Содержание
Введение………………………………………………………………2
1: Школа С.Л. Рубинштейна…………………………………………4
2: Теоретические представления
С.Л. Рубинштейна………………5
2.1 Принцип единства
сознания и деятельности…………………...5
2.2 Принцип развития
по С.Л. Рубинштейну……………………….7
2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна…………………….7
3: Основные достижения
С.Л. Рубинштейна……………………….8
Заключение……………………………………………………………11
Библиографический список………………………………………….12
Введение
Возникновение
и развитие психологии рассматривается
в рамках такого предмета как история
психологии. Рассматривая основные тенденции
становления и развития психологической
науки, мы не можем не осветить наиболее
значимые труды знаменитых отечественных
ученых, среди которых видное положение
занимает Сергей Леонидович Рубинштейн
(1889 - 1960гг.) и его работы.
Выдающийся
отечественный философ и психолог,
доктор психологических наук, профессор,
главными направлениями исследования
которого были философские проблемы
психологии.
Отечественная
психологическая наука развивалась в борьбе за диалектико-материалистическое
понимание своего предмета. В ходе идейно
- теоретической борьбы постепенно складывалось
материалистическое понимание предмета
психологии и устанавливались важнейшие
методологические принципы науки.
На смену
основателям отечественной психологии
пришли новые талантливые ученые: это
С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский.
Благодаря наличию многих талантливых
ученых, которые после революции пришли
в науку, психологию не постигла судьба
генетики и кибернетики.
Выдающуюся роль в становлении
психологической науки сыграли Б.Г. Ананьев,
П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин
и другие, которые не только продолжили
исследования своих предшественников,
но и вырастили не менее знаменитое поколение
ученых. Именно благодаря их работам мы
в первую очередь обязаны тем, что в настоящее
время психологам в нашей стране не приходится
начинать с нуля.
Характеризуя
задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет:
"Психологическое познание - это
опосредованное познание психического через раскрытие его существенных,
объективных связей". Таким образом,
предметом психологии являются психика
и психические явления конкретного человека,
а также психические явления наблюдаемые
в группах и коллективах.
По словам
С.Л. Рубенштейна, решающую роль в становлении психологии
как самостоятельной науки сыграло внедрение
эксперимента, что "не только вооружило
её новым для неё, очень мощным методом
научного мышления, но и вообще по - новому
поставило вопрос о методике психологического
исследования в целом, выдвинув новые
требования и критерии научности всех
видов опытного исследования в психологии".
Возникновение
общей психологии как самостоятельной
и фундаментальной отрасли психологической
науки связано с именем С.Л. Рубинштейна,
который систематизировал психологические знания
и предложил методологию исследования
психических явлений. На базе основных
понятий общей психологии формируются
понятия и других отраслей психологической
науки.
В центре внимания
С.Л. Рубинштейна были и методологические
проблемы. В работах Рубинштейна обращает
на себя внимание прежде всего нетрадиционная
для советской психологии исследовательская
позиция - позиция философа, рассматривающая
с точки зрения методологии эмпирику психологической
науки, пытающегося частично систематизировать
и объяснить этот эмпирический хаос. Этим
он и отличался от большинства современных
ему психологов.
Поэтому в
центре его концепции оказываются
прежде всего проблемы познания мира.
В этом позиция Рубинштейна сближается
с позициями психологов прежних
лет - Лопатина, Троицкого, Грота,
Шпета, для которых также главными оставались
философские проблемы бытия и свободы
человеческой личности.
1: Школа С.Л.
Рубинштейна
Наряду с
экспериментальной психологией
в России в конце 19 - начале 20 веков
развиваются и другие научные психологические
направления. В этот период возникает
несколько научных школ и направлений.
Так в Грузии сформировалась известная
психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители
которой взяли на вооружение понятие установки
и широко использовали его для анализа
многих психологических явлений.
Другое научное
направление связано с именем
Л.С. Выготского, создателя культурно
- исторической теории развития психики
человека.
Третья школа,
которая была создана в этот период,
была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна,
руководившего в то время научными исследованиями
на кафедре психологии в МГУ и в Институте
общей и педагогической психологии. Советский
психолог и философ, он был одним из создателей
деятельного подхода в психологии.
В плане общей
психологии проблема мышления
разрабатывается в цикле экспериментальных
исследований, проводившихся С.Л.
Рубинштейном
и сотрудниками его коллектива. Теоретические
установки и экспериментальные
результаты этих исследований, направленных
на создание общей теории психологии мышления, опубликованы
в книге С.Л. Рубинштейна "О мышлении
и путях его исследования", а также в
осуществлении под его руководством коллективном
труде "Процесс мышления и закономерности
анализа, синтеза и обобщения".
Проведенные
эксперименты ставили своей целью выявить
самый процесс мышления, его ход и динамику,
главным образом творческий аспект мышления
- способность идти к новым обобщениям,
- и те закономерности, которые регулируют
творческий процесс.
Мы уже
упоминали, что деятельный подход разрабатывался и основателем
психологической школы С.Л. Рубинштейном
и был им обозначен впервые уже в начале
20-х годов, при рассмотрении принципа творческой
деятельности.
По словам
Рубинштейна, субъект в актах
своей творческой деятельности не только
обнаруживается и проявляется,
еще он созидается и определяется. В теории
Рубинштейна исходным выступает действие,
проникающее в объективную действительность.
