2)По численности:
А)малые(цех,бригада,студ группа)
Б)большие(нации,народности,классы,профгруппы,население
страны в целом)
3)По реальности существования
как целостной общностилюдей:
А)реальные-это сообщество, в которых
люди находятся вместе,объеденены совместной
деятельностью,одинаковымиусловиями,обстоятельствами,событиями
и осознают свою принадлежность к определенной
группе
Б)условные-это аналитически выделяемые
совокупности людей,обладающие каким-то
общим признаком:возврастом,национальностью,образованием,соц
статусом
На положение отдельного человека в группе
влияет структура и состав группы,который
определяет статус и позицию человека
в обществе,задают его роль,также оказывают
влияние групповые нормы,ожидания,санкции.
Структура группыпредставляет собой официальное распределение
и подчинение руководства отношений,расспределение
прав и обязоностей между ее членами,порядок
отношений и совместных действий.На структуру
группы влияют различные индивидуально-личностные
факторы,реальные выполнения ролей и обязонностей,реальные
взаимоотношения.
Состав группы определяет ее своеобразие среди однотипных
групп.
Статус-характеризует место человека в группе.
Позиция-это система взглядов,ценностей,установок,выражающих
отношение индивида к событиям,вопросам
совместной деятельности группы и тд.Если
статус задан соответствуещей структурой
группы и носит объективный характер,то
позиция выражает внутренние отношения
человека к группе или деятельности .
Роль-это нормативно-одобренный способ поведения,ожидаемый
от человека,занимающего тот или инной
статус в группе.
10-Личность,Индивид,Индивидуальность
Индивид-биологический организм,носитель общих
генотипических свойств биологического
вида.Индивидами мы рождаемся.Личность-социально-психологическая
сущность человека формирующ.в результате
усвоением человека общественных форм
сознания и поведения,общественно-исторического
опыта человечества.Личностью мы становимся
под влиянием жизнью в обществе,воспитания,обучения,общения,взаимодействия.Индивидуальность-своеобразие
и неповторимость личности.Индивидуальность
проявляется в чертах характера,интересах,способностях,свойствах
интеллекта человека.
11-Понятие
общения.Виды общения.
Общение-специфическая форма взаимодействия
человека с другими людьми.В общении реализуется
социальные отношения людей.
Виды общения: 1)Примитивное общение-когда оценивают
другого человека как нужный или мешающий
объект:если нужен,активно вступают в
контакт,если мешает-оттолкнут или последуют
агрессивные,грубые реплики.Если получили
от собеседника желаемое,то теряют дальнейший
интерес к нему и не скрывают этого.2)Формально-ролевое-когда
регламентированы и содержание,и средства
общения и вместо знания личности собеседника
обходятся знанием по социальной роли.3)Деловое-когда
учитывают особенности личности,характера,возраста,настроения
собеседника,но интересы и дела более
значимы,чем возможные личностные расхождения.3)Межличностные-когда
можно затронуть любую тему и не обязательно
прибегать к помощи слов,друг поймет вас
и по выражениям лица,движениям,интонации.Такое
общение возможно тогда,когда каждый учасник
имеет образ собеседника,знает его личность,может
предвидеть его реакции,интересы,убеждения,отношение.4)Манипулятивное-направлено
на извлечение выгоды от собеседника,используя
разные приемы(месть,запугивание,»пускание
пыли в глаза»,обман,демонстрация доброты)
в зависимости от особенностей личности
собеседника.
12-Компоненты
общения
Выделяют 3
компонента в структуре общения:1)Перцептивный-выражается в процессе
восприятия друг друга партнерами по общению,изучения
ими друг друга и их взаимной оценки,это
связано с восприятием внешнего облика,поступков,действий
человека и их объяснения.Взаимная соц.перцепция
при общении очень субъективно,что может
проявляться в неправильном понимании
целей партнера,по общению,его отношений,установок
на взаимодействие.2)Коммуникативный-обмен
информации между общающимися людьми.В
ходе совместной деятельности люди обмениваются
между собой различными мнениями,интересами,чувствами
и так далее.3)Интерактивный-заключается
во взаимодействии между общающимися
индивидами,то есть в обмене не только,знаниями,идеями
но и влияниями,взаимными буждениями действий,взаимодействие
может выступать в виде кооперации или
конкуренции,согласия или конфликта,приспособления
или оппозиции,ассоциации иди диссоциации.
