Шпаргалка по "Нейропсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Нейропсихологии"

Файлы: 1 файл

0199524_81F71_shpory_po_neiropsihologii.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)
  1. Проблема расщепленного мозга.

Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром  аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сметит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой.

Эти модели можно рассматривать  на следующих клинических моделях  ― 

  1. Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга, следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий ― какое ведущее в данной деятельности.
  2. Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль.
  3. Электрошоковая терапия ― специальное лечение эпилептических припадков ― электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа, следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.
  4. Нарушение пространственного гнозиса.

Значительную роль в пространственной ориентировке играет зона ТРО (см.), ответственная за симультанный анализ и синтез поступающей информации разных модальностей. Соответственно, ее поражение вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений:

  • оптико-пространственные агнозии,
  • апрактоагнозии,
  • нарушения сложных символических пространственных функций.

Больной с поражением ТПО неловко  ориентируется в пространстве (особенно право-лево), нарушается движение, речь, восприятие; он не понимает схемы, принципы действия приборов, логико-грамматические конструкций фраз и т.д.

По данным Кок, нарушения зрительно-пространственных функций могут возникать при  поражении как ЛП, так и ПП:

Пространственное мышление при поражении ЛП: нарушение категориального анализа (ЛП – концептуальные пространственные представления – решает задачи, требующие координатных представлений о пространстве) .

Пространственное мышление при поражении ПП: нарушение непосредственных симультанных синтезов пространственных отношений (ПП – перцептивные перцептивные представления – решает задачи, требующие сохранности топологических пространственных отношений).

В ориентировке в пространстве участвуют  различные анализаторные системы, в том числе зрительная, звуковая. Важнейшей системой среди них является зрительная.

Зрительная. Нарушения пространственного гнозиса возникают при поражениях вторичных полей коры. К таким нарушениям относится оптико-пространственная агнозия (затылочно-теменные отделы; трудность ориентации в пространственных признаках предмета или окружающей среды, лево-право, низ-верх, больше-меньше, дальше-ближе), односторонняя пространственная агнозия (затылочные области и лобные доли ЛП; игнорируется все, что слева, нарушение зрительной афферентации пространственно организованных движений).

Слуховая. С ее помощью определяются:

  • направление звука (верх-низ, право-лево, спереди-сзади);
  • угол отклонения звука от средней линии;
  • степень удаленности источника звука.

Не забудь сказать про слепых людей, которые ориентируются в пространстве в основном с помощью слуха!

(Тактильная). Ощупывание предмета позволяет опознать его по таким параметрам, как объем, вес, тип поверхности. Это ведь тоже важно для ориентировки в пространстве? Тогда, в принципе, можно сказать про астереогнозы (хотя напрямую с пространственным гнозисом это не связано).

 

  1. Роль подкорковых структур мозговой организации ВПФ.

Корковые и подкорковые структуры  играют важную и специфическую роль в психической деятельности при  ведущем участии коры больших  полушарий. В целом все ВПФ имеют горизонтальную (корковую) и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию.

 

  1. Нарушение экспрессивной речи. (см.2)

 

  1. Значение нейропсихологии для клинической практики.

… безусловно велико! Сложно представить  современную клиническую практику без достижений нейропсихологии, поскольку для лечения заболевания необходимо знание глубинных процессов, происходящих в различных образованиях мозга! Более того, существует направление нейропсихологической науки – клиническая нейропсихология, которая изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга, и сопоставляет их с общей клинической картиной заболевания! Было установлено, что поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний данного дефекта на всю ФС или на несколько ФС L.

Луриевские методы диагностики*. А.Р.Лурия  разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:

  • познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)
  • произвольных движений и действий (элементарных и сложных)
  • личностных характеристик, проявляющихся в поведении.

Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и à более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Они основаны на Лурийско-Выготской теории системной динамической локализации ВПФ.

Их применение в клинике. Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна) и т.д..

  1. Форма нарушения тактильного гнозиса.

Уровни тактильного  анализатора:

1. рецепторы

  • нарушения протопатической диффузной и эпикритической чувствительности
  • локализация

2. проводниковый уровень(волокна А,В,С)

  • нарушения потеря чувствительности на стороне поражения
  • локализация спинной мозг ниже поясницы
  • нарушения потеря чувствительности на противоположной стороне
  • локализация более высокие отделы спинного мозга
  1. таламус
  • синдром Дежерина (синдром раздражения таламической области):
  • потеря чувствительности на противоположной стороне тела
  • повышение порогов болевой и t° чувствительности (болевое ощущение кажется максимальным – «все или ничего»)
  • сильная аффективная реакция (неприятно!)
  • длительность болевых ощущений
  • локализация таламус.

4.теменная кора (3 первичное поле)

  • нарушения анестизии (выпадение всех видов чувствительности на противоположной стороне) онемение руки, частичные нарушения по всему телу
  • локализация постцентральная область; в каждом участке этой зоны соматотопически представлены разные участки тела

5. теменная кора (вторичные гностические зоны)

  • нарушения астереогноз (см.ниже!)
  • локализация нижняя теменная область
  • нарушения соматоагнозия (см.ниже!)
  • локализация верхняя теменная область

Нарушения при поражениях 1,2,5 вторичных (НТК) и 39,40 третичных полей (ВТК)

  1. тактильная предметная агнозия
  • симптомы: невозможность тактильно определить форму, величину, вес объекта, сравнить два объекта, определить его назначение – невозможность интегрировать отдельные тактильные ощущения в целостный образ
  • локализация: Нижняя Теменная Кора
  1. тактильная алексия(чаще – ЛП)
  • симптомы: на пальцах пишутся цифры или буквы, но больной не может их назвать
  • локализация: Нижняя Теменная Кора
  1. пальцевая агнозия
  • симптомы: нарушение узнавание пальцев при закрытых глазах
  • локализация: левое полушарие - контрлатеральная рука
  1. тактильная агнозия текстуры (не Микадзе)
  • симптомы: трудности опознания материала (шероховатости, мягкости, твердости…)
  • локализация:
  1. нарушение: тактильная амнестическая агнозия (не Микадзе)
  • симптомы: невозможность назвать объект, ощупываемый с закрытыми глазами, хотя правильно описывается объект и его назначение
  • локализация:

6.  Соматоагнозия (нарушение схемы тела):

  • анозоагнозия игнорирование определенного дефекта (потери зрения, слуха, нарушения речи, движений и т.д.) локализация - Верхняя Теменная Кора, особенно правая
  • аутотопагнозия трудности в оценке положения частей тела, неузнавание отдельных частей тела
  • геитсоматоагнозия – игнорирование половины (чаще левой) тела
  • саматопарагнозия – иллюзия изменения размеров, удвоения или отделения отдельных частей тела, «чужая рука» локализация ― правое полушарие
  1. Постцентральная область, ее строение и функции.
  1. Нарушение памяти.

Память – сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. Определение Микадзе – как «отче наш»:

Память – совокупность процессов, связанных с организацией и сохранением прошлого опыта, делающих возможным его повторное использование.

Звенья памяти:

  1. восприятие (сенсорный отпечаток)
  2. фиксация
  3. хранение
  4. забывание
  5. извлечение
  6. воспроизведение
  7. узнавание

Основные способы деления памяти:

  • по семантической организации: автобиографическая (непроизвольная, события жизни) и семантическая (память-знания, заучивание)
  • по модальностям: слуховая (речевая и звуковая), зрительная, тактильная, двигательная и т.д..
  • по типу мнестической деятельности: произвольная и непроизвольная (опосредованная)
  • по временным характеристикам: отсроченная и непосредственная

Добрались до главного.

Выделяют четыре формы нарушений  памяти:

  • собссно амнезия – значительное снижение или отсутствие памяти
  • гипоамнезия – ослабление памяти (при атеросклерозе, задержке психического развития, старении)
  • гиперамнезия – усиление памяти (последствие травм и болезней, иногда врожденное)
  • парамнезия – обманы памяти («ложное узнавание»), контаминация – смешение следов памяти.

Мозговая организация мнестических процессов, по Лурии, подчиняется тем  же законам, что и другие формы  познавательной психической деятельности. Различные формы и звенья мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы.

Нарушения памяти делят на:

  • модально-специфические
  • модально-неспецифические
  • псевдоамнезии (нарушения памяти как мнестической деятельности)

Модально-неспецифические. Невозможность запечатления/забывание текущих событий независимо от их модальности и сферы, к которой они относятся; нарушение кратковременной памяти, при этом долговременная память сохранена. Соответствующие этим нарушением функции локализованы в 1 функциональном блоке мозга (срединные неспецифические структуры мозга). На разных уровнях морфологической организации этого блока – разные нарушения памяти:

каудальный (продолговатый мозг) – нарушения памяти протекают в синдроме нарушения сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование»

диэнцефальный (средний мозг) – больше страдает кратковременная память (причина – не в процессе запечатления следов, а в усилении механизма интерференции следов побочными воздействиями, посторонние стимулы и деятельность стирают все предшествующие следы) (проба – одна за другой предлагаются для запоминания две группы слов, просят повторить первую – и не фига); повышенная реминесценция следов (запомненное легче воспроизводится через несколько часов или даже дней)

Информация о работе Шпаргалка по "Нейропсихологии"