели и задачи сенсорного воспитания
2.4 Роль слуха в восприятии окружающей действительности
3 Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом.
3.1 Особенности сенсорного развития детей с нарушенным слухом
3.2 Сенсорное развитие ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте
3.3 Выявление и оценка уровня сенсорного развития
Заключение

Файлы: 1 файл

Московский Городской Педагогический Университет.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые дети не могут действовать по подражанию даже после 2 лет.

Характер  подражания у глухих детей так  же отличается от того, который мы наблюдаем  у слышащих детей этого возраста. Дети подражают только некоторым действиям, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. Уровень развития подражания к концу преддошкольного возраста оказывается не достаточным.

Только  часть детей в возрасте 2-3 лет  обнаружила способность производить выборе по образцу; у слышащих детей этого возраста оказывается сформированным подражание и выбор по образцу.

Дети  с нарушением слуха отстают в  области зрительного восприятия свойств и качеств объектов.

Всё это находит яркое выражение  в области действий с предметами. У детей с нарушениями слуха задерживается переход к предметным действиям. Фактически формирования предметных действий, развитие подражания, развитие необходимых для восприятия свойств объектов,способов восприятия происходит не в преддошкольном,а в дошкольном возрасте.

По  видимому, в плане компенсации  у детей с нарушениями слуха  приобретают большой вес некоторые  особенности поведения при выполнении заданий.

Так, например, дети во многих случаях пытаются опереться на побочные ориентиры (порядок предъявления раздражителей, сторону, на которой расположен объект)

Особенно  большая роль принадлежит ориентировке на реакцию взрослого. У многих детей  она носит гипертрофированный характер и препятствует ориентировке на свойства предметов. Указанная тенденция на определённом этапе является существенным тормозом в развитии восприятия и интеллекта. У слышащего ребёнка в это период речь взрослого является одним из ведущих факторов развития. Всё большее значение приобретает собственная речь ребёнка.

У глухих не только отсутствует речевое общение. У них чрезвычайно обеднено доречевое  общение. В арсенале общения родителей  с детьми часто отсутствуют необходимые  способы общения.

Слабослышащие дети

Разные слабослышащие  дети имеют различные степени  снижения слуха. За период дошкольного детства слуховое восприятие слабослышащих детей развивается. В раннем же возрасте дают реакцию на голос у ушной раковины только 6,6% детей. В возрасте 1-2 лет реагируют на шепот только 2% случаев.

Важным является тот факт, что многое слабослышащие дети, имея существенные остатки слуха, долгое время не умеют ими пользоваться. Они не реагируют на обращенную речь, не понимают ее. В то же время другие слабослышащие дети с такой же потерей слуха могут хорошо пользоваться сохранным слухом и с его помощью накапливают большой словарь. Такая разница в уровне слухового восприятия у слабослышащих детей обусловлена многими причинами, в число которых входят условия жизни ребенка, особенности его психофизического развития и многое другое.

В связи с  тем что реакции на звуковые раздражители развиваются у слабослышащих  детей сравнительно поздно, в младенчестве и преддошкольном возрасте слабослышащие  не отличаются от глухих. Так же как  у глухих у многих слабослышащих  детей, получивших поражение слуха в очень раннем возрасте, имеется задержка прямостояния. Так же как и глухие они позднее слышащих оказываются в состоянии воспринимать дальнее пространство, имеют задержку в развитии хватания и предметных действий.

Слуховое восприятие младенца, даже при нормальном слухе характеризуется довольно высокими порогами. Поэтому даже не очень значительная потеря слуха приводит к тому, что у ребёнка не формируется зрительно-слуховой поиск не видимого предмета, локализация звука в пространстве.

Развитие предметных действий, подражания, функциональное использование предметов, овладение соотносящими действиями и т.п. не отличаются от того, что имеет место у глухих детей.(2)

3.3 Выявление  и оценка уровня сенсорного  развития

Николаевой  Т.В.была разработана методика комплексного педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В этой методике представлены задания и для выявления  и оценки уровня сенсорного развития

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление  уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с  тремя (четырьмя)

Прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; деревянная или пластмассовая доска с пятью прорезями – квадратной, прямоугольной, треугольной, полукруглой и шестиугольной форм и пятью плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2) деревянная  или пластмассовая коробка с  шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной  и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

3) одна  пирамида с тремя одинаковыми  по размеру кольцами; пирамиды  из трёх колец, убывающими по  величине (две красные, две желтые, одна синяя)

4) пять  больших кубов желтого цвета;  два больших куба красного  цвета; два больших куба синего  цвета;

5)пять  больших шаров желтого цвета;  два больших шара красного  цвета; два больших шара синего  цвета;

6)цветные  кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7)одна  трёхсоставная и одна четырёхсоставная  матрешки;

8)три  пары предметных картинок: в каждой  паре одна картинка разрезана  на две (три, четыре) части.

