Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 01:31, курсовая работа
Для достижения данной цели мне потребовалось решить следующие задачи:
1. Подробно ознакомиться с литературой различных психологов.
2. Ознакомиться со статистикой.
3. Провести опрос среди учащихся.
4. Провести тест Айзенка на изучение темперамента.
5. Провести тест на определение интернет зависимости.
6. Сделать вывод на основе полученных данных.
Введение
1.Теоретическая часть:
1.1. Понятие школьной неуспеваемости
1.2. Причины неуспеваемости
1.3. Природные особенности ребенка и трудности обучения
1.4. Пути устранения неуспеваемости
1.5. Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению?
2.Собственные исследования:
2.1. Общественный опрос.
2.2.Тест Айзенка на выявление темперамента.
2.3. Тест на проверку интернет зависимости.
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
1.Теоретическая часть:
1.1. Понятие школьной неуспеваемости
1.2. Причины неуспеваемости
1.3. Природные особенности ребенка и трудности обучения
1.4. Пути устранения неуспеваемости
1.5. Как
изменить отрицательное отношен
2.Собственные исследования:
2.1. Общественный опрос.
2.2.Тест Айзенка на выявление темперамента.
2.3. Тест на проверку интернет зависимости.
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Объект исследования – школьная неуспеваемость ребенка.
Предмет исследования: рассмотрение причин неуспеваемости у учеников 7-9 классов.
Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Разработкой проблем детской психологии занимались такие люди, как А.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др., они всесторонне рассматривали успешность ученика. М.А. Давыдов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения. Эти противоречия учеников и должны хорошо чувствовать учителя.
В наше время высококвалифицированный, профессиональный, отличный педагог должен обладать не только знаниями того предмета, который он ведет, но и быть тонким психологом для того, чтобы определить проблему неуспеваемости ученика и подобрать верный способ ее решения, поэтому выбранная тема актуальная.
Для достижения данной цели мне потребовалось решить следующие задачи:
1. Подробно ознакомиться
с литературой различных
2. Ознакомиться со статистикой.
3. Провести опрос среди учащихся.
4. Провести тест Айзенка на изучение темперамента.
5. Провести тест на определение интернет зависимости.
6. Сделать вывод на основе полученных данных.
В данной курсовой работе приведена основная характеристика психологических причин неуспеваемости школьников и методы устранения проблем, связанных с основной темой.
Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление неуспеваемости школьников.
Именно поэтому проблема неуспеваемости для меня, как для будущего учителя, особенно значима.
Целью данной курсовой работы является изучение причин неуспеваемости школьников их преодоления и предупреждения. Мы предполагаем, что основная наша гипотеза состоит в том, что основными причинами низкой успеваемости являются педагогическая запущенность, психическое и физическое здоровье, чрезмерная учебная нагрузка, школьная тревожность, снижение мотивации в учебе.
1.Теоретическая часть.
1.1. Понятие школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий [1].
Дадим описание признаков
возможных отставаний учащихся. Они
относятся к тем учебным
удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки.
1. Ученик не может
сказать, в чем трудность
2. Ученик не задает
вопросов по существу
3. Ученик не активен
и отвлекается в те моменты
урока, когда идет поиск,
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определений, понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов [5].
1.2. Причины неуспеваемости детей в школе
Среди причин, приводящих к школьной неуспеваемости, достаточно часто встречаются отклонения в психофизическом развитии ребенка разной степени выраженности. Это могут быть случаи легкой умственной отсталости, нарушения зрения, слуха, речи, задержка психического развития, последствия минимальных мозговых дисфункций, легких церебральных нарушений и другие. В России эта проблема становится особенно актуальной в 90-е годы XX века в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования. Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения, постоянное повышение требований общества к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости.
Практика многолетнего
обязательного всеобщего
школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражается оценками «два» и «единица». Это «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая «относительная» неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования
А.М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1) общее и глубокое отставание — по многим или по всем учебным предметам длительное время;
2) частичная, но относительно
стойкая неуспеваемость — по
одному-трем наиболее сложным
предметам (как правило,
3) неуспеваемость эпизодическая — то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Л.С. Славина выделила типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине школьных неудач. Одну группу неуспевающих составляют учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую группу составляют дети со слабыми способностями к учению, третью группу составляют дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Комплекс причин отставания хуже, чем комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как правило, рассматриваются только те условия, которые порождают невыполнение требований, при этом отдельные условия не сочетаются друг с другом.
1. Дефекты физического и
2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление
организма, утомление).
3. Дефекты умственного развития — слабость мыслительных операций, речи, воображения.
4. Возрастные особенности.
5. Неудовлетворительные условия, в которых дети находятся в школе (отсутствие просторных помещений для отдыха, недостаток свежего воздуха и т.д.).
6. Недостатки воспитательной
7. Недостатки учебной работы: - преобладание
репродуктивных методов,
8. Недостаточно сознательное
9. Недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация, направленность личности (например, неверная позиция учителя в вопросах преодоления неуспеваемости).
Все эти факторы могут
тормозить совершенствование
1.3. Природные особенности ребенка и трудности обучения.
Среди нескольких факторов есть один, который может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся. Это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально - психологических особенностей, среди которых - свойства нервной системы (н/с). Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Этот факт означает, что нельзя не считаться с индивидуально - типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе. Среди основных свойств нервной системы можно выделить силу и подвижность. Сила н/с характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы - слабость н/с. Человек со слабой н/с отличается невысокой работоспособностью, неустойчивость по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью. Другое свойство н/с - подвижность - определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Подвижной н/с противостоит инертная.
Человека с инертной н/с характеризует замедленное протекание нервных процессов [6].
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика
- поиски оптимальных
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.