Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
Конкретизация — выделение частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. 5.Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».6.Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Чтобы избежать ошибки при индуктивном умозаключении необходимо знать, от чего зависит наблюдаемый нами факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали. 7.Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
16 билет. Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (Д.Н. Узнадзе).
В отечественной психологии неосознаваемые
психические процессы принято разделять
на три класса:1)неосознаваемые механизмы
сознательных действий,2)неосознаваемые
побудители сознательных действий,3)надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных
действий делятся на три подкласса:1)неосознаваемые
автоматизмы,
2)неосознаваемые сопровождения сознательных
действий,3)явления неосознаваемой установки;
Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются
без участия сознания. Совершая такую
работу, люди говорят о "механической
работе». Это и означает отсутствие сознательного
контроля. Процессы, входящие в подкласс
неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую
природу:1)никогда до этого не осознаваемые
(принципиально не осознаваемые),2)когда-то
осознаваемые, но в данный момент происходящие
автоматом (навыки). Неосознаваемое сопровождение
сознательных действий. Существует
большое количество неосознаваемых процессов,
которые сопровождают действие без видимой
причины: человек, слушающий музыку, может
в такт покачивать головой или ногой,если
человек проявляет эмпатию, то его лицо
приобретает выражение лица другого человека.
К неосознаваемым сопровождениям сознательных
действий относится: - непроизвольные
движения, - тоническое напряжение,- мимику,-
пантомимику,- большой класс вегетативных
проявлений. Явления неосознаваемой
установки.Существовала
целая психологическая школа, занимавшаяся
исследованием проблем установки. Дмитрий
Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так
называемую грузинскую школу психологии,
в которой он со своими учениками исследовал
феномены установки. Он определил установку
как готовность организма или субъекта
деятельности к совершению определённого
действия или реагирования в определённом
направлении. Скорость и точность реагирования
человека на какой-либо раздражитель зависит
от навыка совершать определённые действия,
поэтому навык и установка — во многом
одно и то же. Однако навык проявляется
во время осуществления действия, установка
же относится к периоду, предшествующему
осуществлению действия.Виды установки:-
моторная установка (готовность к выполнению
конкретного действия),- умственная установка
(готовность решать интеллектуальные
задачи с помощью известных и доступных
способов),- перцептивная установка (готовность
воспринимать одно и игнорировать другое).Установка
это тоже автоматизм, только автоматизм
в мотивационной сфере человека, это предварительная
настройка организма к выполнению тех
или иных действий. Проводились интересные
эксперименты с формированием у испытуемых
установок во время гипнотического сна:
им внушалось, например, что они должны
спустя какое-то время подойти к вешалке
и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда
испытуемые это делали на самом деле, их
спрашивали о мотивах этого "странного"
поступка. Испытуемые в ответ придумывали
разного рода отговорки. Надсознательные процессы.
С детства человек впитывает разного рода
ценности. Со временем к этим ценностям
добавляются собственные стратегические
соображения, которые тоже становятся
для человека морально-этическими нормами.
Школьник, например, может решить сам для
себя, что должен учиться на одни пятёрки.
Всякое нарушение терминальных ценностей
сопровождается неприятными, болезненными
ощущениями. Морально-этические ценности
могут напрямую проявляться в сознании,
но могут и косвенно управлять этим сознанием
человека
17 билет. Общая характеристика познавательной сферы личности.
Познавательные процессы– это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь. Основные характеристики: 1. Когнитивная сложность (комплексность) – количество независимых, то есть некоррелирующих друг с другом персональных конструктов. Ее высокий показатель так же, как дифференцированный когнитивный стиль, соответствует объективным, разносторонним и независимым суждениям человека о предметном, социальном мире, самом себе. 2. Устойчивость познавательных конструктов означает наличие их определенного соподчинения, иерархии. Если для когнитивно сложного человека мир многомерен, то для “устойчивого” – рационально постижим. 3. Активность (осознанность) индивидуальных средств познания и оценки произвольным и осмысленным содержанием их применения. Если полученные субъектом знания и критерии эмоциональных оценок присваивались без специального осознания, то и в дальнейшем они используются им пассивно, автоматически. Стремление как-то объяснить наблюдаемые события бывает подчас настолько велико, что люди ищут и находят закономерности даже в случайной последовательности явлений, хотя основания суждений возникают спонтанно и отчет об их источниках затруднен. 4. Субъективная значимость тех или иных когнитивных конструктов отражает степень их предпочтения в устойчивой познавательной сфере. Изменения субъективной значимости познавательных средств могут зависеть от возраста: так, при установлении связей между предметами на первый план выступают сначала их наглядные свойства, затем функциональные и, наконец, обобщенные характеристики. 5. Последовательность (непротиворечивость) познавательных средств восприятия и оценки окружающего мира есть их логическое и содержательное соответствие друг другу.
18 билет. Общение и деятельность.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью. С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме. Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.
19 билет. Определение и содержание общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как: материальное - обмен продуктами и предметами деятельности; когнитивное - обмен знаниями; деятельное - обмен действиями, операциями, умениями; кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Барьеры общения: избегание, авторитет, непонимание
20 билет. Определение памяти. Основные мнемические процессы, их свойства.
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 1.Запоминание- процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания –заучивания.(произвольное запоминание и непроизвольное.) 2.Сохранение– это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала. 3.Воспроизведение- актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось). 4.Забывание– процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях – даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.
21 билет. Организаторские качества руководителя.
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства. В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность. Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами: широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе; чувством понимания ситуации: творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу: нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи; готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям; стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха; эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей; ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах; способностью работать в коллективе и с коллективом; умением предвидеть результат; конструктивность в разрешении конфликтных проблем; предоставление работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей; создание атмосферы конкуренции, соревнования.
22 билет. Проблема врождённого и приобретённого в психологии.
Решение вопроса о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) часто неоправданно связывается с глобальным вопросом «Чего в личности больше - врожденного или приобретенного?». Истина же лежит в ответе на другой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?» при ответ на него становится ясным, что соотношение врожденного и приобретенного не есть постоянная величина для личности. В разных свойствах и качествах их соотношения различно. Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем больше измененного, прижизненно приобретенного, опосредованного социально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминирует (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки). Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке, как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах приобретенного в ходе жизни, социального. Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть выдающимися личностями, а одного темперамента - и выдающимися, и безликими. Неслучайно некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности. Итак, есть постоянное, прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием в новые, специализированные психологические структуры и свойства человека, подчиняющиеся не двум видам закономерностей, а одному, в котором уже нельзя разделить биологическое и социальное.
23 билет. Основания типологии индивидуальности. Выделение психологических типов.
Индивидуальность - совокупность психических
качеств, способов поведения субъекта,
которая отличает его от других. 3 базовых принципа
(стратегии) построения типологии индивидуальности.
1.Эмпирическая(опытная, клиническая)
– обобщение произвольным образом личного
опыта исследователей . 2.Конституциональная–
соотношение особенности поведения людей
с какими-то индивидными (наследственными)
свойствами (телосложение, пол, деятельность
полушарий). 3.Стратегия взаимодействия(средовая)
– акцент на условиях среды; свойства
личности, характер формируются в ходе
взаимодействия со средой. 4.Строение тела и
характер. Типология Э. Кречмера построила
теорию основных типов телесной конституции.
Он выделяет в итоге четыре типа: 1.Лептосоматик(астеник):
хрупкое телосложение, высокий рост, плоская
грудная клетка, вытянутое лицо, тонкий
нос. 2.Пикник(толстый):
тучность, средний или малый рост, большой
живот, круглая голова. 3.Атлетик(борьба,
схватка): крепкое телосложение, высокий
или средний рост, выпуклая лицевая кость. 4.Диспластик (плохосформированный):
бесформенный или с отклонениями. Согласно
типологии Юнга, людей можно разделить
на типы по следующим характеристикам: 1)экстраверсия —
интроверсия;
Экстраверт заряжается энергией от
людей и действий. Интроверт черпает
энергию внутри себя, направлен внутрь
себя, сконцентрирован на своем-внутреннем
мире, малообщителен. 2)рациональный —
иррациональный;(среди рациональных
типов Юнг выделил интеллектуальный и
эмоциональный, а среди иррациональных
- интуитивный и сенсорный). 3)мыслительный тип
(логик) — эмоциональный тип
(этик); Для мыслительного типа характерно
стремление понять, объяснить существенные
черты, закономерности событий, жизни.
Для эмоционального типа главное — выражение
оношения к событию, оценка события, «принятие
или неприятие события».4) ощущающий тип
(сенсорик) — интуитивный тип
(интуит).