Основные  задания по сенсорному развитию

Задания для детей 2-2,5 лет:

1.         Вложить геометрические фигуры(4) в гнёзда соответствующей плоскости.

2.         Сгруппировать предметы, например кубики, по цвету при выборе из 2.

3.         Сложить одноцветную пирамидку из 3 колец, убывающих по величине.

4.         Сложить две пирамидки разного цвета из 3 колец, убывающих по величине.

5.         Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на две части.

Задания для детей 2,5-3 лет.

1.         Вложить геометрические формы(5) в гнёзда соответствующей плоскости.

2.         Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3.         Сложить трёхсоставную матрешку.

4.         Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5.         Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Дополнительные  задания по сенсорному развитию.

Задания ниже возрастных требований к ребенку  для детей 1,5-2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими возрасту):

1. Вложить  геометрические формы(3) в гнёзда  соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать  однородные предметы по цвету  при выборе из двух, например, красные и желтые кубики.

3. Нанизать 5 одинаковых по величине колец  на стержень.

4. Сгруппировать  однородные предметы по величине  при выборе из двух: большие  кубы и маленькие кубики желтого  цвета.

5. Сгруппировать  однородные предметы, учитывая их  цвет и форму: шары разного  цвета сложить в ведёрко, а  кубы разного цвета - в коробку.

Задания выше возрастных требований к ребёнку  для детей 3-4 лет(для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1.         Опустить геометрические формы (6) в соответствующие им отверстия.

2.         Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из шести.

3.          Сложить четырёхсоставную матрешку.

4.         Сложить пирамиду из 3 колец, чередующихся по цвету.

5.         Сложить разрезную картинку из четырёх частей.

Проведение  обследования

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождаются естественными жестами.

Обучение

Если  ребёнок затрудняется выполнить  задание самостоятельно, взрослый демонстрирует  соответствующее действие, а затем  просит ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справляется и  в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает пирамидку с учётом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

Оценка  действий ребёнка

По  каждому заданию фиксируется:

·     Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

·     Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

·     Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Особое  внимание обращается на способ ориентировки ребёнка в задании. Например, ребёнок  действует путём проб: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирает все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находит нужную прорезь и вкладывает фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

В другом случае ребёнок действует на уровне примеривания. Вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирает все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а поносит её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези.

В третьем  случае он действует на уроне зрительной ориентировки. Малыш выделяет существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполняет  действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускает геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывает трёхсоставную матрешку.

Оценка  уровня сенсорного развития ребёнка  с нарушенным слухом третьего года жизни.

Опережение  возрастной нормы: ребёнок легко  и быстро устанавливает контакт  с педагогом, встречает предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохраняется у него на протяжении всего обследования. Действует целеустремлённо и точно. Если допускает отдельные ошибки, то тут же замечает их и самостоятельно исправляет. Самостоятельно выполняет серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справляется с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет – с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использует метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Соответствие  возрастной норме: быстро устанавливает  контакт со взрослым, задания заинтересовывают ребенка. Положительное эмоциональное  отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца проверок. Действует целеустремлённо, но допущенные ошибки устраняет, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполняет не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справляется с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствует образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользуется методом проб, практическим примериванием, а так же использует зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

Отставание  от возрастной нормы:

Как правило, в контакт вступает не сразу, контакт часто формальный (чисто  внешний). Ребёнок несколько заинтересован  общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения обычно индеффирентен. Не замечает и не устраняет допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствует образцу. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, предназначенными для его возраста, но может выполнить самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечаются действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывает, а повторяет снова. Как правило, не определена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук.

Значительное  отставание от возрастной нормы:

В контакт  не вступает, безразличен к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимает что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использует поисковые способы ориентировки, а действует силой. Отмечаются не адекватные действия с предметами: берёт игрушки в рот, стучит, кидает.(7)

Результаты  обследования заносятся в протокол.

 

Заключение

Раннее детство  очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит  его умственное развитие. В основу обучения как нормально слышащих детей раннего возраста так и детей с нарушением слуха, должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.

Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом