Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:18, шпаргалка
Предмет и задачи юридической психологии.
Юридическая психология - одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).
Этот тип преступника наиболее
легко и быстро поддается индивидуально-
Поскольку преступник, относящийся
к этому типу, характеризуется
общей положительной
Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального способа исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями.
Для изучения личности преступника
в практических целях используются
в основном те же источники и методы
получения и обработки
Аудитория, перед которой приходится
выступать судебному оратору, очень
разнородна по своему составу и функциональным
ролям. В нее входят следующие группы:
1) профессиональные участники процесса
(судья, прокурор, адвокат, принимающие
участие в рассмотрении деда в силу своих
профессиональных и процессуальных обязанностей);
2) присяжные заседатели (граждане РФ, избранные
в установленном законом порядке для участия
в отправлении правосудия судами первой
инстанции по уголовным делам);
3) представители общественности (общественный
обвинитель, общественный защитник, представители
общественных организаций и трудовых
коллективов, выполняющие в судебном заседании
общественные обязанности);
4) иные участники процесса (подсудимый,
потерпевший, гражданский истец, гражданский
ответчик, свидетели, эксперты, специалисты,
защищающие свои интересы или оказывающие
помощь в рассмотрении дела, исполняющие
возложенные на них законом процессуальные
обязанности);
5) родственники, близкие, друзья подсудимого
и потерпевшего, заинтересованные в исходе
дела;
6) публика (лица, пришедшие в суд по различным
мотивам. Это может быть профессиональный
интерес, озабоченность социальными проблемами,
праздное любопытство и т. д.).
Каждая группа выполняет свои процессуальные
обязанности или играет определенные
функциональные роли.
Присутствие разных адресатов в зале суда
значительно осложняет деятельность оратора,
обязывает его тщательно продумывать
свое выступление, отбирать соответствующие
языковые средства, использовать специальные
приемы воздействия на слушателей. Его
речь должна быть, с одной стороны, достаточно
профессиональной, отражать юридические
тонкости дела, а с другой стороны, быть
понятной даже самому неискушенному слушателю.
Следует учитывать, что находящиеся в
зале суда представляют собой два противоположных
лагеря – обвинения и защиты. Как образно писал крупный
специалист по уголовному праву Л. Е. Владимиров,
«суд не ученый Олимп, а площадь, на которой
борются две партии: одна хочет подсудимого
заковать в кандалы, а другая желает его
отбить и спасти». Каждая сторона стремится
оказать влияние на судей, присяжных заседателей
и на противную сторону, чтобы добиться
желаемого результата. Поэтому зал суда
нередко называют полем битвы за умы.
Все участники судебных прений в той или
иной степени испытывают также давление
общественного мнения, руководствуются
социально-политическими и нравственными
установками общества.
Психология юридического труда
исследует психологические закономерности
правоприменительной деятельности и изучает
психологические основы: профессиограмм
юридических профессий; индивидуального
стиля и мастерства; воспитания профессиональных
навыков и умений; подбора и расстановки
кадров; стиля и руководства правоохранительной
деятельностью; профессиональной ориентации,
профессионального отбора, профессионального
воспитания и формирования личности работников
правоохранительных органов; профессиональной
деформации и ее предупреждения; организации
рабочего места, рабочего времени и др.
Сложная интеллектуальная трудовая деятельность,
отличающаяся целым рядом специфических
особенностей и предъявляющая к личности
деятеля комплекс разнообразных требований,
исследована в настоящее время недостаточно,
и это сказывается на решении практических
вопросов в области повышения эффективности
и качества труда в ряде областей ; (например,
в юриспруденции).
Весьма актуальной является разработка
психологических проблем повышения эффективности
деятельности правоохранительных органов.
Как известно, процесс труда включает
в себя три аспекта: во-первых, целесообразную
человеческую деятельность; во-вторых,
предмет труда и, в-третьих, орудия производства,
которыми человек воздействует на этот
предмет.
При рассмотрении понятия «эффективность
труда» нужно обратить внимание на следующие
аспекты:
- эффективность любого трудового процесса,
и в особенности многоцелевого, интеллектуально-практического
труда со сложной структурой, каким является
труд следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта
и др., может быть исследована лишь с помощью
комплексного, системного анализа;
- для повышения эффективности труда основное
значение имеет выявление возможностей
его интенсификации, которые, как правило,
познаются через психологические закономерности
различных аспектов профессиональной
деятельности;
- при системном подходе к исследованию
эффективности анализируются различные
уровни (стороны) деятельности, а также
личностные структуры, которые обеспечивают
успешность (эффективность) деятельности
на данном уровне;
- психологическому анализу подлежат также
внешние условия трудового про цесса и
их роль в повышении эффективности труда.
В настоящее время нередки случаи, когда
окончившие юридический вуз лица по успехам
своей профессиональной деятельности
располагаются в ином ранговом порядке,
чем это было во время учебы.
Успехи в юридической деятельности, особенно
связанные с общением, руководством людьми
в особых ситуациях, определяются не только
академической оценкой полученных знаний
и способностями к обучению, но и целым
рядом других личностных качеств, которые
в учебном процессе, как правило, не реализуются
и не проверяются.
Основная задача психологии юридического
труда — выявление рациональных соотношений
между личностью и требованиями, которые
ей предъявляются профессией. В познании
этих закономерностей психология труда
опирается на методы, теоретические положения
и экспериментальные данные различных
наук: общей и дифференциальной психологии,
психологии труда, юридической социологии,
уголовного права, процесса, криминалистики
и других.
Системный подход к данному исследованию
позволил определить взаимосвязь между
различными качествами в структуре личности
и выделить среди них наиболее значительные
для следственной работы:
- определить взаимосвязь между профессиональными
качествами, знаниями, навыками, умениями
в деятельности;
- сформулировать основные закономерности
связей между личностными качествами
в каждой из сторон профессиональной деятельности;
- определить конечное число сторон профессиональной
деятельности, а также качеств, знаний,
навыков и умений, реализующихся в этой
деятельности. Т.е. построить структуру
профессиограммы следователя, прокурора,
судьи, адвоката и др. Определить, наконец,
связь между системой «личность правоведа»
и системой правосудия.
Системный подход позволяет сосредоточить
внимание на исследовании процесса деятельности
и дать достаточно точное описание этого
процесса с учетом всех участвующих в
нем элементов.
Среди юридических профессий есть такие,
овладение которыми требует не только
задатков, призвания и образования, но
и большого жизненного опыта, целого ряда
профессиональных навыков и умений. Таковы,
в первую очередь, профессии судьи, прокурора,
а также следователя, арбитра и некоторых
других. Сложный и ответственный труд
этих людей предъявляет к личности работника
повышенные требования. Большинство этих
профессий в настоящее время считается
престижными, об этом свидетельствуют
конкурсы в юридические вузы и другие
специальные учебные заведения, готовящие
кадры для правоохранительных органов.
Однако многие молодые люди выбирают для
себя эти профессии, не имея ясного представления
обо всей сложности предстоящей деятельности
и, главное, не представляя, какие требования
будут к ним предъявлены.
Знакомство с юридическими профессиями
мы начнем с самой общей характеристики
юридической деятельности. Эта деятельность
в первую очередь связана с нормами права,
и отдельные ее виды в самом названии содержат
это основное понятие: правоприменительная
деятельность, правоохранительная деятельность,
правозащитная деятельность и т. д.
Слово «юридический» является синонимом
слову «правовой». На этих словах базируется
почти вся юридическая терминология.
В целом юридическая деятельность представляет
собой требующий большого напряжения,
терпения, добросовестности, знаний и
высокой ответственности труд, основанный
на строжайшем соблюдении норм закона.
Во-первых, юридические профессии характеризуются
чрезвычайным разнообразием решаемых
задач. Программа решения этих задач может
быть выражена в самой общей форме, которая,
как правило, сформулирована в правовой
норме. Каждое новое дело для следователя,
прокурора, судьи, адвоката представляет
собой новую задачу. Чем меньше шаблонов
используется в подходе к делу, тем выше
вероятность того, что поиски истины увенчаются
успехом.
Во-вторых, вся юридическая деятельность,
при всей ее сложности и разнообразии,
регулируется правом, и это накладывает
отпечаток на личность каждого юриста.
Уже при планировании своей деятельности
любой работник мысленно сопоставляет
свои будущие действия с нормами законодательства,
которые регламентируют эти действия.
Практически для всех юридических профессий
одной из главных сторон деятельности
является коммуникативная деятельность,
заключающаяся в общении в условиях правового
регулирования. Это правовое (процессуальное)
регулирование накладывает отпечаток
на всех участников общения, наделяя их
особыми правами и обязанностями и придавая
общению специфический оттенок, выделяющий
юридические профессии в отдельную группу.
Для большинства юридических профессий
характерна высокая эмоциональная напряженность.
Причем чаще это связано с отрицательными
эмоциями, с необходимостью их подавлять,
а эмоциональную разрядку откладывать
на сравнительно большой период времени.
Труд многих юристов (прокурора, следователя,
судьи, оперативного работника и др.) связан
с осуществлением особых властных полномочий,
с правом и обязанностью применить власть
от имени закона. Поэтому у большинства
лиц, занимающих перечисленные должности,
развивается профессиональное чувство
повышенной ответственности за последствия
своих действий.
Для большинства юридических профессий
характерной чертой является организационная
деятельность, которая, как правило, имеет
два аспекта:
организация собственной работы в течение
рабочего дня, недели, организация работы
по делу в условиях ненормированного рабочего
дня;
организация совместной работы с другими
должностными лицами, правоохранительными
органами, другими сторонами в уголовном
процессе.
Для многих юридических профессий характерна
необходимость преодолевать сопротивление
отдельных лиц, а в некоторых случаях и
микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный
работник, судья в поисках истины по делу
нередко наталкиваются на пассивное или
активное сопротивление со стороны заинтересованных
в определенном исходе дела лиц.
По существу, для всех юридических профессий
характерен творческий аспект труда, который
вытекает из перечисленных характеристик.
Многие специальные
Высокая эмоциональная насыщенность мыслей,
идей насильственных преступников граничит
с патологией эмоциональной сферы и в
целом свидетельствует об их социальной
отчужденности. С этим связана определенная
неуправляемость их поведения не только
для окружающих, но и для самих преступников. Вместе с тем они склонны
предъявлять довольно высокие требования
к окружающим, обидчивы и эгоистичны, грубы
и развязны в поведении, склонны к сильным
перепадам настроения «...от страстного
ликования до смертельной тоски» (К. Леонгард).
Весьма примечательной чертой личности
некоторых из насильственных преступников является
склонность к очень глубоким и сильным
переживаниям, по содержанию сходным с
состояниями экстаза. В этом смысле очень
символично высказывание одного из преступников-убийц: «Я живу только
в минуту смертельной опасности». Психологическое
содержание этого состояния очень сложно,
но в нем захватываются самые глубокие
слои личности; в момент совершения насильственных действий возникает
чувство духовного освобождения, представляющее
исключительную ценность для данного
лица. Не исключено, что одним из самых
сильных мотивов насильственного преступного поведения
(в частности, убийства) и является потребность
в переживании этого состояния. Но в основе
его лежит неосознаваемое стремление
к выходу из состояния зависимости, в конкретной
ситуации представленное определенным
лицом, в отношении которого и совершается
агрессия.
Другая категория насильственных преступников решает
проблему выхода из-под зависимости путем
активного навязывания своей личности
другим, вполне конкретным людям. Они движимы
потребностью доказать ценность своего
«я» и добиться ее признания. Это навязывание
нередко носит ярко демонстративный характер,
используются все способы втянуть другого
человека в сферу своего влияния, по существу
подчинить его себе и использовать в качестве
донора для любых форм «подпитки» — материальной,
финансовой, энергетической, идейной и
т.п. Зависимость от таких людей оказывается,
как правило, непереносимой для других,
поэтому рано или поздно они неизбежно
стремятся разорвать ее. Здесь и возникает
ситуация насилия со стороны описываемой
категории преступников с целью предотвращения
этого разрыва отношений; так как при этом
утрачивается «донор», без которого существование
невозможно.
Третья категория насильственны
представления вызывают у них чувства
эмоционального дискомфорта, более значительные
— внутреннего негодования и действия
по насильственной корректировке ситуации
в соответствии с их представлениями.
Здесь человек находится в плену собственных
идеальных представлений и не воспринимает
многообразия жизни; он насильственно подгоняет ее под свои
представления. Нередко эти люди выступают
ярыми поборниками справедливости,
борцами за справедливость, основным же
способом ее установления является насилие,
принуждение.
Одной из форм проявления гипертрофированного
представления о должном является чувство
ревности. В нем сконцентрирована позиция
собственника, присвоившего себе «право»
исключительного пользования благосклонностью
другого человека, и всякие знаки внимания,
оказываемые другим и со стороны других,
воспринимаются как унижение собственного
достоинства и покушение на указанное
«право». Мотивированное ревностью насилие
— это зашита идеализированного представления
о себе и лишение другого человека права
иметь такое представление о себе и вести
себя в соответствии с ним.
