Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:24, шпаргалка
1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь пед психологии с другими науками. Основные проблемы пед психологии. 2. Методы исследования. Вопрос 4. Вопросы обучения и воспитания в работах отечественных психологов. 6. Учение Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и её значение для объяснения связи развития и обучения.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.
Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
Вопрос 13. Программированное обучение, его сущность. Психологические основы компьютеризации обучения. Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера. Американский профессор Беррес Скиннер в 1954 г. сделал доклад на тему Наука учения и искусство преподавания, впервые представив в нем концепцию линейного программированного обучения. В основу технологии линейного программированного обучения были положены 3 основных требования:
а) исключение из процесса обучения страха учащегося перед наказанием, насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками (вот характерный отрывок из текста Б. Скиннера, отвечавшего на свой же риторический вопрос: как относится большинство взрослых людей к математике, которой их учили в школе: «У них даже беглый взгляд на столбцы цифр, не говоря уже об алгебраических символах или интегралах, вызывает чувство беспокойства, вины, страха, но никак не математическое поведение»);
б) переход от контроля учителя к самоконтролю учащегося;
в) перевод традиционной педагогической системы, основанной на принципах Яна Коменского: "один Учитель – много Учеников" в режим самообучения учащихся.
Основное средство реализации концепции инструментального обучения - обучающая программа, в которой даны:
- учебный
материал (например, на картонных
карточках или в виде
- подробное
описание действий каждого
- формы
контроля усвоения каждым
Более
детально это сводится к следующим
положениям:
- дробление учебного курса на «малые порции
/ шаги» - для предупреждения возможных
ошибок учащихся при их восприятии;
- уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов (По Б. Скиннеру, для организации успешного обучения, доля ошибочных ответов учащихся не должна превышать 5%);
- единообразного хода обучения для всех – поскольку не делается никаких попыток организовать обучение в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь в продолжительности прохождения одной и той же программы - см.: Технология полного усвоения знаний;
- учащийся даёт ответы, заполняя соответствующие пробелы в учебном тексте;
- немедленное подтверждение и поощрение правильности ответа учащегося для выработки чувства уверенности и формирования интереса к учебе;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- переход к следующему шагу программы возможен только тогда, когда учащийся овладеет содержанием предыдущего шага;
- индивидуализация темпа учения – каждый учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
- дифференцированное закрепления знаний - каждое обобщение повторяется в различных контекстах и иллюстрируется тщательно подобранными примерами.
Позже выяснилось, что программированное обучение полезно при выработке достаточно простых навыков и умений.
14.Личностно-ориентированное обучение.
Теория и практика личностно-оринтированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
- Осуществление
воспитания саморегулирующего
- Формирование и развитие мышления;
- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- Адаптация
учебного процесса к
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. Необходимо выделить не менее двух уровней развития ребёнка, без знания которых невозможно найти правильное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый уровень – уровень актуального развития психических функций ребёнка, сложившийся в результате определённых, уже завершившихся, циклов его развития. В данном случае имеется в виду наличный уровень подготовки ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень – уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Этот уровень является показателем того, что ребёнок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у каждого ученика индивидуальны, что и объясняет разные темпы умственного развития. Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка. Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.
15. Проблемы
дифференцирования и
Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.
Поэтому
решение проблемы дифференциации содержания
обучения играет большую роль в реализации
личностно-ориентированной
ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в целом ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях направлена на развитие умственных способностей школьников на основе максимального учета и использования индивидуальных особенностей
их познавательной деятельности и мышления. Для этого можно использовать:
16. Проблема обучаемости в педагогической психологии.
Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий,готовность к переходу на новые уровни обученности.
Проблемы, связанные с обучаемостью:
- исходный минимум знаний у ученика
- отрицательное отношение к труду
- присутствие напряжения, утомления
- неудовлетворённость своим результатом
- низкий уровень мотивации
- несамостоятельность
небрежность, неряшливость.
17. Психология усвоения ЗУН.
При изучении усвоения ЗУН, важным является определение этапов, условий и критериев успешного протекания этих процессов, а также разработка методик диагностики, уровня и качества усвоения. В отечественной психологии процесс усвоения предполагает выполнение определенных действий. На этой основе разработаны различные теории, которые делятся на 2 основные группы: 1) Исследование в области изучения закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях, существующих дидактических систем. 2) Изучение закономерностей становления познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного общения. Знание- проверенный общественно-исторической практикой опыт . основные качества знаний- осознанность, системность, обобщенность, полнота, гибкость, прочность, оперативность, глубина. Мыслительная деятельность является основой освоения знаний. Этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, формирование, активное воспроизведение, преобразование. Усвоение З может происходить на разных уровнях- репродуктивном (по образцу), продуктивном (нахождение нового знания). Усвоение З является основой для овладения У и Н. Умения - способность к действию, недостигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навыки - способность к выполнению действий, достигших наивысшего уровня сформированности, совершаемых автоматически без осознания промежуточных шагов. Выделяют неск. Уровней сформированности : 1. нулевой( отсутствие данного действия) 2. первый. Знание о действии и умение выполнять его с помощью взрослого. 3. второй. умение выполнять действие по образцу. 4. третий. Самостоятельное пошаговое выполнение действий. 5. четвертый. Автоматизированное выполнение действий. Выделяют Общенаучные и узкопредметные У и Н.