Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

1.ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ  НАУК.

Психология-это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования.К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками.

 

2.РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В  СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.Психология объясняет поведение в той или иной ситуации человека или животного. Каждое существо индивидуально, поэтому предусмотреть все нюансы невозможно. То есть, даже без начальных психологических знаний обходиться в современном обществе тяжело, потому что мы находимся в контакте с обществом, у которых может меняться поведение.

Роль психологии в веке новейших технологий и прогресса очень важна. Современные психологи и их тренинги всеми силами способствуют менее болезненному периодическому "обновлению" психики человека. Психологические аспекты, анализы, тренинги, способы, рекомендации помогают современному обществу двигаться вперед.

10.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ  ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД,ИДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Личность-вопрос №9

Индивид-это биологический организм, носитель общих генотипических,наследственныхсвойств,биологического вида. Индивидами мы рождаемся.

Индивидуальность-это особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.

3.РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ПРИРОДЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Людей всегда интересовал внешний мир, но чтобы достигать своих целей в нем, человеку было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека .

1 этап:  Всеобщее одушевление  природы. С первобытных времен  люди пытались объяснить все  непонятные явления в жизни  человека наличием особой субстанции - души. В те времена считалось, что душа обитает везде –  в людях, животных, растениях, явлениях природы.

2 этап:  Психология как наука  о душе.

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости.

3 этап – Психология как наука  о божественной и бессмертной  душе 

Этот этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Это период застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа - бессмертной.

4 этап: Психология как наука  о сознании Основой метод –  интроспекция (самонаблюдение).

5 этап: Психология как наука  о поведении.Этот этап начинается  в начале ХХ века, когда американский  психолог Джон Уотсон указал  на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности.

6 этап: Психология как наука  о бессознательном.

Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном - том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.

7 этап: Изучение механизмов функционирования  психики.

Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работу мозга

 

 

 

 

4.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

1)Наблюдение-это древнейший  метод  познания ,используемый как в  психологии,так и в других науках.Его  разновидностью-житейские наблюдением  пользуется человек в повседневной  практике.Наблюдение-это процесс  целенаправленного сбора информации о псих особенностях человека или группы,при наблюдении человек всегда использует пассивную позицию.Виды:кратковременные,долговременное.

2)Самонаблюдение-интороспекция.При  наблюдении наблюдатель и наблюдаемый  одно и тоже лицо.

3)Эксперемент заключается в  целенаправленном моделировании ситуации для того чтобы вызвать некую реакцию испытуемого, в которой проявляются психические особенности и свойства человека.Виды:лабараторный,естественный.

4)Тестирование-это стандартизированный  метод позволяющий выявлять психические свойства и психологические особенности(уровень интелекта,объемпамяти,уровеньагресивности и тд)Виды:тесты-опросники,проэктивные.

5.ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Психология рекламы-занимается оценкой нужд или ожиданий потрибителей,создавая спрос на подлежащий сбыту продукт.Цель-побудить потребителя приобрести рекламируемый товар.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия .Исследует психику во все возрастные периоды и на всех стадиях,принимая во внеманиябиологические,антопологические ,социологические факторы.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология;2) авиационная психология; 3) космическая психология и др.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

4) правовая психология.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Экономическая психология представляет собой науку психологию субъекта в хозяйственных отношениях.

6.ПСИХИКА И МОЗГ

7.СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ  ПСИХИКИ

Психика-это свойство живой високоорганизованной материи, заключающеяся в способности отражать своими состаяниями внешний объективный мир в его связях и отношениях.Психическое отражение не является зеркальным,механически-пассивным копированием мира,оно сопряжено с поиском выбора.В психологическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработки,т.е. она проходит через систему фильтров,которые представляют собой систему ценностей,убеждений установки человека.Благодаря псих отражению внешняя информация объективного мира переводится во внутренний план и становится субъктивной.Инными словами психика-субъективный образ объективного мира.Психику нельзя свести просто с нервной системе,хотя связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению,повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводит к неполноценности психики.Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента его рождения и не развивается сама по себе,если ребенок лишен общения с другими людьми.Только благодаря нахождению в обществе ребенок уваивает человеческие способы поведения и у него формируется человеческая психика.

Итак, главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека. Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми.

 

8. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В  ФИЛОГЕНЕЗЕ

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм адаптации живых существ к окружающей среде. Существовали различные подходы, объясняющие наличие психики у различных существ или объектов окружающего мира. В частности:Панпсихизм - утверждал, что психикой (душой) обладает весь окружающий мир (деревья, камни, животные); Биопсихизм - утверждал, что душа есть только у живых существ; Нейропсихизм - утверждал, что психика есть только у живых существ обладающих нервной системой; Антропопсихизм - утверждал, что психика есть только у человека.

Развитие психики –закономерное изменение психических процессов во времени, выраж-ное в их кол-ных и кач-ных структурных преобразованиях. Развитие психики хар-ся способ-тью к накапливанию изменений, каждая ступень псих раз-я начинается с осложнения деятельности, новая форма псих отражения дает возм-ть в дальнейшем усложнять эту деят-ть.

Факторы влияния на развития филогенеза (усложнение психики):

1. Внешние факторы – переход  из жизни в гомогенной среде  к наземному образу жизни;

2.Внутренние факторы - усложнения  анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение.

 

9.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬ 

Личность-это социально-психологическая сущность человека,формирующеяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения,обществено –исторического опыта человечества.

Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе,воспитания,обучения , общения взаимодействия.

Социология рассматривает личность как представителя определенной соцгруппы,но психология учитывает что личность является не только объектом общественных отношений,не только испытывает соцвоздействий,но и приломляет ,приобразует их , поскольку постепенно  личность начинает выступать как совокупность внешних условий через которые приломляются внешние воздействия общества.Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально-обусловленных качеств,

которые сформировалисьподвлиянием предшествующих социальных воздействий.Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений ,но и активный субъект деятельности общения,сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа-это совокупность людей имеющих какие-то общие характеристики и свойства.

Виды групп:

1)По  характеру организации и  регуляции деятельности:

А)официальные-создается открыто,на правовой основе,а ее структура и функционорование регламентированы какими то документами

Б)неофициальная-возникает стихийно,самостоятельно,а ее функционирование основано на психической регуляции

В)неорганизованные(случайные)-это группы в которых объединение людей в них случайные,временные и определяется сходством разового,проходящего характера.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"