Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:24, шпаргалка
основные ответы на экзамен по общей психологии.
Методологические
позиции гуманистической
Человек целостен;
Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
Главной психологической реальностью являются переживания человека;
Человеческая жизнь — единый процесс;
Человек открыт к самореализации;
Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Это направление воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.
Когнитивная психология.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение.
Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру.
Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.
Обработка
информации — это основной подход
в когнитивной психологии. В этом
случае когнитивная система человека
рассматривается как система, имеющая
устройства ввода, хранения, вывода информации
с учетом ее пропускной способности. Неудивительно,
что эта модель очень напоминает хорошо
известную "машину" — компьютер.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875-1961).
Что это? Аналитическая психология - это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Анализ освобождает жизненную энергию человека из под власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности.
Как это
происходит? Аналитик обсуждает с
пациентом его переживания на
языке образов, символов и метафор.
Используются методы активного воображения,
свободного ассоциирования, рисования,
песочная психотерапия. Встречи проходят
1-3 раза в неделю в течение 1 - 3 лет.
Метод психологии | Сущность метода |
Наблюдение | Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение |
Эксперимент | Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений |
Опрос | Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), или устным (беседа), или в форме интервью. Опросники и анкеты, как правило, служат для описания и оценки человеком самого себя |
Беседа | Важный метод психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым |
Тестирование | Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Тест – это стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека |
Метод анализа результатов деятельности | Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам предметам труда, в которых воплощаются творческие силы способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов. Все полученные данные фиксируются и обобщаются |
Метод анамиеза | Сбор данных об истории развития данного человека как субъекте труда, его трудовая биография. |
Метод экспертных оценок | Метод заключается
в субъективной оценке тех или
иных качеств испытуемого |
Особенности видов наблюдения:
Вид наблюдения | Характерные особенности |
Житейское | Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер |
Научное | Является организованным, предполагает чёткий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Может быть объективным (когда психические явления рассматриваются объективно и беспристрастно, со стороны) и субъективным |
Самонаблюдение (субъективное) | Наблюдение человеком за самим собой |
Объективное | Предполагает наличие наблюдателя, исследующего психические явления другого человека ил группы лиц |
Включённое | Предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает |
Невключённое | Наблюдатель находится вне группы, выполняющей определённую деятельность |
Открытое | Испытуемый знает, что за ним наблюдают |
Скрытое | Испытуемый не знает, что за ним наблюдают |
Одиночное | Наблюдение проводится однократно |
Периодическое | Наблюдение проводится многократно, но в течение ограниченного периода времени |
Лонгитюдное | Наблюдение проводится многократно, в течение длительного периода времени |
Особенности видов эксперимента:
Вид эксперимента | Характерные особенности |
Лабораторный | Испытуемый знает о цели исследования, и его действия определяются инструкцией |
Синтетический | Моделирует деятельность в целом |
Аналитический | Изучает только один компонент деятельности |
Естественный | Испытуемых не знает во всём объёме о целях и задачах исследования и работает в привычных для него условиях. Исследование осуществляется в естественных условиях, с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные связи |
Констатирующий | В нём изучаются психологические качества или особенности испытуемого без цели изменить их |
Формирующий | В процессе его развиваются определённые качества испытуемых |
Основные требования к беседе как научному методу:
Характерные особенности различных видов тестов:
Разновидность теста | Характерные особенности | Пример |
Закрытые | Ответы испытуемого ограничены несколькими вариантами | Тесты Айзенка, Кеттела, MMPI |
Открытые | Испытуемый отвечает в свободной манере | Метод незаконченных предложений |
Проективные | Предполагают свободный и креативный режим деятельности, работу воображения и свободные ассоциации | |
Селективные (избирательные) | Испытуемый выбирает один вариант из нескольких (например, один цвет из нескольких) | Цветовой тест Люшера |
Ассоциативно-образные | Испытуемый обозначает ассоциации, возникающие у него в ответ на определённый стимул | «Пятна Роршаха» |
Креативно-продуктивные | Испытуемый должен создать и зафиксировать на бумаге определённые образы в соответствии с его мыслями, чувствами или установками | «Дом – дерево – человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» |
Смешанные | Оценивают много параметров испытуемого или носят частично формальный, частично свободно-проективный характер | Тест Розенцвейга |
Психика – это свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность.
Структура психики:
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение.
Это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Результат проявляется в виде реакции. В состоянии бодрствования психические процессы действуют непрерывно. Психические процессы вызываются:
Функции психических процессов:
Выделяют три их разновидности:
Протекают
с различной быстротой и
Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.
Это устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Психические свойства формируются постепенно в процессе жизнедеятельности, закрепляются в практике. Свойства личности многообразны.
Можно выделить свойства:
Психические состояния личности: удовлетворённость, неудовлетворённость, радость, злость.
Это определившийся в данное время устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек испытывает различные состояния ежедневно. При некоторых состояниях что-либо делать легко, или наоборот, трудно.