Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007) распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%. К сожалению, ряд психических недугов берет начало в детском и подростковом возрасте. Это происходит в результате воздействия различных патологических факторов, которые изменяют естественный ход психического развития и тем самым искажают процесс формирова

Файлы: 1 файл

Основы Нейропсихологии Реферат..docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Филиал в  г. Братске

 

Реферат

 

 

по дисциплине: Основы нейропсихологии 

Тема: Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы:                                                                                      Бузикова А.С.

                                                                                                   

 

 

Проверил:                                                                                                                Погодаева М.В.

 

 

 

 

Братск-2012

Шизофрения  в детском возрасте: клинико-психологические  проблемы

 

По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007) распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%. К сожалению, ряд психических недугов берет начало в детском и подростковом возрасте. Это происходит в результате воздействия различных патологических факторов, которые изменяют естественный ход психического развития и тем самым искажают процесс формирования психики ребенка. Одним из таких недугов является шизофрения.

 

Распространенность числа психических  заболеваний в общей популяции  населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%.

Шизофрения – это хроническое  психическое заболевание, возникающее  преимущественно на основе наследственной предрасположенности и характеризующееся  сочетанием специфических изменений  личности в виде аутизма, эмоционального уплощения, снижения активности, утраты единства (расщепления) психических  процессов с разнообразными продуктивными  психопатологическими расстройствами (А.С.Тиганов, 1999). Термин «шизофрения» был введен швейцарским психиатром Е.Блейлером в 1911 г.Е.Блейлер описывал шизофрению, исходя из «базисных» симптомов – нарушения мышления и эмоциональных изменений. Впоследствии оказалось, что не все пациенты, отнесенные к больным шизофренией по критериям Э.Крепелина и Е.Блейлера, имели расстройства, приобретающие хроническое течение или ведущие к деградации. На протяжении многих лет предпринимались попытки уточнить критерии диагностики, чтобы добиться большего единообразия в прогнозе болезни. Во второй трети ХХ в. скандинавский психиатр Г.Лангфельдт, на основании факторов, предшествующих началу болезни, и клинических проявлений в остром периоде, выделил две формы шизофрении – с благоприятным и неблагоприятным прогнозом. Многочисленные исследования в течение последних пятидесяти лет позволили заключить, что шизофреническая этиология гетерогенна, значение имеют и генетический и средовой факторы.

Этиология развития шизофрении гетерогенна, при этом значение имеют и генетический и средовой факторы.

Шизофрения у детей встречается  реже, чем у взрослых.

Наиболее часто заболевание  возникает в пубертатном возрасте (14-16 лет).

Шизофрения у детей, по мнению ряда авторов, встречается реже, чем у взрослых. Наиболее часто заболевание возникает в пубертатном возрасте (14-16 лет). Небольшое увеличение числа заболевших наблюдается в пе¬риод первого возрастного криза. В возрасте с 5 до 9 лет частота возникновения заболевания снижается. По данным Е.Блейлера и Д.Лутца, у 1% больных шизофренией заболевание начинается до 1-го, а у 4% ? до 15-го года жизни. По мнению большинства исследователей, среди больных шизофренией в детском возрасте преобладают мальчики. Ранние формы шизофрении у мальчиков наблюдаются в 3,5 раза чаще, чем у девочек. В детском возрасте преобладают непрерывнотекущие формы, а в пубертатном ? приступообразные. О нарушениях психического развития детей, страдающих шизофренией, писали многие авторы, начиная с Э.Крепелина. Психиатры признают наличие шизофрении как заболевания детского возраста с начала XX в.. Отмечается, что в клинике шизофрении у детей на первый план выступает полиморфность и незавершенность симптоматики, симптомы диссоциативного дизонтогенеза, при этом большинство исследователей и практиков выступает за единство шизофрении в детском, подростковом и юношеском возрасте (Т.П.Симсон, М.Ш.Вроно, В.В.Ковалев, С.Ю.Циркин, Н.М.Иовчук и др.). Согласно МКБ-10 детская шизофрения кодируется в разделе F2 ? функциональные психозы.

 

Современные работы по детской и  юношеской шизофрении разнообразны, их трудно упорядочить. Клинические, и, прежде всего, психиатрические работы последних лет направлены на изучение как детской шизофрении, ее форм и предшественников, так и связи  между детскими и взрослыми формами  шизофрении. Большая часть работ  выполнена зарубежными специалистами  и представляет большой интерес  для отечественных психиатров и  психологов. В исследованиях используются психологические (чаще нейропсихологические) методики для оценки когнитивного, личностного развития и состояния  пациентов или лиц из групп  высокого риска по шизофрении, или их прямых родственников (в основном, родителей). Исследуется преморбид (Vourdas, et al, 2003) и актуальное состояние больных шизофренией, коморбидность расстройств (Heikkila, Ilonen, Karlsson, 2006; Ross et al. 2006). Рассмотрим некоторые из работ по следующим направлениям: генетические исследования, изучение нейрокогнитивного дефицита, его проявлений и динамики, социальные факторы риска заболевания.

