Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:00, реферат
По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007) распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%. К сожалению, ряд психических недугов берет начало в детском и подростковом возрасте. Это происходит в результате воздействия различных патологических факторов, которые изменяют естественный ход психического развития и тем самым искажают процесс формирова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Филиал в г. Братске
Реферат
по дисциплине: Основы нейропсихологии
Тема: Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы
Выполнил:
студент группы:
Проверил:
Братск-2012
Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы
По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007) распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%. К сожалению, ряд психических недугов берет начало в детском и подростковом возрасте. Это происходит в результате воздействия различных патологических факторов, которые изменяют естественный ход психического развития и тем самым искажают процесс формирования психики ребенка. Одним из таких недугов является шизофрения.
Распространенность числа
Шизофрения – это хроническое
психическое заболевание, возникающее
преимущественно на основе наследственной
предрасположенности и
Этиология развития шизофрении гетерогенна, при этом значение имеют и генетический и средовой факторы.
Шизофрения у детей
Наиболее часто заболевание
возникает в пубертатном
Шизофрения у детей, по мнению ряда авторов, встречается реже, чем у взрослых. Наиболее часто заболевание возникает в пубертатном возрасте (14-16 лет). Небольшое увеличение числа заболевших наблюдается в пе¬риод первого возрастного криза. В возрасте с 5 до 9 лет частота возникновения заболевания снижается. По данным Е.Блейлера и Д.Лутца, у 1% больных шизофренией заболевание начинается до 1-го, а у 4% ? до 15-го года жизни. По мнению большинства исследователей, среди больных шизофренией в детском возрасте преобладают мальчики. Ранние формы шизофрении у мальчиков наблюдаются в 3,5 раза чаще, чем у девочек. В детском возрасте преобладают непрерывнотекущие формы, а в пубертатном ? приступообразные. О нарушениях психического развития детей, страдающих шизофренией, писали многие авторы, начиная с Э.Крепелина. Психиатры признают наличие шизофрении как заболевания детского возраста с начала XX в.. Отмечается, что в клинике шизофрении у детей на первый план выступает полиморфность и незавершенность симптоматики, симптомы диссоциативного дизонтогенеза, при этом большинство исследователей и практиков выступает за единство шизофрении в детском, подростковом и юношеском возрасте (Т.П.Симсон, М.Ш.Вроно, В.В.Ковалев, С.Ю.Циркин, Н.М.Иовчук и др.). Согласно МКБ-10 детская шизофрения кодируется в разделе F2 ? функциональные психозы.
Современные работы по детской и
юношеской шизофрении разнообразны,
их трудно упорядочить. Клинические, и,
прежде всего, психиатрические работы
последних лет направлены на изучение
как детской шизофрении, ее форм
и предшественников, так и связи
между детскими и взрослыми формами
шизофрении. Большая часть работ
выполнена зарубежными
Генетические исследования. Широко обсуждается генетическая предрасположенность к заболеванию шизофренией. Еще в 70-80-х гг. XX в. B. Fish провела исследование потомства от больных шизофренией родителей (преимущественно матерей) и получила разнообразные варианты психической патологии в нисходящих поколениях. Это было одно из первых лонгитюдных исследований. (Fish, 1979, 1984, 1987). Niemi L.T. и соавт. (2003) также провели лонгитюдное исследование детей (один из родителей которых болен) с высоким риском заболевания шизофренией. У детей были выявлены следующие нарушения:
проблемы моторного и
дефицит внимания и вербальной кратковременной памяти;
низкие социальные навыки;
нарушения мышления;
высокие оценки по психотической шкале в MMPI;
нестабильность воспитания.
Ott S.L. (2002) и соавт., изучая детей от больных шизофренией родителей в течение длительного времени, обнаружили проявления нарушения мышления и отклонения в поведении у детей в возрасте 9 лет, задолго до первого психотического эпизода у этих больных [4]. Matcheri S. Keshavan (2005) с соавторами выявили у родственников больных шизофренией отклонения по типу нейробиологического диатеза, начинающегося в раннем возрасте. Подобные результаты были показаны в работе отечественных психиатров, описавших шизотипический диатез у потомства больных шизофренией (Римашевская, 1986; Козловская, 1995; Горюнова, 1996; Циркин, 1995). М.В.Алфимова (2006) показала генетическую общность компонентов познавательного дефицита у больных шизофренией и особенностей познавательной деятельности у родственников, лиц из группы высокого риска по заболеванию шизофренией. Генетические предпосылки могут реализовываться в виде различных когнитивных особенностей у больных и их непораженных родственников. Сходство когнитивных отклонений больных и здоровых сиблингов от матерей, больных шизофренией, обнаружено в работе Tyrone D. Cannon и соавторов, одновременно была показана роль перинатальной гипоксии как фактора риска заболевания шизофренией у этой категории детей (Cannon Tyrone D et al., 1997). Отклонения у родственников больных шизофренией могут иметь сходство с проявлениями шизофрении (аутичность, нарушения мышления и т.п.) или быть менее специфичными (проявления гиперактивности и энуреза в детском возрасте) (Ingraham Loring J., 1997).
Поиск причин заболевания представлен
как в генетических исследованиях,
так и в исследованиях
Robert F. Asarnow и коллеги предположили наличие генетической обусловленности нарушений нейропсихологических функций у больных шизофренией. В их работе сопоставлялись родители 3 групп испытуемых (больных шизофренией, страдающих СДВГ и нормы). В группе родителей больных шизофренией были получены самые низкие результаты по нейропсихологическим тестам (при сходстве показателей по некоторым вербальным субтестам Векслера). На основании полученных данных был сделан вывод о том, что сходство нейропсихологических особенностей детей, больных шизофренией, и их родителей является не случайным и связано с этиологией шизофрении (Asarnow et al.,1997.)
Изучение нейрокогнитивного дефицита, его проявлений и динамики. Большой пласт исследований посвящен изучению мозговых основ нейрокогнитивных нарушений с помощью метода срезов (Lysaker, 2004; Сидорова, 2005; Taylor J.L et al, 2005), и лонгитюда (Murray et al., 2006). В них анализировалась роль мозолистого тела в развитии детей с ранним началом шизофрении (Keller et al., 2003). Специальные исследования были посвящены проблеме межполушарной асимметрии и взаимодействия при шизофрении и других видах отклоняющегося развития в детском возрасте (Friedman et al, 2001; Каримулина, Зверева, 2003; Schiffmana et al., 2005). Существует сходство в нейрокогнитивных достижениях у здоровых родственников больных шизофренией с ранним и поздним началом заболевания: трудности по тестам на зрительно-моторную и моторную скорость, рабочую память и моторику. На основании этих результатов Gochman P.A. et al. (2004) делают вывод о сходстве механизмов ранней и поздней форм шизофрении (Gochman et al., 2004). В более поздней работе того же авторского коллектива продемонстрирована динамика IQ у детей с ранним началом шизофрении. Повышение уровня интеллектуального коэффициента происходило до 13 лет, несмотря на хронический характер заболевания и сопутствующую ему потерю серого вещества мозга для пациентов с послепсихотическими приступом, тогда как дети с предпсихотическим приступом демонстрировали ухудшение коэффициента в течение 1,7-2 лет от начала приступа (Gochman, et al, 2005). Имеется ряд работ, связанный с изучением нейроразвития и нейропсихологических особенностей у больных шизофренией, динамики заболевания от детства к взрослому возрасту. Нередко у пациентов, у которых шизофрениия начиналасьво взрослом возрасте с детства наблюдались следующие отклонения в развитии: задержка речевого и моторного развития, трудности социального приспособления, более низкие академические и когнитивные достижения. M.Isohanni и соавторы изучали связь особенностей раннего развития с последующими нарушениями при шизофрении. Они использовали данные о раннем психомоторном развитии больных шизофренией (когда научились сидеть, ходить и т.д.) до 1 года и особенностях развития в 16 лет. Оказалось, что проблемы в психомоторном развитии в возрасте до 1 года коррелируют с низкими учебными достижениями в возрасте 16 лет. Таким образом, еще до развития заболевания у детей имел место своеобразный нейродиатез, связанный с особенностями развития мозга (Isohanni, M. et al., 2004).
Социальные факторы риска
Критический обзор современных исследований по детской шизофрении представлен в работе M.Speranza. Отмечается, что современные теории нейроразвития, рассматривая раннее начало как более «грубый» вариант шизофрении, усиливают роль нейробиологических механизмов, лежащих в основе заболевания в ущерб другим факторам (субъективному опыту, динамике отношений, окружающей среде), интенсивно разрабатываемым в рамках психодинамического подхода. Автор подчеркивает важность учета принципа развития и мультифакторного подхода к проблеме шизофрении детского возраста (Speranza, 2006).
Отечественные клинические исследования
детской шизофрении имеют свою специфику,
они опираются в квалификации
расстройств не только на МКБ-10, но и
на традиции отечественного подхода
в детской психиатрии. Большинство
работ выполнено
Для шизофрении в детском возрасте характерны следующие виды расстройств:
дефицит психической активности (ослабление инстинктивной деятельности, нарушение сна, ограниченность моторной, речевой и игровой деятельности);
нарушение межперсональных связей (пассивность в общении, отсутствие привязанностей, эмоциональная холодность);
Информация о работе Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы