Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:00, реферат
По данным Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушкина (2007) распространенность числа психических заболеваний в общей популяции населения различных регионов мира к настоящему времени достигает 12-15%. К сожалению, ряд психических недугов берет начало в детском и подростковом возрасте. Это происходит в результате воздействия различных патологических факторов, которые изменяют естественный ход психического развития и тем самым искажают процесс формирова
диссоциированный характер психического развития (дисгармония развития моторики и интеллекта) (Г.Е.Сухарева, О.П.Юрьева, М.Ш.Вроно, И.А.Козлова, В.М.Башина, В.В.Ковалев).
Шизофренический процесс у ребенка развивается на фоне естественного физиологического развития, которое при этом всегда страдает.
Шизофренический процесс у ребенка развивается на фоне естественного физиологического развития, которое при этом всегда страдает. Отечественные психологи показали наличие у детей, страдающих шизофренией, особого типа познавательного развития. Для этих больных характерны диссоциация операционного и предметно-содержательных аспектов мышления и восприятия, нарушения избирательности познавательной деятельности. Нередко на первый план у них выступают изменения социальной перцепции и контактов. Существенным представляется изменение соотношения модальностей реализации психических процессов по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками (например, существенное отставание в развитии тактильной сферы по сравнению с нормой) (Т.К.Мелешко, С.М.Алейникова, Н.В.Захарова, 1986, А.Е.Назаренко, 1991, Н.В.Зверева, 1998, 2005). Полученные данные используются при проведении дифференциальной диагностики и диагностики динамики состояния пациентов.
Нарушения развития и проявления дефекта,
вызванные у ребенка
При раннем начале и высокой степени прогредиентности процесса у детей оказалось возможным выделить два основных клинических варианта дефекта личности: с преобладанием задержки развития, приближающейся к олигофрении (олигофренический компонент дефекта по Т.П.Симсон) и с преобладанием грубого шизофренического дефекта с остаточными продуктивными (преимущественно кататоническими) расстройствами. При более благоприятном течении заболевания изменения личности ограничиваются дисгармоническим развитием с неравномерностью поражения различии сторон психической деятельности («парциальный дефект», по Г.Е.Сухаревой), странностями поведения, которые лучше всего обозначаются термином «Verschrobenheit» и психофизическиминфантилизмом, а также характером остаточных продуктивных расстройств (аффективных, неврозоподобных, истероформных, гебоидных и т. п.).
Клинические особенности дефекта и изменений личности при шизофрении у детей (в том числе задержке развития) изучены недостаточно и продолжают привлекать внимание исследователей, работающих по данной тематике.
По мнению большинства специалистов, в первую очередь в наиболее ранние сроки от начала заболевания должен быть установлен правильный диагноз. После установления диагноза в беседе с родителями или с близкими пациента следует объяснить им причину расстройства,обсудить необходимые мероприятия. Необходимо детально определить характер развития конкретного ребенка с привлечением психологических, психометрических, нейрофизиологических, электрофизиологических, генетических методов исследования. Лечащим врачом разрабатывается лечебно-профилактическая концепция, максимально точно учитывающая развитие ребенка и способность родителей к сотрудничеству. Затем совместно с другими специалистами «в команде» разрабатывается лечебно-терапевтический план с краткосрочным прогнозом (на один год); в дальнейшем, по мере изучения способностей и возможностей ребенка, можно делать более уверенныепрогнозы (C.Gillberg (1995), Х.Ремшмидт (2003), P.Ferrari(2004), В.М.Башиной, Н.В.Симашковой (1999).
Подходы к лечениюшизофрении у детей
и подростков едины и включают комбинированноепреимущественно
Медикаментозное лечение обязательно сочетается с развивающим обучением, мерами психологической коррекции. Для оценки динамики состояния используются как клинические данные, так и материалы параклинических обследований (нейро- и патопсихологическое, нейрофизиологическое и др.).
Ведущими в изучении шизофрении детского возраста остаются следующие проблемы:
возможность постановки диагноза в детском возрасте;
соотношение средовых и генетических факторов в этиологии шизофрении;
поиск диагностических критериев с применением данных психологического, нейрофизиологического, неврологического, генетического и других видов обследования;
квалификация дефекта
разработка лечебно-
Информация о работе Шизофрения в детском возрасте: клинико-психологические проблемы