 

Генетические исследования. Широко обсуждается генетическая предрасположенность  к заболеванию шизофренией. Еще  в 70-80-х гг. XX в. B. Fish провела исследование потомства от больных шизофренией родителей (преимущественно матерей) и получила разнообразные варианты психической патологии в нисходящих поколениях. Это было одно из первых лонгитюдных исследований. (Fish, 1979, 1984, 1987). Niemi L.T. и соавт. (2003) также провели лонгитюдное исследование детей (один из родителей которых болен) с высоким риском заболевания шизофренией. У детей были выявлены следующие нарушения:

проблемы моторного и неврологического развития;

дефицит внимания и вербальной кратковременной  памяти;

низкие социальные навыки;

нарушения мышления;

высокие оценки по психотической шкале в MMPI;

нестабильность воспитания.

 

Ott S.L. (2002) и соавт., изучая детей от больных шизофренией родителей в течение длительного времени, обнаружили проявления нарушения мышления и отклонения в поведении у детей в возрасте 9 лет, задолго до первого психотического эпизода у этих больных [4]. Matcheri S. Keshavan (2005) с соавторами выявили у родственников больных шизофренией отклонения по типу нейробиологического диатеза, начинающегося в раннем возрасте. Подобные результаты были показаны в работе отечественных психиатров, описавших шизотипический диатез у потомства больных шизофренией (Римашевская, 1986; Козловская, 1995; Горюнова, 1996; Циркин, 1995). М.В.Алфимова (2006) показала генетическую общность компонентов познавательного дефицита у больных шизофренией и особенностей познавательной деятельности у родственников, лиц из группы высокого риска по заболеванию шизофренией. Генетические предпосылки могут реализовываться в виде различных когнитивных особенностей у больных и их непораженных родственников. Сходство когнитивных отклонений больных и здоровых сиблингов от матерей, больных шизофренией, обнаружено в работе Tyrone D. Cannon и соавторов, одновременно была показана роль перинатальной гипоксии как фактора риска заболевания шизофренией у этой категории детей (Cannon Tyrone D et al., 1997). Отклонения у родственников больных шизофренией могут иметь сходство с проявлениями шизофрении (аутичность, нарушения мышления и т.п.) или быть менее специфичными (проявления гиперактивности и энуреза в детском возрасте) (Ingraham Loring J., 1997).

 

Поиск причин заболевания представлен  как в генетических исследованиях, так и в исследованиях нарушений  развития. Было показано, что некоторые  из сходных с шизофренией по клиническим  проявлениям состояний на самом  деле представляют собой генетические синдромы. Так был открыт синдром  ломкой хромосомы Х (FMR – fragile mental retardation) – второе по частоте встречаемости (после синдрома Дауна) генетическое заболевание вызывающее умственную отсталость у мальчиков. Заболевание впервые описали Martin и Bell в 1943 г. как неспецифическую, связанную с полом умственную отсталость, и до недавнего времени оно было известно как синдром Мартина-Белл. В работе Lubs (1969 г) была впервые обнаружена связь синдрома с цитогенетически выявляемым дефектом хромосомы Х ? так называемая ломкость ее длинного плеча (фрагильный сайт). В 1972 г. было установлено, что ломкость Х-хромосомы можно обнаружить в клетках культуры лимфоцитов больных с этим синдромом. Ошибочное диагностирование у детей этого заболевания как шизофренического расстройства влечет за собой неправильные терапевтические воздействия, что может ухудшить состояние больного.

 

Robert F. Asarnow и коллеги предположили наличие генетической обусловленности нарушений нейропсихологических функций у больных шизофренией. В их работе сопоставлялись родители 3 групп испытуемых (больных шизофренией, страдающих СДВГ и нормы). В группе родителей больных шизофренией были получены самые низкие результаты по нейропсихологическим тестам (при сходстве показателей по некоторым вербальным субтестам Векслера). На основании полученных данных был сделан вывод о том, что сходство нейропсихологических особенностей детей, больных шизофренией, и их родителей является не случайным и связано с этиологией шизофрении (Asarnow et al.,1997.)