Деятельность
- один из уровней практического
и всегда непрерывного взаимодействия
человека с миром. Главным моментом для Рубинштейна,
определяющим развитие, является деятельность.
Крупнейшие
последователи и ученики С.Л. Рубинштейна
- Ксения Александровна Абульханова,
Андрей Владимирович Брушлинский, развивают
на базе идей своего учителя принцип
субъективности - представление о человеке
как активном преобразующим мир и самого
себя существе. Психология, понятая с позиций
С.Л. Рубинштейна, изучает психическое
как живой непрерывный процесс, участвующий
в регуляции всего взаимодействия человека
с миром.
Школа С.Л. Рубинштейна - далеко не
единственная крупная школа в отечественной
психологии, хотя в теоретическом плане,
вероятно, наиболее авторитетная.
Глава 2: Теоретические
представления С.Л. Рубинштейна
2.1 Принцип единства
сознания и деятельности
В 30е годы формируются
основные принципы психологической науки:
детерминизма (важным этапом в реализации
этого принципа было создание Л.С. Выготским
культурно - исторической концепции), принцип
единства сознания и деятельности С.Л.
Рубинштейна и его принцип развития.
Понятия сознания и деятельности
- узловые категории психологической
науки. Систематическая разработка
этого принципа в советской психологии
началась в 30е годы С.Л. Рубинштейном,
А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым.
Оценивая кризисную
ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн
подчеркивал, что именно методологический
кризис связан с приверженностью большинства
психологов той концепции сознания, которую
он назвал декарто-локковской, поскольку
сознание неизменно трактовалось как
область, открытая только для переживаний
субъекта, способного к рефлексии.
В противовес этому С.Л.
Рубинштейн впервые выдвинул положение
о единстве сознания и деятельности.
Он писал, что "деятельность и сознание
- это не два в разные стороны
обращенных аспекта, они образуют органическое
целое - не тождество, но единство".
Хотя в то время этот
принцип ещё не соотносился с
принципом развития, тем не менее
он сразу приобрел важное методологическое
значение. В нем утверждалось, что
не может быть деятельности без сознания
и сознания без деятельности. Тем самым
защищалось положение о возможности через
деятельность изучать сознание и открывалась
дорога для объективного исследования
психики и сознания: от деятельности, её
продуктов - к выявляющимся в ней психическим
процессам. Таким образом, принцип единства
сознания и деятельности становится основой
всех объективных методов психологии.
Введение этого принципа
ставило теоретические и методологические
задачи раскрытия состава и структуры
деятельности. Необходимо было преодолеть
идущую от психологии сознания точку зрения,
что психика - это внутреннее, а деятельность
- это внешнее.
В действительности психика,
сознание не является чем -то внутренним.
Точно также как деятельность
никоим образом не сводится только
к внешнему: она имеет внешнюю
сторону, но эта сторона не характеризует
деятельность однозначно.
Единство сознания и
деятельности выражается в том, что
сознание и все психические свойства
индивида в деятельности не только
проявляются, но и формируются: психические
свойства личности - и предпосылка и результат
её поведения.
По определению С.Л.
Рубинштейна, сама деятельность является
единством внешнего и внутреннего.
Сознание и психика в таком
случае оказываются внутренней характеристикой
деятельности, а свойство деятельности
- протекать в форме извне наблюдаемого
поведения - может рассматриваться как
характеристика самой психики.
Следовательно, говоря о
психике, психолог имеет в виду не
отдельное самостоятельное явление,
но сторону или неотъемлемую часть
деятельности. Говоря же о психике,
он должен подразумевать некоторую целостную
систему, характеризуемую и с внутренней
и с внешней стороны. Деятельность, напротив,
оказывается той системой, внутри которой
функционирует психика.
В "Основах психологии"
Рубинштейн продолжил анализ и окончательно
сформулировал принцип единства сознания
и деятельности.
Принцип единства сознания
и деятельности позволяет ученым,
изучая поведение, деятельность, выяснять
те внутренние психологические механизмы,
которые обеспечивают успешность достижения
целей деятельности, т.е. открывать
объективные закономерности психики.
Применение принципа единства
сознания и деятельности к изучению
психических процессов, свойств
и состояний позволило объяснить
многие явления, прежде казавшиеся непонятными,
выявить некоторые важные закономерности
психического развития человека.
В свете этого принципа
разрабатываются понятийный аппарат
психологии и методы конкретно - научных
исследований.
Таким образом мы можем
сделать несколько выводов. Во - первых,
психика и деятельность человека
неразрывно связаны между собой, поэтому
изучение психики и исследование закономерностей
её развития целесообразно строить на
принципах деятельного подхода. Во - вторых,
деятельность, которой занимается человек,
в значительной степени определяет развитие
его мотивов и жизненных ценностей, определяющих
общую направленность субъекта. Следовательно,
особенные виды деятельности влияют на
закономерности психического развития
человека.
Включив деятельность
в сферу психологического изучения,
Рубинштейн в то же время указывал, это не значит,
что поведение, деятельность человека
в целом является предметом психологии.
Деятельность человека - это сложное явление
и различные её стороны изучаются разными
науками. С.Л. Рубинштейн отличал деятельность
от поведения, причем для Рубинштейна
поведение - это особая форма деятельности.
Деятельность становится поведением тогда,
когда мотивация человеческих действий
из предметного плана переходит в план
личностно - общественных отношений. С.Л.
Рубинштейн описывал деятельность через
цели, мотивы, действия, операции.
2.2 Принцип
развития по С.Л. Рубинштейну