Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:24, шпаргалка
основные ответы на экзамен по общей психологии.
В дословном переводе психология – наука о душе (psyche – душа, logos – понятие, учение).
Таким образом , психология – наука о психике и психических явлениях.
Психика – это особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи – головному мозгу и нервной системе.
Сам термин «психология» был введён в науку в 18 веке учёным Гоклениусом.
Психика человека –
это субъективный образ объективного
мира, который возникает в процессе взаимодействия
человека с окружающей средой и другими
людьми.
Отличия психологии от других наук:
Отрасли психологии:
- общая психология;
-возрастная психология;
-социальная психология;
-педагогическая психология;
-специальная психология;
-психология труда.
Предмет психологии:
Предметом психологии является психика человека, психические процессы, состояния и свойства личности.
Психические процессы:
Вид психических процессов | С какими психическими явлениями связаны | Примеры |
Познавательные психологические процессы | Связаны с восприятием и переработкой информации | Ощущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление |
Эмоциональные психологические процессы | Связаны с отношением человека к себе и окружающему миру | Эмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания |
Волевые психологические процесы | Связаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствий | Волевой акт, принятие решения, напряжение воли |
Психические свойства:
Трудолюбие, преданность,
общительность, настойчивость, агрессивность
и др.
Психические состояния:
Внимание, желание, интерес,
мотивация, стресс, конфликт, паника и
др.
Принципы психологии:
Принцип | В чём проявляется | Примеры |
Принцип детерминизма | Психические явления не возникают сами по себе, а обусловлены естественными и социальными условиями | Чувство голода обусловлено снижением содержания глюкозы в крови |
Принцип единства сознания и деятельности | Сознание и деятельность образуют неразрывное единство: сознание развивается и проявляется в деятельности, а деятельность выступает как форма проявления активности сознания | Стремление человека заниматься музыкой формируется в процессе игры на музыкальном инструменте, а затем, чем больше он играет, тем более осознанным становится его увлечение |
Принцип развития | Психика не является чем-то застывшим и стабильным, а может быть понята только в процессе своего развития | Психика двухлетнего ребёнка и психика взрослого человека существенно различаются между собой. При этом многие психические явления взрослого невозможно объяснить без знания особенностей его детства |
Принцип личностного подхода | Психика каждого
человека, не смотря на наличие общих,
видовых особенностей, уникальна, что
определяется индивидуальными анатомо- |
Не существует единых рецептов решения психологических проблем для всех людей |
Принцип системности | Все особенности психики человека взаимодействуют друг с другом, поэтому должны рассматриваться целостно, как компоненты единой системы | Если у человека возникли проблемы в семейной жизни, то так или иначе они проявятся и в его профессиональной деятельности |
Психология взаимосвязана с другими науками:
-философией
-историей
-педагогикой
-анатомией
Первый
этап. Времена античности – предметом
психологии является душа. В этот период
складывается два основных направления
в понимании природы души: идеалистическое
и материалистическое. Основоположниками
идеалистического направления были Сократ
и Платон (душа – это начало бессмертное;
это частица всемирного космоса или мира
абсолютных идей). Материалистическое
направление разрабатывалось Демокритом,
Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков.
Основная идея – душа материальна, состоит
из атомов различных веществ. Родоначальником
психологии считается Аристотель.
Второй
этап XVII - XIX вв. – предметом психологии
становится сознание. Под сознанием понималась
способность человека ощущать, запоминать,
мыслить. В XVII веке большую роль в изменении
предмета психологии сыграли работы Р.
Декарта. Он впервые обозначил психофизическую
проблему, т.е. взаимосвязь души и тела.
Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным
методом изучения сознания была интра-спекция,
разработал этот метод Дж. Локк.
XIX век – Вильгельм
Вундт. Его подход назвали структурализмом,
т.к. Вундт основной задачей психологии
считал изучение структуры сознания. Вундт
считается родоначальником экспериментальной
психологии. Вундт и сотрудники выделил
3 основных компонента сознания: ощущения,
образы и чувства.
Американский психолог
Уильям Джеймс основал другое направление
в изучении сознания – функционализм
(предназначение). Задачей психологии
он считал изучение функций сознания.
Основной функцией сознания он считал
адаптацию.
Третий
этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм.
Основоположником бихевиоризма считается
Джон Уотсон. Предметом психологии становится
поведение. В классическом бихевиоризме
отрицалась роль сознания в поведении.
Считалось, что при формировании поведенческих
навыков сознание не играет никакой роли,
а навыки формируются путем механического
многократного повторения одного и того
же действия. Классический бихевиоризм
не отрицает существование сознания. В
60-е годы из классического бихевиоризма
возникает социобихевиоризм (А.Бандура).
Четвертый
этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом
психологии становится психика. Возникают
различные психологические направления
и школы.
Психоанализ (Фрейдизм).
Психоанализ –
одна из самых известных школ. Основателем
этого направления считается Зигмунд
Фрейд, выдвинувший концепцию трёхуровнего
строения психики человека. Этот метод
позволяет вступать в контакт с бессознательным.
Основные принципы психоанализа:
Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом.
Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания.
Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами.
Четвертый
принцип был назван
генетическим подходом. Суть его можно
выразить просто: какие бы пути ни открывались
индивиду, он не может уйти от своего детства.
Что бы ни испытывал ребенок – болезнь,
несчастный случай, утрату, наслаждение,
жестокое обращение, совращение, покинутость,
– в дальнейшем это каким-то образом скажется
на его природных способностях и личностной
структуре.
Бихевиоризм.
Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции.
Цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией.
Уотсон считал,
что основой отношений
В этой идее чувствуется
определенная направленность — получение
вместо человека послушного робота.
Гештальтпсихология.
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в.
Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру.
По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы.
Первичными данными
психологии являются целостные структуры
(гештальты), в принципе не выводимые
из образующих их компонентов. Гештальтам
присущи собственные характеристики и
законы, в частности, «закон группировки»,
«закон отношения».
Целостность восприятия
и его упорядоченность
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Фигура и фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон – отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.
Гуманистическая психология.
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ролло Мэй, С. Джурард и др.