 

Изучение нейрокогнитивного дефицита, его проявлений и динамики. Большой пласт исследований посвящен изучению мозговых основ нейрокогнитивных нарушений с помощью метода срезов (Lysaker, 2004; Сидорова, 2005; Taylor J.L et al, 2005), и лонгитюда (Murray et al., 2006). В них анализировалась роль мозолистого тела в развитии детей с ранним началом шизофрении (Keller et al., 2003). Специальные исследования были посвящены проблеме межполушарной асимметрии и взаимодействия при шизофрении и других видах отклоняющегося развития в детском возрасте (Friedman et al, 2001; Каримулина, Зверева, 2003; Schiffmana et al., 2005). Существует сходство в нейрокогнитивных достижениях у здоровых родственников больных шизофренией с ранним и поздним началом заболевания: трудности по тестам на зрительно-моторную и моторную скорость, рабочую память и моторику. На основании этих результатов Gochman P.A. et al. (2004) делают вывод о сходстве механизмов ранней и поздней форм шизофрении (Gochman et al., 2004). В более поздней работе того же авторского коллектива продемонстрирована динамика IQ у детей с ранним началом шизофрении. Повышение уровня интеллектуального коэффициента происходило до 13 лет, несмотря на хронический характер заболевания и сопутствующую ему потерю серого вещества мозга для пациентов с послепсихотическими приступом, тогда как дети с предпсихотическим приступом демонстрировали ухудшение коэффициента в течение 1,7-2 лет от начала приступа (Gochman, et al, 2005). Имеется ряд работ, связанный с изучением нейроразвития и нейропсихологических особенностей у больных шизофренией, динамики заболевания от детства к взрослому возрасту. Нередко у пациентов, у которых шизофрениия начиналасьво взрослом возрасте с детства наблюдались следующие отклонения в развитии: задержка речевого и моторного развития, трудности социального приспособления, более низкие академические и когнитивные достижения. M.Isohanni и соавторы изучали связь особенностей раннего развития с последующими нарушениями при шизофрении. Они использовали данные о раннем психомоторном развитии больных шизофренией (когда научились сидеть, ходить и т.д.) до 1 года и особенностях развития в 16 лет. Оказалось, что проблемы в психомоторном развитии в возрасте до 1 года коррелируют с низкими учебными достижениями в возрасте 16 лет. Таким образом, еще до развития заболевания у детей имел место своеобразный нейродиатез, связанный с особенностями развития мозга (Isohanni, M. et al., 2004).

Социальные факторы риска заболевания. Социальный аспект является немаловажным фактором в этиологическихисследованиях детской шизофрении, Schenkel L.S. c соавторами (2005) изучали влияние особенностей отношения к ребенку со стороны взрослых на возникновение, динамику и симптоматику заболевания. Отрицательное отношение к ребенку в виде отвержения, физического наказания, сексуального насилия проявляется более ранними и частыми госпитализациями, проблемами в школе (дезадаптацией), более выраженным проявлениям тревоги, депрессии и суицидальных тенденций у таких детей по сравнению с теми, которые жили в более благоприятной семейной обстановке. Интересно, что по особенностям речевого развития дети из разных семей не отличались друг от друга. Связь проявлений шизофрении во взрослом возрасте с особенностями детского развития прослежена в работе J.-L Goeb и соат. (Goeb, Botbol, Golse, 2004). Психодинамический аспект этой связи ? влияние детских травм на диссоциативные расстройства у взрослых больных шизофренией, описан в работе W. Darren и соавторов (Darren, 2006). Данные об отсутствии связи ранней материнской депривации и риска развития шизофрении получены на большой выборке детей, больных туберкулезом и подвергшихся отделению от родителей в очень раннем возрасте (Pirjo, et al, 2006). Значительное внимание уделяется тендерным вопросам, в частности в подростковом возрасте [Bennett et al, 2006].

 

Критический обзор современных  исследований по детской шизофрении представлен в работе M.Speranza. Отмечается, что современные теории нейроразвития, рассматривая раннее начало как более «грубый» вариант шизофрении, усиливают роль нейробиологических механизмов, лежащих в основе заболевания в ущерб другим факторам (субъективному опыту, динамике отношений, окружающей среде), интенсивно разрабатываемым в рамках психодинамического подхода. Автор подчеркивает важность учета принципа развития и мультифакторного подхода к проблеме шизофрении детского возраста (Speranza, 2006).

 

Отечественные клинические исследования детской шизофрении имеют свою специфику, они опираются в квалификации расстройств не только на МКБ-10, но и  на традиции отечественного подхода  в детской психиатрии. Большинство  работ выполнено мультидисциплинарно, с учетом психологических, электрофизиологических, биохимических и других исследований того же контингента.

Для шизофрении в детском  возрасте характерны следующие виды расстройств:

дефицит психической активности (ослабление инстинктивной деятельности, нарушение  сна, ограниченность моторной, речевой  и игровой деятельности);

нарушение межперсональных связей (пассивность в общении, отсутствие привязанностей, эмоциональная холодность);

Информация о работе Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы