Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007) распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%. К сожалению, ряд психических недугов берет начало в детском и подростковом возрасте. Это происходит в результате воздействия различных патологических факторов, которые изменяют естественный ход психического развития и тем самым искажают процесс формирова

Файлы: 1 файл

Основы Нейропсихологии Реферат..docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

диссоциированный характер психического развития (дисгармония развития моторики и интеллекта) (Г.Е.Сухарева, О.П.Юрьева, М.Ш.Вроно, И.А.Козлова, В.М.Башина, В.В.Ковалев).

 

Шизофренический процесс у ребенка  развивается на фоне естественного  физиологического развития, которое  при этом всегда страдает.

 

Шизофренический процесс у ребенка  развивается на фоне естественного  физиологического развития, которое  при этом всегда страдает. Отечественные  психологи показали наличие у  детей, страдающих шизофренией, особого типа познавательного развития. Для этих больных характерны диссоциация операционного и предметно-содержательных аспектов мышления и восприятия, нарушения избирательности познавательной деятельности. Нередко на первый план у них выступают изменения социальной перцепции и контактов. Существенным представляется изменение соотношения модальностей реализации психических процессов по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками (например, существенное отставание в развитии тактильной сферы по сравнению с нормой) (Т.К.Мелешко, С.М.Алейникова, Н.В.Захарова, 1986, А.Е.Назаренко, 1991, Н.В.Зверева, 1998, 2005). Полученные данные используются при проведении дифференциальной диагностики и диагностики динамики состояния пациентов.

 

Нарушения развития и проявления дефекта, вызванные у ребенка шизофреническим  процессом, весьма разнообразны и зависят  от двух факторов: возраста, в котором  началось заболевание, и степени  злокачественности процесса. Задержка развития тем тяжелее и грубее, чем раньше возникло заболевание  и чем злокачественнее процесс. Однако эти факторы не всегда соответствуют друг другу, поэтому возможны различные клинические варианты. Следует также иметь в виду, что при детской шизофрении всегда имеет место сочетание симптомов собственно шизофренического дефекта и разнообразных остаточных продуктивных расстройств с признаками задержки развития или даже недоразвития (при очень раннем злокачественном процессе). Имеется спектр клинических картин от состояний, приближающихся к «конечным» и сходных с имбецильностью или даже идиотией, до легких психопатоподобных состояний, сопровождающихся инфантилизмом. Несмотря на разнообразие проявлений и множество вариантов рассматриваемой патологии, можно отметить постоянное присутствие в клинической картине признаков аутизма (так называемая «пелена аутизма») и диссоциированного развития.

 

При раннем начале и высокой степени  прогредиентности процесса у детей оказалось возможным выделить два основных клинических варианта дефекта личности: с преобладанием задержки развития, приближающейся к олигофрении (олигофренический компонент дефекта по Т.П.Симсон) и с преобладанием грубого шизофренического дефекта с остаточными продуктивными (преимущественно кататоническими) расстройствами. При более благоприятном течении заболевания изменения личности ограничиваются дисгармоническим развитием с неравномерностью поражения различии сторон психической деятельности («парциальный дефект», по Г.Е.Сухаревой), странностями поведения, которые лучше всего обозначаются термином «Verschrobenheit» и психофизическиминфантилизмом, а также характером остаточных продуктивных расстройств (аффективных, неврозоподобных, истероформных, гебоидных и т. п.).

 

Клинические особенности дефекта  и изменений личности при шизофрении у детей (в том числе задержке развития) изучены недостаточно и  продолжают привлекать внимание исследователей, работающих по данной тематике.

 

По мнению большинства специалистов, в первую очередь в наиболее ранние сроки от начала заболевания должен быть установлен правильный диагноз. После  установления диагноза в беседе с  родителями или с близкими пациента следует объяснить им причину  расстройства,обсудить необходимые мероприятия. Необходимо детально определить характер развития конкретного ребенка с привлечением психологических, психометрических, нейрофизиологических, электрофизиологических, генетических методов исследования. Лечащим врачом разрабатывается лечебно-профилактическая концепция, максимально точно учитывающая развитие ребенка и способность родителей к сотрудничеству. Затем совместно с другими специалистами «в команде» разрабатывается лечебно-терапевтический план с краткосрочным прогнозом (на один год); в дальнейшем, по мере изучения способностей и возможностей ребенка, можно делать более уверенныепрогнозы (C.Gillberg (1995), Х.Ремшмидт (2003), P.Ferrari(2004), В.М.Башиной, Н.В.Симашковой (1999).

 

Подходы к лечениюшизофрении у детей и подростков едины и включают комбинированноепреимущественное использование типичных нейролептиков с антипсихотической активностью, антиконвульсантов, антидепрессантов, ноотропов. Реабилитационные мероприятия следует проводить на фоне медикаментозного лечения на всех этапах течения болезни. Терапия включает комбинированное преимущественное использование типичных нейролептиков с антипсихотической активностью, антиконвульсантов, антидепрессантов в сочетании с ноотропами. Продолжительное лечение нейролептиками (тизерцином? аминазином, тераленом, эглонилом, хлорпротиксеном, неулептилом), антидепрессантами (лудиамилом, пиразидолом, амитриптилином), вальпроатами (депакином, конвулексом), карбомазепинами (финлепсином, тегретолом) проводится одновременно с нейропротективной, нейротрофическойтерапией ноотропами:в первую очередь нейропептидами и их аналогами (церебрамином, кортексиомн), производными гамма-аминомасляной кислоты (фенибутом, пантагамом), аминокислотами (глицином, биотредином), производными пирролидона (пирацетамом, ноотропилом, луцетамом), цереброваскулярными средствами с ноотропными свойствами (винпоцетином, кавинтонОм, глиатилином). В промежутках между обострениями состояний предпочтение влечении отдаетсяразвивающей и восстановительной терапии нооторопами:в первую очередь нейропептидами и их аналогами (церебролизином, семаксом, церебрамином, кортексином), производными гамма-аминомасляной кислоты (фенибутом, пантагаом, пикамилоном), аминокислотами (глицином, биотредином, лимонтаром, когитумом), производными пирролидона (пирацетамом, ноотропилом, луцетамом), многокомпонентными лекарственными средствами (инстеноном, актовегином), фенотропилом, цереброваскулярными средствами с ноотропными свойствами (винпоцетином, кавинтоном, глиатилином, мексидолом). Лечение носит комбинированный характер, вводятся небольшие дозы нейролептиков (этаперазина, нейлептила, рисполепта) (по данным диссертации Н.В.Симашковой, 2007). Конкретный вид лечения, схема и длительность приема всегда определяется специалистом – детским психиатром.

 

Медикаментозное лечение обязательно  сочетается с развивающим обучением, мерами психологической коррекции. Для оценки динамики состояния используются как клинические данные, так и  материалы параклинических обследований (нейро- и патопсихологическое, нейрофизиологическое и др.).

Ведущими в изучении шизофрении детского возраста остаются следующие  проблемы:

возможность постановки диагноза в  детском возрасте;

соотношение средовых и генетических факторов в этиологии шизофрении;

поиск диагностических критериев  с применением данных психологического, нейрофизиологического, неврологического, генетического и других видов  обследования;

квалификация дефекта

разработка лечебно-коррекционных  мероприятий.

 

 

 


Информация о работе Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы