Шпаргалка по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

основные ответы на экзамен по общей психологии.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)
  1. Психология  как наука. Предмет психологии. Отрасли психологии. Принципы психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche – душа, logos – понятие, учение).

Таким  образом , психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – это  особая форма отражения окружающего  мира, свойственная высокоорганизованной материи – головному мозгу  и нервной системе.

Сам термин «психология» был введён в науку в 18 веке учёным Гоклениусом.

Психика человека –  это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. 

Отличия психологии от других наук:

  1. Человек в психологии является как субъектом, так и объектом исследования.
  2. Предмет исследования этой науки – наиболее сложная субстанция из всех известных человеку.
  3. В психологии нет общепризнанных представлений, она состоит из многочисленных школ и учений, по-разному говорящих о психологических явлениях.
  4. Психология одновременно является и гуманитарной и естественной наукой.
 

    Отрасли психологии:

- общая психология;

-возрастная психология;

-социальная психология;

-педагогическая психология;

-специальная психология;

-психология труда. 

Предмет психологии:

Предметом психологии является психика человека, психические процессы, состояния и свойства личности.

Психические процессы: 

Вид психических процессов С какими психическими              явлениями связаны Примеры
Познавательные  психологические процессы Связаны с восприятием  и переработкой информации Ощущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление
Эмоциональные психологические процессы Связаны с отношением человека к себе и окружающему  миру Эмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания
Волевые психологические  процесы Связаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствий Волевой акт, принятие решения, напряжение воли
 

Психические свойства:

Трудолюбие, преданность, общительность, настойчивость, агрессивность  и др. 

Психические состояния:

Внимание, желание, интерес, мотивация, стресс, конфликт, паника и  др. 

Принципы психологии:

Принцип В чём проявляется Примеры
Принцип детерминизма Психические явления  не возникают сами по себе, а обусловлены  естественными и социальными условиями Чувство голода обусловлено  снижением содержания глюкозы в  крови
Принцип единства сознания и деятельности Сознание и деятельность образуют неразрывное единство: сознание развивается и проявляется в  деятельности, а деятельность выступает  как форма проявления активности сознания Стремление человека заниматься музыкой формируется  в процессе игры на музыкальном инструменте, а затем, чем больше он играет, тем более осознанным становится его увлечение
Принцип развития Психика не является чем-то застывшим и стабильным, а может быть понята только в процессе своего развития Психика двухлетнего  ребёнка и психика взрослого  человека существенно различаются  между собой. При этом многие психические  явления взрослого невозможно объяснить  без знания особенностей его детства
Принцип личностного  подхода Психика каждого  человека, не смотря на наличие общих, видовых особенностей, уникальна, что  определяется индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями каждого человека и уникальностью его жизненного опыта Не существует единых рецептов решения психологических  проблем для всех людей
Принцип системности Все особенности  психики человека взаимодействуют  друг с другом, поэтому должны рассматриваться  целостно, как компоненты единой системы Если у человека возникли проблемы в семейной жизни, то так или иначе они проявятся и в его профессиональной деятельности

 

Психология взаимосвязана  с другими науками:

-философией

-историей

-педагогикой

-анатомией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этапы становления психологии как науки.

    Первый  этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей). Материалистическое направление разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель. 

    Второй  этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк. 

    XIX век – Вильгельм  Вундт. Его подход назвали структурализмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства. 

    Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию. 

    Третий  этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Джон Уотсон. Предметом психологии становится поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура). 

    Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Основные  направления и  школы: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая  психология, когнитивная психология и др.
 

    Психоанализ (Фрейдизм).

    Психоанализ –  одна из самых известных школ. Основателем этого направления считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трёхуровнего строения психики человека. Этот метод позволяет вступать в контакт с бессознательным. 

    Основные принципы психоанализа:

    Первый  из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом.

    Второй  принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания.

    Согласно  динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами.

    Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Что бы ни испытывал ребенок – болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. 

    Бихевиоризм.

    Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет  ничего прирожденного, а все его  проявления, это результат внешней  стимуляции.

    Цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией.

    Уотсон считал, что основой отношений организма  к среде является "стимул-реакция" и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.

    В этой идее чувствуется  определенная направленность — получение  вместо человека послушного робота. 

    Гештальтпсихология.

    Гештальтпсихология  — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в.

    Гештальтпсихология  обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту  Коффке и Вольфгангу Кёлеру.

    По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы.

    Первичными данными  психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые  из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения». 
     

    Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются  благодаря следующим принципам:

    1. Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
    2. Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
    3. Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
    4. Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
    5. Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
    6. Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

    Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения  размера его изображения на сетчатке глаза.

    Фигура и фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон – отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

     Гуманистическая психология.

    Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х  годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей  силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ролло Мэй, С. Джурард и др.

Информация о работе Шпаргалка по психологии