БИЛЕТЫ
для экзамена по дисциплине
«психология»
1. Предмет,
задачи и особенности психологии как науки.
2. Научная
и житейская психология: различия в целях,
методах, языке.
3. Основные
этапы становления научной психологии.
4. Современная
психология как сложная система развивающихся
наук. Принципы и основные отрасли психологии.
5. Методы
психологического исследования.
6. Качественное
отличие психики животных от психики и
сознания человека. Предпосылки возникновения
сознания.
7. Сознание
как высшая форма психического отражения.
Психологическая характеристика сознания.
Свойства и виды сознания.
8. Понятие
«бессознательное». Теория бессознательного
в теории З.Фрейда. Виды неосознаваемых
явлений.
9. Характеристика
самосознания. Уровни, структура, компоненты
самосознания.
10. Самооценка.
Виды и источники ее формирования.
11. Проблема
личности в психологии. Соотношение понятий
«личность», «индивид», «индивидуальность»,
«субъект».
12. Подходы
к структуре личности.
13. Биологическое
и социальное в психологической структуре
личности. Особенности формирования личности.
14. Социализация
личности. Этапы социализации. Механизмы
социализации.
15. Представление
о социальной роли, социальном статусе.
16. Понятие
«темперамент». Психологические свойства
темперамента.
17. Психологическая
характеристика основных типов темперамента.
18. Общее
понятие о характере. Структура характера.
19. Акцентуации
характера.
20. Понятие
о способностях. Структура способностей.
Врожденное и приобретенное в способностях.
21. Виды,
свойства и функции ощущений. Значение
ощущений в жизни человека.
22. Восприятие.
Виды, свойства и функции.
23. Проблема
внимания в психологии. Виды, свойства
и функции внимания.
24. Память
и ее место в системе познавательных процессов.
Виды, свойства и функции памяти.
25. Мышление.
Виды мышления. Мыслительные операции.
26. Общая
характеристика воображения. Виды, свойства
и функции воображения.
27. Эмоции
и чувства, их виды, функции и роль в жизни
человека.
28. Понятие,
признаки и проявление воли у человека.
Волевые качества личности.
29. Понятия
потребность, мотив. Иерархия потребностей
человека (теория Маслоу).
30. Деятельность
как специфически человеческая активность.
Виды деятельности. Структура деятельности.
Общее понятие
о характере. Структура характера.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее
устойчивых, существенных особенностей
личности, проявляющихся в поведении человека,
в определенном отношении: 1) к себе (степень
требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или
коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость
или доброта, безразличие или чуткость,
грубость или вежливость, лживость или
правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень
или трудолюбие, аккуратность или неряшливость,
инициативность или пассивность, усидчивость
или нетерпеливость, ответственность
или безответственность, организованность
и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность
преодолевать препятствия, душевную и
физическую боль, степень настойчивости,
самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Отдельные свойства характера зависят
друг от друга, связаны друг с другом и
образуют целостную организацию, которую
называют структурой характера. В структуре
характера выделяют две группы черт. Под чертой
характера понимают те или иные особенности
личности человека, которые систематически
проявляются в различных видах его деятельности
и по которым можно судить о его возможных
поступках в определенных условиях. К первой
группе относят черты, выражающие
направленность личности (устойчивые
потребности, установки, интересы, склонности,
идеалы, цели), систему отношений к окружающей
действительности и представляющие собой
индивидуально-своеобразные способы осуществления
этих отношений. Ко второй группе относят
интеллектуальные, волевые и эмоциональные
черты характера.
Структура характера определяется не
только взаимосвязью отдельных его черт,
но и свойствами, которые присущи характеру
в целом.
1) Степень глубины характера отражает
связь черт характера со стержневыми отношениями
личности.
2) Целеустремленность характера. Означает
его внутреннее единство, отсутствие в
характере противоречивых черт.
3) Степень устойчивости или изменчивости
характера позволяет судить о степени
его определенности. Определенная изменчивость
(пластичность) характера является необходимым
условием его развития или воспитания.
4) Сила характера – выражается в том,
с какой энергией человек преследует поставленные
цели, в упорстве, в сознательном отстаивании
взглядов и принятии решений.
Наиболее известны следующие
типологии характеров.
1) Конституционные. Они связывают особенности
характера с внешним обликом человека,
его конституцией. (Ломбразо, Сего, Крейчмер,
Шелдон).
2) Акцентуальные. Связывают особенности
характера с его акцентуацией, т.е. с чрезмерной
выраженностью отдельных черт, представляющих
крайние варианты психической нормы, пограничные
с психопатиями (Леонгард, Шмишек, Личко).
3) Социальные. Связывают особенности
характера с различным отношением человека
к жизни, к обществу, к моральным ценностям
(Голланд, Фромм, Юнг).
1. Акцентуации характера
Как считает
известный немецкий психиатр К. Леонгард,
у 20-50% людей некоторые черты характера
столь заострены (акцентуированы), что
это при определенных обстоятельствах
приводит к однотипным конфликтам и нервным
срывам. Акцентуация характера – преувеличенное
развитие отдельных свойств характера
в ущерб другим, в результате чего ухудшается
взаимодействие с окружающими людьми.
Выраженность акцентуации может быть
различной – от легкой, заметной лишь
ближайшему окружению, до крайних вариантов,
когда приходится задумываться, нет ли
болезни – психопатии. Психопатия – болезненное
уродство характера (при сохранении интеллекта
человека), в результате резко нарушаются
взаимоотношения с окружающими людьми,
психопаты могут быть даже социально опасны
для окружающих.
Но в отличие
от психопатии акцентуации характера
проявляются не постоянно, с годами могут
существенно сгладиться, приблизиться
к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации,
каждый из них предопределяет избирательную
устойчивость человека к одним жизненным
невзгодам при повышенной чувствительности
к другим, к частым однотипным конфликтам,
к определенным нервным срывам. Акцентуации
характера часто встречаются у подростков
и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации
или ее отсутствие можно с помощью специальных
психологических тестов, например тест
Шмишека.
Краткая
характеристика особенностей поведения
в зависимости от типов акцентуации:
1. гипертимический (гиперактивный)
– чрезмерно приподнятое настроение,
всегда весел, разговорчив, очень энергичен,
самостоятелен, стремится к лидерству,
рискам, авантюрам, не реагирует на замечания,
игнорирует наказания, теряет грань дозволенного,
отсутствует самокритичность;
2. дистимичный – постоянно пониженное
настроение, грусть, замкнутость, немногословность,
пессимистичность, тяготится шумным обществом,
с сослуживцами близко не сходится. В конфликты
вступает редко, чаще является в них пассивной
стороной;
3. циклоидный – общительность циклически
меняется (высокая в период повышенного
настроения и низкая в период подавленности);
4. эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная
чувствительность, ранимость, глубоко
переживает малейшие неприятности, излишне
чувствителен к замечаниям, неудачам,
поэтому у него чаще печальное настроение;
5. демонстративный – выражено стремление
быть в центре внимания и добиваться своих
целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы,
болезни, хвастовство, наряды, необычное
увлечение, ложь. Легко забывает о своих
неблаговидных поступках;
6. возбудимый – повышенная раздражительность,
несдержанность, агрессивность, угрюмость,
"занудливость", но возможны льстивость,
услужливость (как маскировка). Склонность
к хамству и нецензурной брани или молчаливости,
замедленности в беседе. Активно и часто
конфликтует;
7. застревающий – "застревает"
на своих чувствах, мыслях, не может забыть
обид, "сводит счеты", служебная и
бытовая несговорчивость, склонность
к затяжным склокам, в конфликтах чаще
бывают активной стороной;
8. педантичный – выраженная занудливость
в виде "переживания" подробностей,
на службе способен замучить посетителей
формальными требованиями, изнуряет домашних
чрезмерной аккуратностью;
9. тревожный (психастенический) – пониженный
фон настроения, опасения за себя, близких,
робость, неуверенность в себе, крайняя
нерешительность, долго переживает неудачу,
сомневается в своих действиях;
10. экзальтированный (лабильный) – очень
изменчивое настроение, эмоции ярко выражены,
повышенная отвлекаемость на внешние
события, словоохотливость, влюбчивость;
11. интровертированный (шизоидный, аутистический)
– малая общительность, замкнут, в стороне
от всех, общение по необходимости, погружен
в себя, о себе ничего не рассказывает,
свои переживания не раскрывает, хотя
свойственна повышенная ранимость. Сдержанно
холодно относится к другим людям, даже
к близким;
12. экстравертированный (конформный)
– высокая общительность, словоохотливость
до болтливости, своего мнения не имеет,
очень не самостоятелен, стремится быть
как все, неорганизован, предпочитает
подчиняться.
2. Понятие о способностях. Структура
способностей. Врожденное и приобретенное
в способностях.
Способности – это индивидуально-психологические
особенности личности, обеспечивающие
успех в деятельности, в общении и легкость
овладения ими. Способности не могут быть
сведены к знаниям, умениям и навыкам,
имеющимся у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение,
фиксацию и эффективное практическое
применение.
Способности
можно классифицировать на:
1. природные (или естественные) способности,
в основе своей биологически обусловленные,
связанные с врожденными задатками, формирующиеся
на их базе, при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей);
2. специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое происхождение
и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной
среде.
Специфические
человеческие способности в свою очередь
подразделяются на:
a. общие, которыми определяются успехи
человека в самых различных видах деятельности
и общения (умствен. ные способности, развитые
память и речь, точность и тонкость движений
рук и т.д.), и специальные, определяющие
успехи человека в отдельных видах деятельности
и общения, где необходимы особого рода
задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические,
художественно-творческие, спортивные
и т.д.);
b. теоретические, определяющие склонность
человека к абстрактно-логическому мышлению,
и практические, лежащие в основе склонности
к конкретно-практическим действиям. Сочетание
этих способностей свойственно лишь разносторонне
одаренным людям;
c. учебные, которые влияют на успешность
педагогического воздействия, усвоение
человеком знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности, и творческие, связанные
с успешностью в создании произведений
материальной и духовной культуры, новых
идей, открытий, изобретений. Высшая степень
творческих проявлений личности называется гениальностью,
а высшая степень способностей личности
в определенной деятельности (общении)- талантом;