Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:19, шпаргалка

Описание работы

1.Психология дошкольного возраста: предмет и задачи.
2.Принципы изучения психики ребенка.
3.Методы исследования психологии дошкольного возраста.
...
44.Психологическая готовность к школе.

Файлы: 1 файл

экзамен псих. дошк. возр..docx

— 140.18 Кб (Скачать файл)

18Периодизация психического развития Э.Эриксона.

Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.

Таблица 2

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

 

Кризисом развития сопровождается формирование всех форм идентичности. По мнению Э. Эриксона, основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Если процессы развития идут удачно, то происходит обретение «взрослой идентичности», а при возникновении трудностей в развитии отмечается задержка идентичности.

Интервал между юностью  и взрослым состоянием Эриксон назвал «психосоциальным мораторием». Это время, когда молодой человек методом проб и ошибок стремится найти свое место в жизни. Бурность протекания данного кризиса зависит от того, насколько удачно были разрешены предыдущие кризисы (доверия, независимости, активности и др.) и от духовной атмосферы в обществе. Если кризис на ранних этапах не был успешно преодолен, может отмечаться задержка идентичности.

Э. Эриксон ввел в психологию понятие ритуализации. Ритуализация в поведении – это построенное на соглашении взаимодействие двух и более людей, которое может возобновляться через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуал взаимного узнавания, приветствия, критики и др.). Ритуал, однажды возникнув, последовательно включается в систему, возникающую на более высоких уровнях, становясь частью последующих стадий.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности, согласно которой все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Эриксон считал, что последовательность стадий – это результат биологического созревания, а содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество. Он признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, это лишь ключ к построению такой теории.

20Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина более подробно.

Период от рождения до окончания  школы Эльконин разделил на семь этапов.

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые  можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием  межличностного общения, направленного  в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием  знаний, умений и навыков, реализацией  операционно-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование  межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них  качеств личности, а также в  процессе общения ребенка с другими  детьми во время сюжетно-ролевых  игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым  сверстниками и выглядеть более  взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом  происходит общение ребенка с  взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный  интеллект. Одновременно идет интенсивное  развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для  установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных  контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  становится ролевая игра, в которой  ребенок моделирует отношения между  людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в  результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через  учение строится вся система отношений  ребенка с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают  и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается  в появлении совместного увлечения  каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит  на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются  у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового  возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем  положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

 

21Психологическая характеристика новорожденности.

Главной его особенностью выступает  отсутствие поведения в собственном  смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные  формы - безусловные рефлексы. Поведение  ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего  мира. Новорожденный же большую часть  времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Условные рефлексы формируются на основе зрительного  и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает  во время кормления ребенка в  положении под грудью. Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет  бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает  развитие телесных движений и, более  того, создает предпосылки для  их формирования. Несмотря на кратковременность  периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане  психического развития:

- отделение сна от бодрствования,  постепенное превращение бодрствования  в особый период активности  и деятельности;

- выделение первого объекта  в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);

- появление первой ответной  реакции в ответ на воздействия  взрослого (положительная эмоциональная  реакция и свидетельствующая  о ней улыбка);

- зарождение и развитие первой  формы поведения - комплекса оживления;

- развитие органов чувств, выражающееся  в проявлении зрительного и  слухового сосредоточения на  лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно  выделить особенности развития ребенка  в период новорожденности. К ним  относятся: отсутствие сложившихся  форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и  наиболее быстрое развитие органов  чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

 

 22Сенсорное развитие новорожденных.

В этот период ребенок умеет различать  соленый, горький, сладкий вкус и  реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его  психическом развитии является возникновение  слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже  может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть  голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует  следующим образом: замирает и сосредоточивается  только на источнике звука или  объекте, все остальные реакции  в данный момент прекращаются.

Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей  за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления»

 

 23Эмоциональное развитие новорожденных.

С первых часов жизни ребенка  взрослые являются для него источниками  звуковых и слуховых сигналов. Они  смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают  с ним, активизируя таким образом  его ориентировочные реакции.

При наблюдении за рождением и первыми  неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.

Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем  крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда  возникают неприятные ощущения, связанные  с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки  и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения.

В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это  происходит во сне, исследователи посчитали  их спонтанным и рефлекторным сокращением  мышц. Также в первую неделю жизни  неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и  различных звуковых стимулах, но уже  к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку  нужны зрительные стимулы, в частности  вид человеческого лица. Реакция  на образ и голос взрослого  проходит следующим образом: у ребенка  возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная  улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением  первой социальной потребности ребенка.Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.Д.Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка... является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается самостоятельная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения с взрослыми» (Эльконин Д.Б., 1989).М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении со взрослыми.

Р. Шпитц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4–5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.

Комплекс оживления выходит  на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, – тогда другие потребности теряют свое значение. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником. Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.

 

25Психологическая характеристика младенчества.

Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым.

К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может  следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться  быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или  люди, совершающие разнообразные  движения, за которыми он будет наблюдать.

В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.

Разнообразные впечатления, которые  получает младенец, способствуют его  познавательному развитию. Поэтому  для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной  и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.

 

27Общение младенца со взрослым.

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии дошкольного возраста"