Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:24, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь пед психологии с другими науками. Основные проблемы пед психологии. 2. Методы исследования. Вопрос 4. Вопросы обучения и воспитания в работах отечественных психологов. 6. Учение Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и её значение для объяснения связи развития и обучения.

Файлы: 1 файл

педагогическая психология билеты.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Пётр  Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта 1988, Москва) — выдающийся российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).Ввёл в деятельностную психологию систематичекую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий. Гальперин аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории психологом были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Петр Яковлевич выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.

Л.В. Занков Система развивающего обучения. Развитие – появление личностных образований ребенка, раскрытие по мере развития. * осознание учащемся важности, позитивное отношение к учебному процессу; * систематичность и целостность содержания; * ведущая роль теоретических знаний; * обучение на высоком уровне сложности; *изучение материалов быстрыми темпами; * включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (наблюдение, практика); * программы обучения, разделенные на ступени; * основная мотивация – познавательный интерес.

Концепция В.В.  Давыдова, Д.Б. Эльконина. (60е годы, 20 века)Осн. цель – углубить концепцию Занкова и доказать, что уже в младшем школьном возрасте можно решать специфические дидактические задачи на основе абстрактно-теоретического мышления и при минимальной активности учителя. Принципы: * научные понятия – основные компоненты содержания образования, они могут и должны усваиваться уже в младшем возрасте на основе ведущей роли теоретического мышления. * организация учебной деятельности не только от частного к общему, но и преимущественно от общего к частному. * содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, развивающие сознание и мышление, и создающие условия для перехода на творческий уровень развития. * основное средство и метод обучения – решение учебных задач, т.е. усвоение теоретических знаний посредством соответствующих действий.

5. Образование   и образовательные процессы. Социализация, взросление и профессионализация  в образовательных процессах.  Образование и развитие человека. В рамках педагогической психологии образование рассматривается как специальным образом организоаванная социокультурная среда личностного развития и традиционно исследуется в 3-х процессах: 1) система, 2) процесс, 3) результата.

1) Образование как система – имеет опредиленную структуру и иерархию своих элементов. Эта структура рассматривается в трех измерениях: а) социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования; б)  ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура); в) профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное. 

2) Образование как процесс – представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. В основе образовательного процесса лежат опредиленные законы и закономерности. а) внешние законы – характеризует зависимость образования от внешних условий; б) внутренние законы – характеризует связь между компанентами педагогического процесса (цель, содержание, методы, формы, средства), т.е. развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется.

3) Образование как результат – это образованность человека. Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый — образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-носодержательной. Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. Образование как социальное явление ориентировано на формирование личности. Важнейшие функции образования на современном этапе - профессионализация и социализация человека. Поэтому система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из тех социальных институтов, значимость которых неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее — подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное — подготовка к исследованию объективного мира (природы) и систематизирующее — подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки (особенно латынь), второго — естественные науки, третьего — математика.

6.  Учение Л. С. Выготского о  взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и её значение для объяснения связи развития  и обучения.

Теория  Л.С.Выготского - согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс. По мнению Л.С.Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения, которые и явились предметом его специальных исследований. Понимание Л.С.Выготским термина развитие, характеризуется в первую очередь наличием качественных новообразований.   
Такое представление о развитии позволяет Л.С.Выготскому сделать важный вывод относительно обучения: обучение является источником развития, источником возникновения нового.

В основу разрабатываемой в отечественной  возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка  легло положение о зонах актуального  развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР), выделенные Л.С. Выготским. Он показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.

7. Современное состояние проблемы обучения (воспитания) и психического развития.

Существуют  разные точки зрения на решение этого  вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение — это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности — обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития». Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет». В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. Как подчеркивает Брунер, «... преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое развитие». Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения, педагогики в целом. Рассмотрение проблемы развития означает ответ на целый ряд вопросов: каково общее направление психического развития личности, что выступает в качестве его движущих сил, какова социальная ситуация развития, по каким основным линиям оно протекает. Обучение, реализуемое по любому типу, не может не учитывать все эти моменты, если оно хочет быть управляемым и добиться основной цели — развития личности обучающегося, его психического развития.

8. Концепция развивающего обучения  Л.В. Занкова

Концепция Л.В. Занкова. С конца 1950-х гг. научным  коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Такое обучение имело комплексный характер: содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а "проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы". 

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника. Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения: общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития. Содержание образования: Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Дидактические принципы системы:

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • изучение программного материала быстрым темпом;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы: многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность.

Особенности организационных форм. Урок – основная форма организации обучения, но более  динамичен, гибок; меняется его содержание.                                                                                                Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л.В. Занкова, не столько тем, что превышается "средняя норма" трудности, а прежде всего тем, что раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и направление. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится в одно и то же время как достоянием школьника, так и очередной ступенью, обеспечивающей переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая имеет относительный характер. Следующий принцип системы Л.В. Занкова - ведущая роль теоретических знаний уже в начальной школе, которые выступают ведущим средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Особое место в его системе занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Л.В. Занков объяснял это тем, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений. Согласно традиционной методике эта мера необходима для преодоления неуспеваемости школьников. Опыт Л.В. Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует развитию детей. Она лишь увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше, а более других учеников нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их развитию. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков. Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам. Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность в развитии школьника, она остается до настоящего времени нереализованной концепцией. В 1960- 1970-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения. Ориентация школы в конце 1980-х - начале 1990-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой концепции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"