Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:24, шпаргалка
1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь пед психологии с другими науками. Основные проблемы пед психологии. 2. Методы исследования. Вопрос 4. Вопросы обучения и воспитания в работах отечественных психологов. 6. Учение Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и её значение для объяснения связи развития и обучения.
Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта 1988, Москва) — выдающийся российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).Ввёл в деятельностную психологию систематичекую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий. Гальперин аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории психологом были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Петр Яковлевич выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.
Л.В. Занков Система развивающего обучения. Развитие – появление личностных образований ребенка, раскрытие по мере развития. * осознание учащемся важности, позитивное отношение к учебному процессу; * систематичность и целостность содержания; * ведущая роль теоретических знаний; * обучение на высоком уровне сложности; *изучение материалов быстрыми темпами; * включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (наблюдение, практика); * программы обучения, разделенные на ступени; * основная мотивация – познавательный интерес.
Концепция В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. (60е годы, 20 века)Осн. цель – углубить концепцию Занкова и доказать, что уже в младшем школьном возрасте можно решать специфические дидактические задачи на основе абстрактно-теоретического мышления и при минимальной активности учителя. Принципы: * научные понятия – основные компоненты содержания образования, они могут и должны усваиваться уже в младшем возрасте на основе ведущей роли теоретического мышления. * организация учебной деятельности не только от частного к общему, но и преимущественно от общего к частному. * содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, развивающие сознание и мышление, и создающие условия для перехода на творческий уровень развития. * основное средство и метод обучения – решение учебных задач, т.е. усвоение теоретических знаний посредством соответствующих действий.
5. Образование
и образовательные процессы. Социализация,
взросление и
1) Образование как система – имеет опредиленную структуру и иерархию своих элементов. Эта структура рассматривается в трех измерениях: а) социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования; б) ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура); в) профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
2) Образование как процесс – представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. В основе образовательного процесса лежат опредиленные законы и закономерности. а) внешние законы – характеризует зависимость образования от внешних условий; б) внутренние законы – характеризует связь между компанентами педагогического процесса (цель, содержание, методы, формы, средства), т.е. развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется.
3)
Образование как результат – это образованность
человека. Образование как результат может
рассматриваться в двух планах. Первый — образ
того результата, который должен быть
получен конкретной образовательной системой,
и фиксированный в форме образовательного
стандарта. Современные образовательные
стандарты включают требования к качествам
человека, завершающего определенный
курс обучения, к его знаниям и умениям. Второй план
существования результата образования
— это сам человек, прошедший обучение
в определенной образовательной системе.
Его опыт как совокупность сформированных
интеллектуальных, личностных, поведенческих
качеств, знаний и умений позволяет ему
адекватно действовать на этой основе
в любой ситуации. Результатом образования
в этом плане является образованность,
которая может быть общей и профессисоиналь-
6.
Учение Л. С. Выготского о
взаимосвязи обучения и развити
Теория
Л.С.Выготского - согласно которой
обучение и развитие — не два независимых
процесса или один и тот же процесс. По
мнению Л.С.Выготского, неверно ни отождествлять
процессы обучения и развития, ни предполагать,
что процесс развития совершается независимо
от процесса обучения. Он утверждает, что
между обучением и развитием существуют
сложные отношения, которые и явились
предметом его специальных исследований.
Понимание Л.С.Выготским термина развитие,
характеризуется в первую очередь наличием
качественных новообразований.
Такое представление о развитии позволяет
Л.С.Выготскому сделать важный вывод относительно
обучения: обучение является источником
развития, источником возникновения нового.
В основу
разрабатываемой в
7. Современное состояние проблемы обучения (воспитания) и психического развития.
Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение — это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности — обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития». Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет». В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. Как подчеркивает Брунер, «... преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое развитие». Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения, педагогики в целом. Рассмотрение проблемы развития означает ответ на целый ряд вопросов: каково общее направление психического развития личности, что выступает в качестве его движущих сил, какова социальная ситуация развития, по каким основным линиям оно протекает. Обучение, реализуемое по любому типу, не может не учитывать все эти моменты, если оно хочет быть управляемым и добиться основной цели — развития личности обучающегося, его психического развития.
8.
Концепция развивающего
Концепция Л.В. Занкова. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Такое обучение имело комплексный характер: содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а "проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы".
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника. Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения: общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития. Содержание образования: Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
Свойства методической системы: многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность.
Особенности
организационных форм. Урок – основная
форма организации обучения, но более
динамичен, гибок; меняется его содержание.