Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Психология".
Проблематика межлич. отношений также может касаться людей разного пола: женщин и мужчин.
33 вопрос. теоретические основы изучения социальных групп |
Социальные группы - это группы, возникшие в ходе исторического развития общества, занимающие опред. место в системе общ. отношений каждого типа общества, при этом они являются долговременными и устойчивыми. - соц. класс: выступает устойчивым носителем экон., полит и идеологических отношений. Основные элементы соц класса: -классовые потребности, - классовые интересы, - соц чувства, -псих склад (соц характер привычки, обычаев, традиции), - образ жизни. - этнические - фиксирует
опред характеристики той Выделяют 2 стороны этнической группы: 1 сторона - наиболее устойчива - псих склад, т.е. национальный характер, темперамент. 2 сторона – наименее устойчива - эмоц сфера, национ. чувства. |
34 вопрос. группы как социально- психологический феномен
Любая группа в своем развитии проходит определенные стадии. Развитие группы не может происходить бесконфликтно. Переход от одной стадии к другой часто представляет собой качественные изменения, сопровождающиеся кризисами. Деятельность и функционирование группы всегда ограничено по времени. Она либо распадается, либо трансформируется.
Социальная группа –
относительно устойчивая, складывающаяся
в рамках исторически определенного
общества совокупность людей, объединенных
единством интересов и
35 вопрос. + стремление к чему-либо, - субкультуры, конформизм. Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
36 вопрос: группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью общей деят. или помещены в какие-то идентичные условия при этом определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Выделяют большие и малые группы. Классификация малых групп: по способу образования(условные, реальные), по контактности(первичные, вторичные), по размеру(большие, малые), по происхождению и структуре(слаборазвитые, высокоразвитые), по отношению личности к нормам в группе(референтные, нейтральные), по специфике распространения информации и стилю взаимодействия между членами группы(пирамидальная, случайная, открытая, группа синхронного типа). Классификация больших групп:1. стихийные группы – это случайно возникшие, достаточно кратковременные объединения большого числа лиц часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующие какие-либо совместные действия. Толпа(образуется по поводу самых различных событий, время ее существования определяется значимостью инцидента, постоянного лидера у толпы нет, его выбирают спонтанно, толпа ищет того, кто виноват, эмоциональный настрой толпы может нарастать, порождая агрессивное поведение, в толпе рождаются два феномена: повышенная внушаемость участников; потребность в простых решениях). Масса – является более стабильным образованием по сравнению с толпой(имеет нечеткие границы, может оказаться достаточно организованной, высока роль ее лидеров, действия массы более четки, масса порождает три момента: чувство неодолимой мощи массы, ее заражаемость и ее внушаемость). Публика(является кратковременным собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем, более управляема чем масса или толпа, всегда собирается ради общей и определенной цели, соблюдает нормы принятые в избранном типе организации. 2. соц. группы – это группы возникшие в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого типа общества, при этом они являются долговременными и устойчивыми. 1. соц. класс – выступает устойчивым носителем экономических, политических и идеологических отношений. Основные элементы соц. класса: классовые потребности, классовые интересы, соц. чувства, психический склад, образ жизни. 2. этническая группа – фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Выделяют две стороны этнической группы: является наиболее устойчивый психологический склад, т.е. национальный характер, темперамент; наименее устойчивая, т.е. национальная сфера, чувства и др.
37 вопрос: малая группа - это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью общей деят. или помещены в какие-то идентичные условия при этом определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Качества малой группы: направленность, организованность, психологический климат, референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов, лидерство, эмоциональная коммуникативность, волевая коммуникативность. Классификация малых групп: по способу образования(условные, реальные), по контактности(первичные, вторичные), по размеру(большие, малые), по происхождению и структуре(слаборазвитые, высокоразвитые), по отношению личности к нормам в группе(референтные, нейтральные), по специфике распространения информации и стилю взаимодействия между членами группы(пирамидальная, случайная, открытая, группа синхронного типа).
38 вопрос. Динамические процессы в малой группе
Общая характеристика динамических процессов в малой группе: схема К.Левина и дополнения к ней.
Образование малой группы.
А) Вступление индивида в группу – феномен группового давления. Понятия «конформность» и «конформизм». Эксперимент С.Аша по изучению конформности в лабораторных условиях. Проблема переноса результатов на реальную жизнь. Современные исследования конформного поведения (М.Дойч, Г.Джерард). Исследование феномена в отечественной психологии (А.В.Петровский).
Б) Групповая сплоченность. Традиции изучения в истории социальной психологии: сплоченногсть как результат привлекательности группы для индивида (социометрические индексы, подход Л.Фестингера и Т.Ньюкома). Введение идеи деятельностного опосредования групповой активности (А.И.Донцов). Методы исследования групповой сплоченности.
Лидерство и руководство.
Соотношение понятий «
Групповые решения. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К.Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группомыслия» (И.Джанис). Групповые решения как групподинамический процесс.
Эффективность деятельности малой группы. Проблема выбора критерия эффективности в зависимости от типа малой группы. Продуктивность деятельность и удовлетворенность ею – два важнейшие показателя эффективности. Сплоченность группы, развитие коммуникаций, стиль лидерства как факторы повышения эффективности групповой деятельности. Возможность возникновения новых критериев по мере развития малой группы (Р.С.Немов).
39 вопрос. Все люди делятся на:
Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.
40 вопрос. Групповая Сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Уровни сплоченности, 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.
41 вопрос. социально психологический климат. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся: 1. объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.2. субъективные - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.
42 вопрос. личность и группа.
Личность - Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность
людей, имеющих общий социальный
признак и выполняющих
Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Личность и группа оказывают взаимное влияние друг на друга. Как положительное так и отрицательное. Форма и степень влияния существенно зависит от личностных характеристик, возможностей оказывать влияние.
Взаимоотношение личности с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. В различной степени проявления. В случае кооперации устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Чел. рассматривает цели группы как не противоречащие его целям. Поддержание отношений с группой на взаимовыгодной основе. При слиянии наблюдается установление таких отношений, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы. Группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои. В случае конфликта наблюдается противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешения этого противоречия в свою пользу.
43 вопрос: соц. роль – это определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека в системе общественных или личных отношений. Виды ролей: по функциям реализуемым ролью(служебные, бытовые, семейные межличностные, конвенциальные роли). По степени принятия человеком его роли(нулевая, ритуальная, личностно принятая роли, максимальная включенность в роль).
44 вопрос. влияние социальной роли на развитие личности.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
45 вопрос: основные типологии лидерства: 1. психиатрический
подход(паромоидальный, демонстративный,
компульсивный, депрессивный, шизоидный).
2. клинико-психологический(
46 вопрос: лидер – призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, лидерство можно констатировать в условиях микросреды, лидерство возникает стихийно, лидерство менее стабильно, выдвижение лидера чаще всего зависти от настроения группы, лидерство обладает гораздо менее определенной системой санкций, лидер принимает более непосредственные решения касающиеся групповой деят., сфера деят. лидера – сама малая группа где он и является лидером. Руководитель – осуществляет регуляцию официальных отношений в группе как некоторой соц. организации, руководство-элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений, назначение руководителя – целенаправленный процесс проходящий под контролем элементов соц. структуры, явление более стабильное чем лидерство, обладает гораздо более определенной системой санкций чем лидерство, процесс принятия решения сложен и опосредован множеством факторов необязательно находящихся в самой группе, сфера деят. руководителя шире т.к. он представляет малую группу в более широкой соц. системе.