Школьная неуспеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели мне потребовалось решить следующие задачи:
1. Подробно ознакомиться с литературой различных психологов.
2. Ознакомиться со статистикой.
3. Провести опрос среди учащихся.
4. Провести тест Айзенка на изучение темперамента.
5. Провести тест на определение интернет зависимости.
6. Сделать вывод на основе полученных данных.

Содержание работы

Введение
1.Теоретическая часть:
1.1. Понятие школьной неуспеваемости
1.2. Причины неуспеваемости
1.3. Природные особенности ребенка и трудности обучения
1.4. Пути устранения неуспеваемости
1.5. Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению?
2.Собственные исследования:
2.1. Общественный опрос.
2.2.Тест Айзенка на выявление темперамента.
2.3. Тест на проверку интернет зависимости.
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

3. Педагогическая терапия  - меры по устранению отставаний  в учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная  планируемая воспитательная работа, которая включает и работу  с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развивающие  педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими детьми признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация  причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и  усиление положительных моментов).

При разработке путей  совершенствования учебно-воспитательного  процесса, как правило, имеется в  виду создание особо благоприятных  условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные  меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Обращено внимание и  на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке, задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем для других учеников, инструктировать их.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних  и сильных. Задача учителя состоит не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются  интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим ученикам, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные

занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что  она увеличивает количество времени  для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех  учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

Еще один важный вопрос относится  к организации обучения второгодников.

В литературе справедливо  отмечается, что повторный курс наносит  большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.

В педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в  следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет  совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших  классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

Деятельность учителя  по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений [2].

 

1.5. Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению?

Как помочь учиться ребенку со слабым и инертным типом нервной системы?

Чаще всего среди неуспевающих детей, встречаются учащиеся со слабой и инертной н/с. Чтобы их учебная  деятельность была успешной, следует  придерживаться таких рекомендаций:  

1)не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) дать достаточно времени на  обдумывание и подготовку; 

3)желательно, чтобы ответ был  не в устной, а в письменной  форме;

4)не рекомендуется давать для  усвоения в ограниченном промежутке  времени большой материал, желательно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

5)лучше всего не заставлять  таких учеников отвечать новый,  только что усвоенный на уроке  материал; 

6)путем правильной тактики опросов  и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться, эта уверенность поможет ученику в экспериментальных, стрессовых ситуациях, контрольных, самостоятельных работах;

7)следует осторожно оценивать  неудачи учеников, ведь он и  сам очень болезненно относиться  к ним;

8)следует в минимальной  степени отвлекать его, стараться  не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку [4].

 


Информация о работе Школьная неуспеваемость