13-Вербальное
и невербальное общение
Вербальное
общение,осуществляется с помощью слов.К вербальным
средствам общения относится человеческая
речь.В завизимости от намерений коммуникантов(что-то
сообщить,узнать,выразить оценку,отношение,побудить
к чему-либо,договориться) возникают разнообразные
речевые тексты.В любом тексте(письменном
или устном)реализуется система языка.Язык-система
знаков и способов их соеденения,которая
служит орудием выражения мыслей,чувств
и волеизъявлений людей и является важнейшим
средством человеческого общения.Язык
используется в самых разных функциях:-Коммуникативная.Язык
выступает в роли основного средства общения.-Познавательная-язык
как выражение деятельности сознания.Основную
часть информации мы получаем через язык.-Аккумулятивная,язык
как средство накопления и хранения знаний.Приобретенные
опыт и знания человек старается удержать,чтобы
использовать их в будущем.-Конструктивная,язык
как средство формирование мыслей.При
помощи языка мысль «материализуется»,приобретает
звуковую форму.-Эмоциональная,язык как
одно из средств выражения чувств и эмоций.-Контактоустанавливающая,язык
как средство установления контакта между
людьми.-Этническая,язык как средство
объединения народа.
К невербальным
средствам общения относятся: Кинестика-рассматривает внешнее проявление
человеческих чувств и эмоций в процессе
общения.К ней относятся:-жестика;-мимика;-пантомимика.Жестика.Жесты-разнообразные
движения руками и головой.Мимика-движения
мышц лица,главный показатель чувств.Пантомимика-стиль
передвижения человека.По походке человека
можно судить о самочувствии человека,его
характере,возрасте.
14-Тактика
и стратегия общения
В зависимости от целей межличностного
общения выделены стратегии общения:1)Императивное
общение-авторитарная,директивная форма
взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля
над его поведением,установками и мыслями,принуждения
его к определенным действиям или решениям.Партнер
рассматривается как объект воздействия
,выступает пассивной стороной.2)Манипулятивное
общение-форма межличностного общения,когда
имеется скрытое воздействие на партнера
по общению с целью достижения своих намерений,стремление
добиться контроля над его поведением
и мыслями.Как и императив ,манипуляция
предпологает объектное восприятие не
как целостной уникальной личности,а как
носителя определенных,»нужных» манипулятору
свойств и качеств.3)Диалогическое общение-равноправное
субъект-субъектное взаимодействие с
целью взаимного познания партнеров
по общению и самопознания.В реальности
при диалогическом взаимодействии субъекты
занимают равные психологические позиции
независимо от социальных статусов,признают
равенство активных коммуникативных ролей
друг друга.
Тактика общения-реализация в конкретной ситуации коммуникативной
стратегии на основе владения техникой
общения(совокупности конкретных коммуникативных
умений:говорить и слушать)и знаний правил
общения.Главный критерий тактического
взаимодействия-показатель»отношение-обращение»,отражающий
степень готовности получать в общении
не только положительные эмоции,но и критические
замечания,не навязывать собственную
точку зрения или слепо доказывать свою
правоту.
15-Понятие
конфликта
Конфликт-противоречие между людьми,которое характеризуется
противоборством в различных формах его
проявления.В общении конфликты всегда
сопровождаются эмоционально-насыщенным
столкновением мнений,интересов,взглядов
направленных на разрешение возникшего
острого противоречия.
