Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:01, контрольная работа
1.Цель и задачи специальной психологии
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.
1.Цель и задачи специальной психологии
Цель специальной
психологии — изучение индивидуально-типических
особенностей при атипичном развитии,
причин, механизмов и структуры атипий,
а также обоснование и разработка стратегий
целенаправленной помощи по улучшению
качества жизни людей с атипиями.
Основная цель службы реализуется через
решение диагностических, коррекционных,
профилактических и организационно-
дифференциальнаяпсихологическа
разработка индивидуальной психокоррекционной
программы, согласованной с учебным процессом,
психологической структурой развития
ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);
оценка учебной и социальной микросреды
для организации оптимальных условий
обучения и развития ребенка;
формирование и реализация индивидуальной
коррекционной программы;
совместная с педагогом работа по развитию
когнитивных функций и эмоционально-волевой
сферы, коррекция поведенческих проблем;
оказание помощи педагогам в организации
адекватных условий обучения и воспитания
для ребенка с особыми образовательными
потребностями, рекомендации в отношении
учебной нагрузки, параметров и формы
оценки результатов обучения;
консультирование и оказание помощи педагогу
в организации и развитии взаимодействия
между учениками в учебном процессе и
за его пределами;
обеспечение психологической поддержки
родителей и лиц, их заменяющих; психологическое
консультирование семей, направленное
на формирование адекватного воспитательного подхода
к ребенку с проблемами в обучении, улучшение
эмоционального контакта с ним, соотнесение
возможностей ребенка с требованиями
учебного процесса;
формирование потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в работе
с ребенком или в интересах собственного
развития, создавая условия для полноценного
личностного развития.
2.Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии.
Каждая живая
саморегулирующая система должна обладать
определенной способностью удерживать
и восстанавливать свою целостность в
случаях воздействия различных патогенных
факторов. Такая способность к восстановлению
называется компенсацией - сложной ответной
реакцией индивида на факт внутренних
нарушений, препятствующей возможной
утрате целостности и потере равновесия
с окружающей средой.
Пластичность психики как сложнейшей
функциональной системы лежит в основе
компенсаторных механизмов, основная
сущность которых сводится к замене выпавшего
ее звена на сохранноe.
Все компенсаторные процессы протекают
одновременно на нескольких уровнях. Первый
- биологический. Второй – психологический.
Он включает в себя работу защитных механизмов,
обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего
напряжения в стрессовых ситуациях. Третий
уровень социально-психологический, связанный
с общественным характером человеческого
бытия. Высший уровень - социальный. Его
реализация связана с отношением в целом
общества к инвалидам.
Если компенсация - это процесс возмещения
нарушенной или утраченной функции, то
коррекция чаще всего определяется как
исправление тех или иных нарушений. Pеабилитация
это система мероприятий, направленных
на восстановление полноценного общественного
бытия личности. Выделяют разные виды реабилитации
- медицинская,психологическая, семейная,
досуговая, социально-трудовая и др. Ситуация
абилитации характеризуется тем, что факта
и момента утраты не было - человек изначально
от рождения или с раннего детства обладал
тем или иным нарушением. Стало быть, речь
не может идти о восстановлении, ибо восстанавливать
можно лишь то, что было утрачено.
Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма
психолого-педагогической деятельности,
направленная на исправление недостатков,
отклонений в развитии детей.
3.Классификация атипий развития.
С точки зрения
клинич.подхода все нарушения делятся
на 2 класса:
1.Ретардация – запаздываие или преостановка
псих.развития любого происхождения, недоразвитие:
- тотальная (общая)
- частичная (порционная)
2.Асинхрония – сочетание выраженного
опережения в развитии одних функций со
значительным темпом отставания других.
В.В.Ковале делит все виды расстройств
на 2 группы в зависимости от динамич.характеристик
этиологического фактора:
- непроцессуальный псих.дезонтогенез
- процессуальный псих.дезонтогенез (возникает
вследствие болезненного процесса – шизофрения,
эпилепсия).
По Лапшину, Пузанову:
1.дети с сенсорными нарушениями (зрение,
слух)
2.дети с интеллект.нарушениями (умственная
отсталость)
3.с нарушениями речи
4. с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (ДЦП)
5.с комбинированными комплексными расстройствами
(умств.отсталость+наруш.
6.с искаженным дисгармоничным развитием
(аутизм)
4.Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.
Современные представления
о психическом развитии ребенка базируются
на безусловном признании роли полноценных
социальных и биологических условий. Причиной
наиболее тяжелых форм психических расстройств
являются генетические нарушения.
Генетический уровень как первичный инициирует
развитие сопряженных с ним морфологического
и физиологического уровней. Они, в свою
очередь, создают условия для возникновения
психических новообразований, порождаемых
социальной детерминацией.
Однако даже сформированные под влиянием
врожденных факторов синдромы по-разному
проявляются в период онтогенеза. Факторы,
к которым можно отнести внутрисемейное
взаимодействие, обстоятельства социальной
и биологической среды обитания обусловливают
возможности индивидуального развития
человека, субъективную специфику формирующихся
черт личности и другие компоненты жизненного
опыта. В связи с этим важнейшим условием
формирования высших психических функций
ребенка является его деятельность в предметном
мире, протекающая в процессе общения
и сотрудничества с окружающими людьми.
Изучение соотносительной роли наследственности
и среды в изменчивости отдельных сторон
психической деятельности показало, что
каждый из изучаемых параметров этой деятельности
(интеллектуальной, мнестической, речевой
и т. д.) характеризуется определенными,
только ей присущими величинами компонент
фенотипической дисперсии — генетическими
и средовыми. Последнее означает, что вклад
генетической и средовой составляющей
в детерминации нарушений психического
развития в каждом отдельном случае должен
различаться. Указанная закономерность
особенно хорошо прослеживается в возрастной
динамике психического развития.
5.Общие и специфические закономерности аномального развития.
Под закономерностью понимают
объективно существующую, повторяющуюся
существенную связь между явлениями. Существуют
закономерности общие, отражающие общее
для больших групп явлений, и специфические
(или частные), действующие в какой-либо
подгруппе явлений.
Психическое развитие детей с нарушениями
слуха, зрения, интеллекта подчиняется
тем же основным закономерностям, что
и развитие нормальных детей.
Выделяют следующие закономерности, общие
для развития нормального и аномального
ребенка:
1. Темп психического развития отличается
неравномерностью, в разные периоды проходит
ускоренно или замедленно.
2. Созревание психических функций происходит
поэтапно.
3. Психическое развитие ребенка зависит
от его обучения и воспитания и от общения
со взрослыми.
4. Формирование и развитие психики происходит
в различных видах деятельности.
6.Психологическая структура дефекта.
В основе данного
понятия лежит выделение Л.С. Выготским
системы дефектов. Дефект вызывает ряд
отклонений и создает сложную структуру
атипичного развития. Л.С. Выготский предложил
различать в аномальном развитии две группы
симптомов:
– первичные – нарушения, непосредственно
вытекающие из биологического характера
болезни, и
– вторичные, возникающие опосредованно
в процессе социального развития. Вторичный
дефект является основным объектом в психологическом
изучении.
Современный взгляд на структуру дефекта
предусматривает клинический или клинико-психологический
7.Организация психодиагностического изучения детей с отклонениями в психофизическом развитии.
Для каждого возрастного
периода должна существовать особая по
содержанию система диагностируемых сторон
психического развития: одна для школьного
периода развития, другая – для младшего
школьного возраста и, наконец, третья –
для подросткового периода развития.
Так, для диагностики развития дошкольного
возраста должен быть установлен уровень
сформированности игровой деятельности –
ее основных структурных компонентов
(использование переноса значений с одного
предмета на другой, соотношение роли
и правила, уровень подчинения правилу
игры) и некоторых сторон психического
развития (наглядно-образное мышление,
общие познавательные мотивы, соотношение
зрительного и смыслового поля, использование
символических средств, развитие общих
представлений).
Для младшего школьного возраста содержание
диагностируемых сторон развития должно
быть другим. В него следует включить диагностику
уровней сформированности: учебной деятельности,
ее основных структурных компонентов
(выделенность учебных действий и степень
их сформированности, уровень развития
действий контроля и оценки), а также основных
новообразований (выделенность способов,
общих для решения определенного типа
задач, и их осознание, уровень развития
внутреннего плана действий, уровень развития
обобщений и понятий).
Для диагностики психического развития
в переходные периоды (от дошкольного
к школьному возрасту) в исследование
нужно включать данные как по новообразованию
дошкольного возраста, так и по начальным
формам деятельности следующего периода,
а также о проявлении и уровне развития
симптомов, характеризующих наступление
переходного периода. Для данного переходного
периода это – потеря непосредственности
в социальных отношениях, обобщение переживаний,
связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
Таким образом, диагностика строится на
основе не искусственно выделенных отдельных
психических процессов или функций (восприятие,
внимание, память), а определенных единиц
деятельности.
8.Психологические характеристики детей при общих неврозах.
В.В. Ковалев выделил
уровни психоневрологического реагирования
детей и подростков:
-соматовегетативный (0-3 года),
-психомоторный (3-7 лет),
-аффективный (7-11 лет),
-эмоционально-идеаторный (11-17 лет).
Неврозы страха - предметные страхи, связанные
с содержанием психотравмирующей ситуации
и обуславливающие особое сверхценно-боязливое
отношение к объектам и явлениям, которые
вызвали аффект страха.
Невроз навязчивых состояний
- преобладание движений, действий, страхов,
опасений, представлений и мыслей, возникающих
неотступно вопреки желанию больного,
который сознавая их необоснованный болезненный
характер, безуспешно стремится их преодолеть.
При фобическом неврозе у детей более
младшего возраста преобладают навязчивые
страхи загрязнения, острых предметов
(иголок), закрытых помещений; старшего
возраста более свойственны навязчивые
страхи болезни и смерти, страх подавиться
при еде, страх покраснеть в присутствии
посторонних, страх устного ответа в школе.
Истерический невроз
Психогенное заболевание, характеризующееся
разнообразными (соматовегетативными,
моторными, сенсорными, аффективными)
расстройствами невротического уровня.
Невротическое заикание - психогенно обусловленное
нарушение ритма, темпа и плавности речи,
связанное с судорогами мышц, кот. участвуют
в речевом акте.
Невротические тики - объединяют автоматизированные
привычные движения (мигание, наморщивание
кожи лба, крыльев носа, облизывание губ,
подергивание головой, различные движения
конечностями), а также «покашливание»,
«хмыкание», «хрюкающие» звуки,которые
возникают в результате фиксации того
или иного защитного движения.
Невротические расстройства сна
выражается нарушениями засыпания, беспокойным
сном с частыми движениями, расстройством
глубины сна с ночными пробуждениями,
ночными страхами, яркими устрашающими
сновидениями, а также снохождениями и
сноговорениями.
Невротические расстройства аппетита
(анорексия). Невротический энурез,
невротический энкопрез.
9.Виды неврозов.
Невроз – приобретенное
функциональное заболевание нервной системы,
при котором происходит "срыв" деятельности
головного мозга без каких-либо признаков
его анатомического повреждения.
1.Истерический – рвота, кот.не связана
с приемом пищи, и возникают в ситуации
сильного псих.напряжения. Также возможны
наруш.в чувствит.конечностей (ноги, руки)
2.Фобический – упорный страх перед чем
либо, что может нанести вред здоровью
или жизни ребенка. Детские страхи отличаются
конкретностью, образностью представлений
и ощущений. Соматические реакции: покраснение,
побледнение кожи;тремор; потоотделение;
замирание, остолбенение. Страх после
психотравмир.ситуации. Стереотипные
действия.
3.Невроз навязчивых состояний – многократные
навязч. движения, действия. Возникают
в результате смутного напряжения, тревоги,
которая не осознается. При этом ребенок
осознает аномальность и чуждость своих
действий. В младш.школьном возрасте возможно
возникновение навязчивых мыслей и представлений.
10.Психокоррекционная работа с детьми, страдающими неврозами.
Неврозы – заболевание
излечимое, хотя и не всегда быстро. Методик
избавления от невроза довольно много,
среди них и медикаментозное лечение,
гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются
игровая терапия, сказкотерапия и т.д.
Каждая ситуация индивидуальна. Профилактика
нервных расстройств у детей прежде всего
сводится к устранению всех факторов,
способствующих формированию нервности.
В дошкольных учреждениях и дома ребенку
надо создать благоприятную обстановку,
предохраняющую его от возникновения
или усиления уже существующей нервности:
правильный уход за ребенком, строгое
соблюдение рационального режима сна,
питания, отдыха, осуществление физического
воспитания и закаливания организма, способствующего
повышению сопротивляемости инфекциям.
Немаловажное значение в профилактике
неврозов имеет предупреждение детского
травматизма. Надо помнить, что взрослые
могут травмировать ребенка и словом и
несправедливым к нему отношением.
Очень важным является период до рождения
ребенка. Насколько ребенок будет желанным
в семье, в каком состоянии находится сама
семья на момент появления в ней ребенка.
Большое значение при лечении неврозов
имеют различные методы психотерапии:
разъяснительная, направленная как на
объяснение сущности болезни, так и методов
борьбы с ней; гипноз (используется при
навязчивых страхах, опасениях и т.п.),
аутогенная тренировка, полезная при обильных
вегетативных проявлениях, тревоге. Все
возрастающее значение приобретает психоаналитическая
терапия по вскрытию внутриличностных
конфликтов и выявлению вытесненных в
подсознание комплексов (например, при
истерии, фобическом неврозе).
Необходимо использовать безоценочную
систему обучения детей со школьными неврозами.
Тренинг общения, создание благоприятной
социальной микросреды, меры по укреплению
статусных позиций школьников в учебной
группе и во внешкольных коллективах могут
быть широко использованы в целях коррекции
проявлений неврозов.
11.Психологическая характеристика различных акцентуаций характера.
1. Гипертимный
тип. Главная особенность подростков –
всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся
вспышками агрессии и раздражения. Они
хорошо выдерживают нагрузки в ситуациях,
требующих активности, сообразительности,
в основном неусидчивы, недостаточно дисциплинированны.
2. Циклоидный тип. Периоды подъема настроения
у подростков чередуются с выраженной
депрессией. Они тяжело переживают даже
незначительные неприятности.
3. Лабильный тип. Подростки этого типа крайне
изменчивы в настроении. Они могут погрузиться
в уныние при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач; хорошо понимают
и чувствуют отношение к ним окруж. людей,
ранимы.
4. Астенический тип.Характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью
и раздражительностью. Особенно часто
утомляемость проявляется при выполнении
трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. В детстве эти дети часто
боятся темноты, одиночества, животных,
незнакомых людей. Они не любят больших
компаний, слишком азартных, подвижных
игр, отличаются послушанием и обнаруживают
большую привязанность к родителям.
6. Психастеничный тип.Подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным
развитием. Самоуверенность у них сочетается
с нерешительностью.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная
черта этого типа – замкнутость. Внутренний
мир подростков наполнен различными фантазиями,
какими-либо особенными увлечениями. Они
не умеют отстаивать свое мнение.
8. Эпилептоидный тип. В детском коллективе
подростки ведут себя как диктаторы, причем
их личная власть в таких группах держится
в основном на добровольной покорности
или на страхе.
9. Истероидный тип. Главные черты этого
типа – эгоцентризм, постоянная неукротимая
потребность в получении знаков внимания
со стороны окружающих.
10. Неустойчивый тип. Подростки данного
типа обнаруживают повышенную склонность
к развлечениям, любым, без разбора, а также
– к безделью и праздности. Они отличаются
слабой волей, отсутствием каких-либо
серьезных интересов.
11. Конформный тип. Его главная черта –
во всем следовать правилам микросреды.
Это тип приспособленца, который ради
своих собственных интересов готов предать
товарища, покинуть его в трудную минуту.
Кроме описанных выше могут наблюдаться
смешанные типы.
Информация о работе Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»