Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:19, шпаргалка
1.Психология дошкольного возраста: предмет и задачи.
2.Принципы изучения психики ребенка.
3.Методы исследования психологии дошкольного возраста.
...
44.Психологическая готовность к школе.
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.
Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.
Возраст – это времетя характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.
Основания развития включают в себя:
• социальную ситуацию развития;
• круг отношений;
• ведущий тип деятельности;
• сензитивность.
Результаты развития включают в себя:
• новообразования личности;
• формы общения;
• эмоционально-волевую сферу;
• способности общения;
• новый вид деятельности.
Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.
12Особенности психического развития.
Л.С.Выготский установил четыре основных закона, или особенности,детского развития.1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени.Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какоеместо он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном
развитии на один год будет очень большим, если ребенку 2 года, инезначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержаниеразвития изменяются на протяжении детства. 'Периоды подъема.
интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.2.Неравномерность. Разные стороны личности, в том числе психическиефункции, развиваются неравномерно, непропорционально.На каждом возрастном этапе, поэтому происходит перестройка их связей,изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функциизависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.Например, в раннем возрасте доминирует восприятие. Память оказывается,вплетена в процесс восприятия - ребенок 3-х лет не пытается вспомнить чтоибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее ивспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживаютвосприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях.3. Метаморфозы в детском развитии. Развитие не сводится кколичественным изменениям, это цепь изменений качественных,превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленькоговзрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужныйопыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, онакачественно отлична оттого, что было раньше, и оттого, что будет потом.4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.Процессы обратного развития как бы вплетены в ход эволюции. То, чторазвивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например.ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Если жеинволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенокпереходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.Определив общие закономерности развития психики ребенка, Выготскийрассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. Наразных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно ипостепенно, а могут быстро и резко.
13Динамика и структура возраста. Основной закон динамики возрастов.
Выготскийрассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. Наразных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно ипостепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяются стабильныеи кризисные стадии развития.Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, безрезких сдвигов и перемен в личности ребенка. Длятся долго.
Кризисные периоды. В возрастной психологии нет единого мнения по поводукризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка.Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным,
бескризисным. Кризисы - ненормальное, болезненное явление, результатнеправильного воспитания.
Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитиизакономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок непереживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться
дальше.Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении
обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет.Кризисы - краткие, но бурные стадии, в течение которых происходятзначительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих
чертах.Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты,неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Аффективныевспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими -типичнаякартина кризиса, характерная для многих детей. У школьников адаетработоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижаетсяуспеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренниеконфликты.Главные изменения,происходящиевовремя кризиса - внутренние. Кризисные и стабильные периоды чередуются.
14Стадиальность психического развития.
Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями - качествами
или свойствами, которых не было
раньше в готовом виде. Но новое не падает
с неба, как пишет Л.С.Выготский, оно появляется
закономерно, подготовленное всем ходом
предшествующегоразвития.
и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит квозникновению возрастных новообразований.Л.С.Выготский выделяет две единицы социальной ситуации развитиядеятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активностьребенка, его активность. Но существует и внутренний
план,планпереживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживатьразные дети, даже дети одного возраста - близнецы.Социальная ситуация развития (ССР) меняется в самом начале возрастного
периода. К концу периода появляются новообразования, среди которыхособое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшеезначение для развития на следующей стадии.
15Движущие силы психического развития. Факторы психического развития.
Непосредственными движущими силами
развития ребенка являются противоречия
между новым и старым, которые возникают
и преодолеваются в процессе обучения,
воспитания и деятельности. К таким противоречиям
относятся, например, противоречия между
новыми потребностями, порождаемыми деятельностью,
и возможностями их удовлетворения; противоречия
между возросшими физическими и духовными
потребностями и старыми сложившимися
формами взаимоотношений и видами деятельности;
между растущими требованиями со стороны
общества, коллектива, взрослых и наличным
уровнем психического развития.
Указанные противоречия характерны для
всех возрастов, но приобретают специфику
в зависимости от возраста, в котором они
проявляются. Например, у младшего школьника
существует противоречие между готовностью
к самостоятельной волевой деятельности
и зависимостью поведения от наличной
ситуации или непосредственных переживаний.
Для подростка наиболее остры противоречия
между его самооценкой и уровнем притязаний,
с одной стороны, и переживанием отношений
к нему со стороны окружающих, а также
переживанием своего реального положения
в коллективе – с другой; противоречие
между потребностью участвовать в коллективе;
противоречие между потребностью участвовать
в жизни взрослых в качестве полноправного
члена и несоответствием этому своих возможностей.Разрешение
этих противоречий происходит через формирование
более высоких уровней психической деятельности.
В результате ребенок переходит на более
высокую ступень психического развития.
Потребность удовлетворяется – противоречие
снимается. Но удовлетворенная потребность
рождает новую потребность. Одно противоречие
сменяется другим – развитие продолжается.
Факторы: внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов
1воспитания и обучения , Воспитание
и обучение как специально
организованные способы
изменению общей структуры его поведения;
появлению новых его форм и видов структур
отражения действительности.
2Активность самого ребенка,
Активность ребенка
3среды, Ребенок с макросредой
связан через микросреду. выбор
ближайшей микросреды
Исследования М.И. Лисиной и ее сотрудников доказали, что дети, имеющие опыт тесного общения со взрослыми, превосходят сверстников в психическом развитии. Доказали и возможность ликвидации отставания в развитии младенца, если он ранее имел дефицит общения.
В разные периоды жизни ребенок включается в разные микрогруппы, которые имеют разное для него значение: семья, детский сад, школа, ПТУ, техникум, ВУЗ, производство.
4наследственности. Предпосылками
психического развития ребенка
являются наследственные
16Периодизация психического развития Ж.Пиаже.
Учёный выделил три
главных периода в умственном
развитии ребёнка, внутри каждого периода
выделяется несколько стадий. Все
дети проходят периоды и стадии развития
в определённой последовательности,
каждая новая стадия основывается на
предыдущей, и этот порядок является
неизменным для всех детей.
Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным,
поскольку в возрасте от 0 до двух лет дети
знакомятся с миром в основном посредством
ощущений – рассматривания, хватания,
сосания, кусания, жевания и др.
Второй период – конкретных операций,
включает в себя две стадии – дооперационную
и операционную.
Первая стадия – дооперационная, характерна
для возраста от 2 до 6 лет. В этом возрасте
дети формируют понятия и пользуются символами,
но делают это, опираясь на свой опыт. В
отличие от взрослых, дети могут видеть
происходящее только со своей точки зрения
(эгоцентризм) и сосредоточиваться на
одном отношении за раз (центрация). Зачастую
ребёнок не может продумать последствий
конкретной цепи событий. В начале этой
стадии дети настолько серьёзно относятся
к названиям, что порой не могут отделить
их буквальное значение от сути этой вещи.
Так, ребёнок может называть воду в кружке
«пить», а воду в ванной другим словом,
которое означает в его лексиконе «купаться».
В тех случаях, когда происходящее явление
не вписывается в имеющийся у ребёнка
опыт, он может прибегнуть к "магическим"
представлениям о причинах и следствиях
– например, предпринять попытку заклинания
автобуса, чтобы он скорее приехал. Также
мышлению детей этого возраста свойственен
«анимизм» (anima с латинского душа), как
одушевление окружающих предметов, например,
ребёнок может решить, что лифт рассердился
на него и потому захлопнул дверцей полу
его пальто. На этой стадии ребёнок зачастую
испытывает затруднения при классифицировании
объектов и понятий.
На второй стадии – операционной (от 7
до 11-12 лет) дети начинают использовать
в мышлении логику, классифицировать объекты
по нескольким признакам. Мышление ребёнка
на этой стадии учитывает иерархию классов
– так «машина» это большая группа, внутри
которой есть подгруппы «марок автомобилей»,
да и внутри этих подгрупп могут быть ещё
более мелкие подгруппы. Логические операции
успешно применяются к действиям с конкретными
объектами.
Третий период – формальных операций,
от 12 лет или чуть позже. Мышление подростка
развивается настолько, что он в состоянии
оперировать абстрактными понятиями,
не опирающимися на наглядные образы.
Подростки не только в состоянии думать
и рассуждать о свободе, любви, справедливости;
они могут строить свои умозаключения
и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии
и метафорически, обобщать и анализировать
свой опыт.
В созданной Ж.Пиаже теории когнитивного
развития обозначены различия между формой
и содержанием познания. Содержание детского
познания – всё то, что приобретается
благодаря опыту и наблюдению. Форма познания
есть специальная структура мыслительной
деятельности человека.
Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"