Шпаргалка по "Нейропсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Нейропсихологии"

Файлы: 1 файл

0199524_81F71_shpory_po_neiropsihologii.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

лимбический – корсаковский синдром: практически отсутствует память на текущие события («здравствуйте, доктор!»… «здравствуйте, доктор!», но прекрасно сохранена память о далеком прошлом, сохранены профессиональные знания)

корковый (медиальные отделы височной и лобной областей) – нарушается кратковременная память + интерференция; семантические нарушения: нарушается память на понятия, невозможно пересказать только что прочитанную басню; нарушается установка на запоминание, смысловое опосредование не помогает, возникают контаминации и конфабуляции; при более серьезных поражениях – нарушение ориентировки во времени и пространстве

Модально-специфические. Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Возникают при поражении 2 и 3 функциональных блоков. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала.

Основные типы расстройств:

  • нарушение слухоречевой памяти,
  • нарушение зрительно-речевой памяти,
  • нарушение слуховой (музыкальной) памяти,
  • нарушение зрительной (например, лицевой) памяти (проба – предъявление фигур),
  • нарушение пространственной памяти,
  • нарушение цветовой памяти.

Основные симптомы:

  • паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова)
  • платообразная кривая запоминания (4-5 слов в каждом запоминании)
  • не применяются приемы для облегчения запоминания (опосредование не помогает)
  • псевдологические рассуждения (оправдывания, неадекватная реакция на неуспех)

Локализация – поверхность лобных долей (конвенситальные отделы)

Пробы: предъявления набора фигур.

Кроме того! Нарушения памяти могут  быть вызваны алкогольной интоксикацией (и то же самое – при поражении гиппокампа). Синдром описан Корсаковым: хронический алкоголизм вызывает нехватку тиамина (В1)àхалтурят клетки таламуса, мозжечка, корыàнарушается долговременная и кратковременная память и ориентация во времени и пространстве. Механизм этого нарушения:

  1. нарушается фиксация материала
  2. нарушается воспроизведение

нарушается перевод их кратковременной  в долговременную память.

  1. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.

(см. 8)

  • восприятие температуры и боли по принципу "все или ничего"
  • виды чувствительности связаны с типами волокон. Для тактильной и двигательной чувствительности требуется наибольшая реактивность, поэтому им принадлежат наиболее миелинизированные волокна. Для болевой и температурной ― менее. ("Надо почувствовать и убежать, а если больно и горячо, то уже поздно" Микадзе.J)
  1. Нарушение эмоционально-личностной сферы.

В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложные  многоаспектные психологические образования, выполняющие познавательные и регуляторные функции. В настоящее время отсутствует единая психологическая теория эмоций. В рамках деятельностной теории эмоции представляют собой внутренние регуляторы деятельности: они осуществляют положительное или отрицательное подкрепление не отдельных этапов деятельности, а общего соотношения достигнутых деятельностью результатов с ее мотивом и целями.

Эмоции представляют собой сложные  системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на разных потребностях. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от тех потребностей, на базе которых они формируются. Человеку, присущи как элементарные эмоции, связанные с витальными потребностями, так и более сложные, социально опосредованные эмоции. Одной из важнейших характеристик эмоций является их взаимосвязь с опознавательными процессами. В эмоциях ― критериях длительности эмоциональных явлений ― выделяют эмоциональный фон и эмоциональное реагирование. Существенными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность. Осознание эмоций непосредственно связано с возможностью их произвольной регуляции. Параметры эмоций: знак, интенсивность, длительность, реактивность, качественные характеристики, степень осознанности, степень произвольного контроля

Эмоции выступают:

  1. Как инициирующий момент деятельности.
  2. Как регулирующий компонент уже осуществляемой деятельности.

Три основные локализации, связанные  с эмоциями:

  1. Гипофизарно-гипоталамическая область.
  2. Гипофизарная область
  3. Лобная область.
  1. ствол мозга.

РФ играет важную роль в оценке информации, поступающей в НС человека. Нейроны РФ неспецифичны, т.к. не реагируют на модальную информацию, но реагируют на любую сенсорную информацию, в которой усматривается признак новизны.

Есть зоны в коре мозга, непосредственно  связанные с эмоциями, например, участок РФ ― голубое пятно. Он связан с выделением норадреналина и играет важную роль в запуске эмоциональных реакций.  Недостаток норадреналина приводит к депрессиям, а избыточное накопление ― к появлению срессорных состояний. Черная субстанция ― связана с выделением медиатора дофамина, приводящее к возникновению приятных ощущений, чувства эйфории. Кокаин действует на структуры, выделяющие дофамин.

Лимбическая система. 2 гиппокампа и таламус. Называются кругом а по фамилии человека, их описавшего. Поток эмоций, вся информация, поступающая к человеку, проходит через эти структуры и получает определенную эмоциональную окраску. Эти структуры связываются с присвоением той или иной информации нейронам, замыкающимся в дугу.

  1. Нарушение эмоций при поражении лобной области мозга.

Симптомы: обедненность афферентной сферы, недостаток критичности у больных, неадекватность эмоциональных реакций.

При поражении медио-базального отдела правой лобной области возникают следующие симптомы:

  • Диссоциированный характер оценки своего состояния, заболевания, переживания болезни. Больной может перечислить симптомы своего заболевания, но отсутствует целостное представление о заболевании, и т.п.
  • Эйфорический тон настроения, переходящий в некритическое, бестактное поведение зависят от успеха или неуспеха в выполнении задания. Псевдологические рассуждения, оправдания.

Тесты на эмоции: прилагательные, которые  надо разложить по эмоциональным состояниям, фотографии ― то же. Больные запоминают слова, относящиеся к положительным эмоциям, и забывают ― отрицательные. При просьбе сопоставить свое состояние с карточкой ― сопоставляют с хорошим.

При поражении левой лобной области  мозга―  неосознание болезни  на фоне депрессивного состояния. Больной  либо вообще не предъявляет жалоб, либо не дифференцирует их. Общий фон  настроения ― депрессивный. Насильственный плач.

Анализ эмоциональных нарушений  возможен с точки зрения межполушарной асимметрии мозга. Эмоциональное нарушения при поражении ПП выражены ярче чем при поражении ЛП. При поражении ПП чаще отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к эмоциональному контролю. При поражении правой височной доли возникают либо чрезмерные по силе аффекты, либо резкое снижение аффективного тонуса. При правосторонних поражениях значительно чаще наряду с эмоциональными встречаются вегетативные нарушения. Проявления: благодушие, веселость, равнодушие, безразличие к окружающему. Правосторонние припадки надолго сдвигают настроение в положительную сторону.

При поражении височной доли ЛП нередко  возникает тревожно-фобическая депрессия. У больных с поражением ЛП чаще возникают депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства, страха, патологического плача, при этом усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний и их адекватность.

При поражении диенцефально-гипофизарной области у больных возникают расстройства:

  • Обменных процессов
  • Активационных процессов à возбуждение или бессонница
  • Вегетативных процессов: температурного режима тела и вегето-сосудистая система ― этот фон создает предпосылку для эмоциональных состояний, на фоне  которых   может возникать психическое возбуждение или эйфория, агрессивность или озлобленность, монотонность, вялость, апатия, сужение количества эмоционально-значимых стимулов. У таких больных сохранна критика, они открыты для эмоционального воздействия.
  • Выключение одного из полушарий приводит к активации другого и преобладанию эмоций другого. (ЛП ― доброе, ПП ― недоброе)
  1. Синдромы поражения зоны ТРО, нарушение пространственного фактора в психических процессах.

TPO = temporalis (височная) + parientalis (теменная) + occipitalis (затылочная)

temporalis (слуховой) + parientalis (кожный) + occipitalis (зрительный)

ТРО (37 и 39 третичные поля) – часть  заднего отдела мозга, сенсорного, зона перекрытия (=смыкания) слуховой, кожной и зрительной области. Входит в состав второго функционального блока мозга – блока приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Эта область принимает информацию от всех органов чувств, и работает по афферентному принципу и обладает сложными интегративными функциями, обеспечивая симультанный анализ и синтез. В принципе, третичные поля, и ТРО в том числе, осуществляют сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Поражение этого отдела ведет к нарушению пространственного анализа и синтеза, что вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений:

  • оптико-пространственной агнозии,
  • апрактоагнозии
  • нарушений сложных символических пространственных функций

В развернутом виде синдромы поражения  зоны ТРО возникают при очагах в левом полушарии.

При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии.

Однако латеральные различия при  поражениях ТРО до сих пор мало изучены.

А теперь конкретнее о  нарушениях ТРО:

  1. пространственные апрактоагнозии: (при поражении обоих полушарий, но отчетливее – ЛП у правшей)
  2. трудности ориентации в пространстве (особенно право-лево);
  3. нарушения в графических оптико-пространственных операциях (ориентация в карте, чертежах и схемах);
  4. двигательно-пространственные нарушения (конструктивная апраксия, трудности написания букв, см. пространственную апраксию, при которой нарушаются бытовые действия с участием пространственных компонентов);
  5. семантические афазии (речевые нарушения):
  6. непонимание особых логико-грамматических конструкций (где смысл зависит от падежных окончаний или расстановки слов в предложении, отсюда и пробы!);
  7. нарушение квази-пространственных категорий (более сложные семантические расстройства);
  8. первичные акалькулии (распад счетных операций): распад разрядного строения числаàраспад счетных умственных действий;
  9. интеллектуальные расстройства:
  10. нарушения наглядных мыслительных процессов (трудно решать наглядно-образные задачи или задачи на техническое мышление, т.е. такие, где нужно мысленно манипулировать предметами; трудно понять схему, принцип работы прибора);
  11. непонимание логико-грамматических конструкций.
  12. Нарушение двигательных функций.

Произвольные движения и действия рассматриваются как совокупность и представляют собой сложную иерархическую систему, включающую в свой состав афферентную и эфферентную часть. Нейрофизиологически движения и действия рассматриваются как процессы, протекающие во времени и представляющие собой цель сменяющих друг друга импульсов.

Моторная кора ― открыта в 1870 г., был изобретен гальванический элемент. Выяснилось, что раздражение тех или иных зон мозга вызывает реакцию организма, раздражение моторных зон коры приводит к движениям тела.

Двигательный акт должен включать в свой состав афферентное звено, причем оно является ведущим в организации движения. Движение имеет предметный характер, то есть оно удовлетворяет некоторую жизненно важную потребность субъекта, и задано определенной потребностью.

Движение развертывается во внешнем мире и для того, чтобы быть успешным, оно должно по своей структуре и свойствам отвечать структуре и свойствам внешнего мира. Таким образом, в двигательном акте осуществляется непосредственная связь человека с окружающим предметным миром, и она является источником развития всех психических функций человека, т.е. произвольность движения задается его предметным характером.

Двигательная система опирается  на совместную работу моторных и сенсорных отделов коры. Афферентная составляющая двигательных актов (см. в нарушениях работы кожно-киинестетического анализатора.) Эфферентное звено состоит из проводниковой части, и оно представляет собой пирамидальную и экстрапирамидальную системы (см.1).

Апраксии ― утеря способности производить целенаправленные предметные действия при отсутствии параличей и парезов и сохранности способности к элементарным движениям.

  1. Кинестетическая апраксия.
  • Симптом ― распад топологического синтеза, нарушение кинестетических схем движений, лежащих в основе построения двигательного акта. Рука-лопата.
  • Механизм ― поступая в постцентральные отделы коры, сигналы попадают в те зоны, в которых не складывается кинестетический образ.

Нарушение праксиса позы ― невозможно распознавания позы пальцев руки.

При исключении зрительной опоры больной  не может выполнять простых бытовых действий.

  • Локализация ― постцентральные отделы коры, вторичные зоны теменной области. При поражении левого полушария проявляется и в правой, и в левой руке, при поражении правого ― только в левой.
  • Пробы ― просьба продемонстрировать, как зажигают спичку или завязывают пояс.

Информация о работе Шпаргалка по "Нейропсихологии"