Среди насильственных преступников существуют
люди, движимые потребностью утвердиться
в собственном мнении о себе как о лице,
способном на решение, поступок, необычное
рискованное, опасное действие. Их наиболее
характерной личностной особенностью являются постоянная
неуверенность в себе, колебания, неспособность
к принятию решений. Они испытывают более-менее
осознаваемое изматывающее чувство неполноценности,
своей никчемности и находятся поэтому
в постоянной готовности избавиться, преодолеть
его. Эта готовность толкает их в ситуации
риска, опасных обстоятельств с плохо
предсказуемыми последствиями. Некоторые преступники прямо определяют мотив
совершенного ими тяжкого преступления
как «совершение сильного поступка». Чего
достигают они своими насильственными действиями? Чувства
уверенности в собственном существовании,
в определенности существования и праве
на существование, не как «тварь дрожащая,
а как право имеющее» существо (Ф.М. Достоевский).
Есть категория насильственных преступников, для
которых характерна пассивная психологическая позиция, выраженная
в пониженном, слегка угнетенном настроении,
притуплении интересов, стремлений, желаний.
Часто они говорят о собственной неполноценности,
утрате жизненной перспективы и профессиональной
состоятельности. Нередко выражают и суицидальные
мысли. Их скрытые агрессивные тенденции
нелегко проявляются во внешнем поведении.
Более характерна для них склонность к
алкоголизации, фиксированность на состоянии
своего здоровья, чаще всего не дающая
достаточных оснований для опасений. Склонность
к алкоголю, соматические фиксации и насильственные действия имеют здесь
общий источник, но разное направление.
Свои преступления эти люди совершают,
оказываясь в специфической жизненной
ситуации. Принципиально она сводится
к явной эксплуатации этих людей домашним
или ближайшим окружением. Семья обычно
недовольна своим «кормильцем»; ему дают
понять, что его только терпят и в основном
из-за денег, которые он дает семье. Но
денег, как известно, всегда не хватает,
все упреки в этой связи падают на него,
присовокупляя сюда и пагубную страсть
к спиртному, а иногда и упреки в мужской
несостоятельности. В такой семье нередки
скандалы, драки, когда дети избивают собственного
отца, гонят его из дома и пр. В один «прекрасный»
момент он и совершает убийство. Обычно
это преступления, совершаемые на так
называемой «бытовой» почве. Перед судом
предстает опустившийся, несчастный человек,
глубоко переживающий свою вину и безразличный
к ожидающему его наказанию, каким бы суровым
оно ни было. По существу же он только защищал
свое право на существование.
Из сказанного о психологических особенностях криминального насилия может быть сделан общий вывод: в его основе лежат условия, резко затрудняющие удовлетворение потребностей, которые человек считает для себя жизненно важными и от которых поэтому находится в состоянии жесткой зависимости. К сожалению, большинство из этих условий складываются по плохо осознаваемым для конкретного лица законам и поэтому неуправляемы для него. Лучший путь для преодоления тенденций к насильственному поведению как для отдельного человека, так и для больших социальных групп и общностей — это сознательное овладение условиями своей жизни и на этой основе достижение независимости от любых из них. Однако в настоящее время эта задача реально неразрешима, что и обусловливает необходимость уголовно-правового контроля насильственных форм поведения, хотя он является, конечно, не самым эффективным средством борьбы с криминальным насилием.
Практикой выработана такая процедура совещания судей, которая гарантирует формирование истинного и обоснованного коллективного решения суда.
Во всех случаях совещание судей начинается с выявления председательствующим мнений заседателей. Выслушав их, председатель суда высказывает собственное убеждение по разрешаемому вопросу. Если окажется, что личные мнения, убеждения каждого из судей по своему содержанию совпадают, то коллективное мнение, убеждение суда формируется в процессе их выявления. В таких случаях совещание протекает в установленном уголовно-процессуальным законом порядке и состоит из двух частей: вначале ставятся вопросы и выслушиваются ответы заседателей, то есть формируется коллективное убеждение, а затем принимается решение на основе этого убеждения.
Иной характер
приобретает совещание судей, когда
мнения судей разделяются. В таких
случаях установленный