Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1.Цель и задачи специальной психологии
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Файлы: 1 файл

специальная психология.docx

— 73.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

12.Психологическая характеристика психопатии.

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптацию человека. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной системы. 
Углубляющими факторами П. явл. Неправильное воспитание, алкоголь и наркотики, конфликтные обстановки в семьеили учебн.заведении, наличие стрессовых ситуаций. 
Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных признаков, предложенных выдающимся русским психиатром П.Б. Ганнушкиным. 
1. Тотальность патологических черт характера 
2. Стабильность патологических черт характера  
3. Нарушения адаптации (приспособления)  
Классификация психопатий по ганнушкину: 
1.Астеническая 
2.Циклоидная 
3.Шизоидная 
4. Паранояльная 
5.Эпилептоидная 
6.Истероидная 
7.Неустойчивая 
8.Антисоциальная 
9.Конституционально-глупая 
Основное направление в работе при психопатии это психотерапия, вид которой будет варьироваться от вида психопатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Виды психопатии.

1. Ананкастическая психопатия Люди очень неуверенны в себе, робки и застенчивы.  
2. Возбудимая психопатия характеризуется сильнейшей возбудимостью. Люди такого типа очень несдержанны и не могут контролировать свои эмоции.  
3. Истероидная психопатия предполагает склонность к истерическим реакциям по любому, даже самому незначительному поводу. Истерики носят бурный характер, но очень быстро угасают. Люди такого склада характера обычно любят быть в центре всеобщего внимания и достигают этого любыми способами: ярко одеваются, придумывают фантастические истории, героями которых они якобы являлись когда-то. Это ярко выраженные позёры и патологические вруны. 
4. Параноидная психопатия несёт в своей основе одну-единственную идею, которая полностью овладела человеком, чаще всего глупа и нереальна.  
5. Эмоционально-лабильная психопатия — одна из самых неустойчивых психопатий, так как люди такого типа либо чересчур радостны всегда, либо пребывают в постоянной смертельной тоске. 
6. Шизоидная психопатия свойственна так называемым «холодным аристократам», которые отличаются от остальных людей высокой чувствительностью, излишней ранимостью, деспотичностью, резонёрством, они мало с кем находят общий язык и отчуждены от общения. Их совершенно не волнует то, что могут чувствовать другие люди. Они асоциальны.  
7. Сенситивная психопатия является ответвлением шизоидного вида. Все переживания таких людей направлены глубоко внутрь себя.  
8. Асоциальная психопатия предполагает, что нормы поведения, принятые в обществе, совершенно нивелируются личностью с таким типом психопатии.  
9. Органическая психопатия — это заболевание головного мозга, когда в нём происходят необратимые процессы, приводящие к серьёзным нарушениям.  
10. Циклоидная психопатия — одна из самых мягких форм проявления данного заболевания. Люди такого типа общительны, однако эмоционально крайне неустойчивы и подвержены резкой неоправданной смене настроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Методы психологической интервенции при психопатии.

Психологическаяинтервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. 
Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической среды. 
Психотерапия при акцентуациях характера и психопатиях. Роль психотерапии в этих случаях определяется значением в динамике состояния больного психогенных факторов. групповая психотерапия позволяет добиться способности предусматривать последствия своего поведения и корректировать его в конкретных условиях. Рекомендуется проводить лечение пациентов с психопатиями в малых группах. Большой интерес представляет опыт использования при психопатиях «клинической психотерапии творчеством», включает в себя создание творческих произведений (занятия живописью, скульптурой, художественной фотографией), общение с природой и др. Важное значение при психопатиях приобретает семейная психотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Нарушения поведения.

Нарушение поведения – это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий или поступков, в которых реализуются внутренние побуждения человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальные нарушения поведения). 
Критерии нарушения поведения: воровство; побеги из дома;намеренная лживость;прогулы школьных занятий; участие в поджогах; вандализм (разрушение общественной собственности); нападение на людей;разрушение чужой частной собственности;физическое или сексуальное насилие;жестокость по отношения к людям или животным. 
Психологический диагноз нарушений поведения определяется, если три признака наблюдаются в течение не менее полугода. Причинами отклонений в развитии и поведении детей чаще всего являются безнадзорность в семье,психологическаяизоляция в классном коллективе, отрицательная микросреда, недостатки и ошибки в семейном и школьном воспитании. Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежительного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей. 
Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как: 
1) саморазрушающее поведение; 2) делинквентное поведение; 3) криминальное поведение; 4) аддиктивное поведение. 
Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как: 1) делинквентное поведение; 2) криминальное поведение; 3) компульсивное поведение; 4) саморазрушающее поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Сексуальные девиации и дисфункции.

Сексуальные расстройства делят на дисфункции сексуальные и девиации сексуальные. К ним относятся лишь те сексуальные девиации, которые приобретают явно патологический, навязчивый характер, грубо нарушают партнёрские отношения или нормы поведения, принятые в обществе. Такие болезненные формы сексуальных девиаций принято называть половыми извращениями. 
Дисфункции сексуальные (дис... + лат. functio — деятельность), нарушения потенции, сексуальной возбудимости, сексуального возбуждения, сексуальной мотивации, а также отсутствие способности к достижению сексуального удовлетворения. 
Сексуальные дисфункции делятся на индивидуальные, когда нарушено течение полового акта (коитуса), оргазма, либидо, и обоюдные, которые наблюдаются при дисгармонии сексуальной, диспареунии, аверсии сексуальной.  
Отмечают истинные и мнимые сексуальные дисфункции. Девиации сексуальные (франц. deviation от лат. deviare — сбиваться с пути; синонимы — парафилии, парапатии, парэрозии, сексуальные парастезии, перверситеты), различные формы отклонений от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения, не относящиеся к болезненным состояниям. Этим девиации отличаются от половых извращений. Половое возбуждение или оргазм достигается с помощью атипичных или культурно-запрещенных действий.  
Сексуальные девиации классифицируют как отклонения в отношении объекта влечения (педофилия, эфебофилия, геронтофилия, зоофилия, фетишизм, трансвестизм, гомосексуализм, транссексуализм, инцест, нарциссизм, пигмалионизм, некрофилия и др.) и отклонения в способе реализации влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм и др.). Часто сексуальные девиации определяются как всякое отклонение от нормы в половом поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Умственная отсталость. Факторы, влияющие на возникновение умственной отсалости.

УО – качественное изменение психики, личности в целом, характеризующееся снижением познавательной активности вследствие органического поражения ЦНС. Стойкость, необратимость дефекта, органич.поражение. 
Причины умственной отсталости 
Деменция является следствием дегенеративных процессов, возникающих при болезнях головного мозга. Причиной деменции может быть травма головного мозга, воспаление мозга и мозговых оболочек, атеросклероз или болезнь Альцгеймера. Причину олигофрении удается установить у 1/4 больных. Причинами врожденного слабоумия могут быть:  
Генетически обусловленные нарушения обмена веществ, Врожденные нарушения обмена веществ и другие наследственные заболевания. Нарушение функции желез внутренней секреции. Основным проявлением этого нарушения является кретинизм. Хромосомные болезни. Наиболее распространенная болезнь этой группы - синдром Дауна. Аномалии хромосом.  
Инфекционные заболевания во время беременности.  
Болезни головного мозга, перенесенные в грудном и детском возрасте. Часто поражение головного мозга наблюдается при кори и коклюше.  
Отсутствие человеческого тепла и участия, недостаточная стимуляция и другие неблагоприятные факторы также могут неблагоприятно сказаться на формировании интеллекта ребенка. Постоянное общение и стимуляция ребенка зачастую позволяют преодолеть умственную отсталость.  
Степень умственной отсталости также определяют с помощью коэффициента интеллекта (IQ):  
IQ=50-69 - легкая форма умственной отсталости.  
IQ=35-49 - умеренная.  
IQ=20-34 - тяжелая форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Олигофрения. Деменция. Степени олигофрении по МКБ-10.

 Недостаточность умственного развития обычно расценивается как олигофрения (от греч. oligos - мало, phren - ум, разум), или малоумие. Ввел этот термин немецкий психиатр Э. Крепелин, и теперь этим термином обозначают различные по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологические состояния, характеризующиеся врожденным или рано (обычно в первые три года жизни) проявившимся слабоумием, которое выражается в недоразвитии интеллекта, что проявляется отсутствием при этом нарастания уже имеющегося дефекта личности. 
Вместе с тем значительное по степени выраженности снижение интеллектуальных функций, разрушение уже сложившегося интеллекта, обычно в сочетании с потерей приобретенных ранее навыков принято расценивать как деменцию (от лат. de - устранение, удаление, потеря; mentis - ум, разум), т.е. потерю уже сложившегося разума. 
Деменция - в буквальном переводе означает «потеря ума», т.е. приобретенное слабоумие, чаще обусловленное интоксикацией, дисметаболическим, инфекционно-воспалительным или травматическим поражением мозга, происходящими в нем дегенеративными процессами, сосудисто-мозговой патологией. Предрасполагающим к деменции состоянием может быть наследственный фактор, в частности унаследованный скрытый ферментный дефицит, например, при болезни Паркинсона. 
В соответствии с МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости (F7): 
1) умственная отсталость легкая (легкая олигофрения, дебильность, легкая умственная субнормальность, малоумие), IQ = 50-69; при этом развитие пациентов обычно не превышает уровня ученика 3-4 класса школы, однако во взрослом состоянии они «при определенной опеке способны к самостоятельной жизни»; 
2) умственная отсталость умеренная (умеренная олигофрения, умеренная умственная субнормальность, имбецильность), IQ = 35-49; 
3) умственная отсталость тяжелая (тяжелая олигофрения, тяжелая умственная субнормальность), IQ = 20-34; 
4) умственная отсталость очень тяжелая (глубокая олигофрения, идиотия, глубокая умственная субнормальность), IQ <20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Психологическая характеристика ребенка с умственной отсталостью.

К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. 
Умственно отсталые дети – разнородная по своему составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т.е. до становления речи. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий. 
Глубокое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых детей. Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в физическом развитии: аномалии роста, нарушение обмена веществ, дискоординация моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и другие. 
В зависимости от причин, вызвавших умственную отсталость, Г.Е. Сухарева выделяет: 
– генеративные (наследственные) олигофрении; 
– олигофрении вследствие действия патогенных факторов во внутриутробном развитии; 
– олигофрении вследствие травм и заболеваний, возникших в возрасте до 2–3 лет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Задержка психического развития, классификация по К.С. Лебединской.

Лебединской (1980), разработанная на основе этиопатогенетическогоподхода. Различают четыре основных варианта ЗПР.  
- Задержка психического развития конституционального происхождения. При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной.  
- Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. - Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.  
- Задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. Выделяются две категории детей: 
группа "А" - в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности; 
группа "Б"- доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 21.Стратегия работы психолога с детьми с ЗПР.

Специальная коррекционная работа важна по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт.  
Используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. 
Несформированность умственных операций и способов мыслительной деятельности у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности. 
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое. 
Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий. 
При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

Информация о работе Шпаргалка по «Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний»