Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, шпаргалка
Ответы на вопросы по основам психологии и педагогике
Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.
Настойчивость
— волевое свойство личности, которое
проявляется в способности
Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.
Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.
Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.
Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.
42. Ощущение и его виды
Ощущение –
психическое отражение
Виды ощущений:
1. Зрительное
2.Слуховое
3. Вибрационные
(способность улавливать
4. Обонятельные
5. Вкусовые
6. Тактильные (ощущения, прикосновения)
7. Статические
(сигнализируют о положении
8. Органические (чувство голода, жажды, боли.
43. Восприятие. Основные свойства восприятия
Восприятие
— это отражение реально
1. Активность. Восприятие
всегда в действии, его работу
нельзя остановить по
2. Предметность.
Восприятие всегда связано с
каким-то предметом или
3. Целостность. Мы живем в мире вещей, их отношений друг с другом, в мире целых ситуаций. В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это. В бессмысленных пятнах мы видим знакомые нам образы. В простом наборе линий рано или поздно мы увидим какие-то фигуры
4. Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия. Такая относительная независимость характеристик объекта от его отображения на рецепторной поверхности обеспечивает его узнаваемость. Например, верблюд может повернуться к нам передом или боком, быть плохо освещен, может быть выкрашен в черно-белую полоску, — но мы все равно признаем в нем верблюда, а не зебру. Благодаря константности, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.
5. Осмысленность.
Животное способно
44. Виды восприятия. Иллюзии восприятия.
1) Зрительное – совокупность процессов построения зрительного образа из окружающего мира
2) Слуховое – включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные аккустические стимулы: чистые тона, музыка, речь, шум
3) Тактильное – построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета
4) Восприятие пространства – восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас или друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.
Пространство- рельефность, форма предмета, величина, восприятие формы и размера одновременно ( симультанность)
5) Восприятие времени – отражение в мозге объктивной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.
Иллюзии восприятия
Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.
Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.
В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.
Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.
Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.
Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.
С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.
Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.
45. Общее понятие о внимании. Его функции и свойства
Внимание – это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действия и сохранения постоянного контроля над их протеканием.
Функции внимания:
1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Внимание. 4. Память. 5. Мышление. 6. Воображение
Свойства внимания:
Объём внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций , которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующие характер
Одновременное получение материала- максимальное количесво объектов, которые можно удержать в ясном сознании за мгновенное время при одновременном его предъявлении.
Последовательное
получение материала –
Устойчивость внимания – та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер.
Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального
Рассеянность
– неспособность чесловека соср
Мнимая рассеянность – невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе.
Подлинная рассеянность – человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии
Переключение внимания – представляет собой сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
Распредение внемания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонапраленная работа с ними.
46. Виды внимания
Непроизваольное внимание – возникат, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта (у сеьъекта нет заранее поставленной цели).
Произвольное внимание – проявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется.
Характеристики произвольного внимания:
1 Целенаправленность – определяется задачами, которые ставт перед собой человек
2 Организованность
– человек сознательно
Последовательное внимание – оно возникает у человека после прохождения стадии произвольного внимания. В этом случае волевое усилие, поддерживавшее наше сосредоточение на объекте внимания заменяется интересом к этому объекту.
По характеру направленности - 1. Внешненаправленное (окружающие предметы и явления) 2. Внутренаправленное (собственне мысли и переживания)
По направленности на объект – сенсорное, интеллектуальное, моторное.
47. Индивидуальные особенности внимания. Наблюдательность
Индивидуальные особенности внимания.
Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Так, например, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля, А. Ф. Кони пишет: «Обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, – будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви – чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее, родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать».
Внимание – состояние психического взаимодействия индивида со средой. Оптимальный уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.