16-Виды конфликтов
1)Внутреличностные-конфликты,разворачивающиеся
внутри человека.Такие конфликты
возникают в результате столкновения противоречивых убеждений,целей,мотивов,в
сознании одного человека,при этом возникает
состояние растерянности,неуверенности,в
отдельных случаях могут возникать депрессивные
состояния.2)Межличностные-возникают между
2 и более людьми,такие конфликты возникают
из-за несходства характеров,противоречий
в системе ценностей,потребностей,целей.3)Личностногрупповые-конфликты
которые возникают между отдельными людьми,такие
конфликты возникают при несоответствии
поведения человека,его целей,убеждений,нормам
принятых в данной гркппе.4)Межгрупповые-конфликты
между группами,партиями,этническими
группами.
17-Стили
поведения при конфликте
Выделяют 5 основных стилей:
1)Конкуренции или соперничества-наиболее
типичный стиль при конфликте,этот
стиль заключается в стремлении
к одностороннему выиграшу,победе,удовлетворению
собственных интересов,возникает желание
надавить на партнера,навязать свои интересы,игнорируя
интересы друой стороны.2)Сотрудничество-наиболее
трудный из всех стилей,но вместе с тем
он наиболее эффективен при разрешении
конфликтных ситуаций.Преимущество этого
стиля состоит в том,что вы находите наиболее
приемлимое для обоих сторон решения и
делаете из оппонентов партнеров.Стиль
сотрудничества означает поиск путей
для вовлечения всех участников в процесс
разрешения конфликтов и стремление к
удовлетворению нужд всех.3)Компромисс-этот
стиль лучше использовать тогда,когда
у вас нет времени или желания углубляться
в суть конфликта,а ситуация позволяет
выработать бытрое и взаимовыгодное решение.4)Приспособление-этот
стиль подразумевает,что вы, стараетесь
найти общий язык с оппонентом,подстроившись
под него.Здесь вы уже не уходите из ситуации
оставляя»соперника» одного на «поле
боя»,а продолжаете действовать с ним,но
только по его правилам.5)Уклонение(избегание)-здесь
вы уже находитесь в положении «угнетенной»стороны,когда
не пытаетесь отстоять свою позицию,а
просто»умываете руки»,уходя от решения,а
кто-то другой принимает его за вас.
18-Причины
конфликтов
Наиболее общими причинами социальных
конфликтов являются:-разное или абсолютно
противоположное восприятие людьми целей,ценностей,интересов
и поведения.-неравное положение людей
в императивно-координированных ассоциациях(одни-управляют,другие-подчиняются),-разлад
между ожиданиями и поступками людей,-недоразумения,логические
ошибки и вообще семантические трудности
в процессе коммуникации,-недостаток и
некачественность информации,-несовершенство
человеческой психики,несоответствие
между реальностью и представлениями
о ней.Прослеживается некоторая закономерность
в причинах возникновения конфликтов:чем
общество беднее и дефицитнее предметы
потребления,тем чаще в нем возникают
конфликты.
19-Стадии
протекания конфликта
В процессе вызревания конфликта можно
выделить 4 стадии:
1)Скрытая стадия-обусловлена неравным
положением групп индивидов в сферах»иметь»
и «мочь».Она охватывает все аспекты жизненных
условий:социальный,политический,экономический,моральный,интеллектуальный.Главная
ее причина-стремление людей к улучшению
своего статуса и превосходству.
2)Стадия напряженности- степень которой
зависит от позиции противоборствующей
стороны,имеющей большую мощь,превосходство.
3)Стадия антагонизма-проявляется
как следствие высокой напряженности.
4)Стадия несовместимости-является
следствием высокой напряженности.Это
собственно и есть конфликт.
20-Структура
конфликта
Каждый конфликт имеет более или менее
выраженную структуру.В любом конфликте
присутствует объект конфликтной ситуации,связанный
либо с технологическими и организационными
трудностями,особенностями оплаты труда,либо
со спецификой деловых и личных отношений
конфликтующих сторон.Вторым элементом
конфликта выступают цели,субъективные
мотивы его участников,обусловленные
их взглядами и убеждениями,материальными
и духовными интересами.Далее,конфликт
предпологает наличие оппонентов,конкретных
лиц,являющихся его участниками.И наконец,в
любом конфликте важно отличить непосредственный
повод столкновения от подлинных его причин,зачастую
скрываемых.