Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
1.ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК.
Психология-это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.
На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования.К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства.
Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.
Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками.
2.РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.Психология объясняет поведение в той или иной ситуации человека или животного. Каждое существо индивидуально, поэтому предусмотреть все нюансы невозможно. То есть, даже без начальных психологических знаний обходиться в современном обществе тяжело, потому что мы находимся в контакте с обществом, у которых может меняться поведение.
Роль психологии в веке новейших технологий и прогресса очень важна. Современные психологи и их тренинги всеми силами способствуют менее болезненному периодическому "обновлению" психики человека. Психологические аспекты, анализы, тренинги, способы, рекомендации помогают современному обществу двигаться вперед.
10.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД,ИДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Личность-вопрос №9
Индивид-это биологический организм,
носитель общих генотипических,
Индивидуальность-это особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.
3.РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Людей всегда интересовал внешний мир, но чтобы достигать своих целей в нем, человеку было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека .
1 этап: Всеобщее одушевление
природы. С первобытных времен
люди пытались объяснить все
непонятные явления в жизни
человека наличием особой
2 этап: Психология как наука о душе.
Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа - частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости.
3 этап – Психология как наука о божественной и бессмертной душе
Этот этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Это период застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа - бессмертной.
4 этап: Психология как наука о сознании Основой метод – интроспекция (самонаблюдение).
5 этап: Психология как наука
о поведении.Этот этап
6 этап: Психология как наука о бессознательном.
Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном - том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.
7 этап: Изучение механизмов
Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работу мозга
4.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
1)Наблюдение-это древнейший метод
познания ,используемый как в
психологии,так и в других
2)Самонаблюдение-
3)Эксперемент заключается в
целенаправленном моделировании ситуации
для того чтобы вызвать некую реакцию
испытуемого, в которой проявляются психические
особенности и свойства человека.Виды:лабараторный,
4)Тестирование-это
5.ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Психология рекламы-занимается оценкой нужд или ожиданий потрибителей,создавая спрос на подлежащий сбыту продукт.Цель-побудить потребителя приобрести рекламируемый товар.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе,
т.е. ее развитие от зачатия .Исследует
психику во все возрастные периоды и на
всех стадиях,принимая во внеманиябиологические,
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология;2) авиационная психология; 3) космическая психология и др.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.
Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;
4) правовая психология.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.
Экономическая психология представляет собой науку психологию субъекта в хозяйственных отношениях.
6.ПСИХИКА И МОЗГ
7.СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ
Психика-это свойство живой високоорганизованной
материи, заключающеяся в способности
отражать своими состаяниями внешний
объективный мир в его связях и отношениях.Психическое
отражение не является зеркальным,механически-
Итак, главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека. Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми.
8. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
Психика возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм адаптации живых существ к окружающей среде. Существовали различные подходы, объясняющие наличие психики у различных существ или объектов окружающего мира. В частности:Панпсихизм - утверждал, что психикой (душой) обладает весь окружающий мир (деревья, камни, животные); Биопсихизм - утверждал, что душа есть только у живых существ; Нейропсихизм - утверждал, что психика есть только у живых существ обладающих нервной системой; Антропопсихизм - утверждал, что психика есть только у человека.
Развитие психики –закономерное изменение психических процессов во времени, выраж-ное в их кол-ных и кач-ных структурных преобразованиях. Развитие психики хар-ся способ-тью к накапливанию изменений, каждая ступень псих раз-я начинается с осложнения деятельности, новая форма псих отражения дает возм-ть в дальнейшем усложнять эту деят-ть.
Факторы влияния на развития филогенеза (усложнение психики):
1. Внешние факторы – переход из жизни в гомогенной среде к наземному образу жизни;
2.Внутренние факторы - усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение.
9.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬ
Личность-это социально-психологическая сущность человека,формирующеяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения,обществено –исторического опыта человечества.
Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе,воспитания,обучения , общения взаимодействия.
Социология рассматривает личность как представителя определенной соцгруппы,но психология учитывает что личность является не только объектом общественных отношений,не только испытывает соцвоздействий,но и приломляет ,приобразует их , поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внешних условий через которые приломляются внешние воздействия общества.Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально-обусловленных качеств,
которые сформировалисьподвлиянием предшествующих социальных воздействий.Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений ,но и активный субъект деятельности общения,сознания.
Группа-это совокупность людей имеющих какие-то общие характеристики и свойства.
Виды групп:
1)По характеру организации и регуляции деятельности:
А)официальные-создается открыто,на правовой основе,а ее структура и функционорование регламентированы какими то документами
Б)неофициальная-возникает стихийно,самостоятельно,а ее функционирование основано на психической регуляции
В)неорганизованные(случайные)-