Шпаргалка по "Психопатологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психопатологии"

Файлы: 1 файл

1031904_2527E_psihopatologiya_otvety_na_ekzamenacionnye_bilety.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Токсикомания — заболевание, проявляющееся психической (а иногда и физической) зависимостью от психоактивного вещества, не включенного в официальный список наркотиков.Наркотики и другие психоактивные вещества систематизируются по международной классификации болезней (МКБ-10, 1992 г.).

Разлигают следующие психоактивные вещества: 1) препараты опия; 2) снотворные и седативные (успокаивающие) вещества; 3) кокаин; 4) препараты индийской конопли; 5) психостимуляторы; 6) галлюциногены; 7) алкоголь; 8) табак; 9) летучие растворители и 10) другие психоактивные вещества.

Все психоактивные вещества вызывают пристрастие, психическую и физическую зависимость, а также серьезные изменения психики, т. е. принципиального различия между ними нет.

Специалисты, работающие с детьми, должны осознать опасность, которую, представляют наркотики для детей и подростков, понимать возможные последствия в будущем, знать причины и факторы, ответственные за сложивпгуюся ситуацию, изменить существо и форму воспитательного процесса с тем, чтобы поставить заслон процессу деградации подрастающего поколения. Все, кто работает с подростками, должны иметь представление о характеристиках наркотических веществ, их распространенности, особенностях влияния на организм и психику человека.

Табак. Токсичность табака определяется в основном никотином. Курение — фактор риска возникновения рака легких, других заболеваний легких и бронхов, нарушения кровообращения в сосудах ног, инфаркта миокарда, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др. заболеваний. Курение женщин подвергает риску здоровье еще не родившихся детей. Они чаще рождаются с дефектами и более восприимчивы к болезням.

Ингалянты (эфир, бензин, растворители лака и красок, пятновыводители, ацетон, толуол, различные виды клея и др.) — летучие вещества, которые вдыхают с целью получения токсического опьянения. Основные действующие вещества в ингалянтах — алифатические и ароматические углеводороды. Пары применяемых средств вдыхают со смоченной ткани, из шапки, из целлофанового пакета или из посуды в течение 1—2 или 10—15 минут в зависимости от того, что используют.

Спиртсодержащие напитки (водка, самогон, вино, пиво и др.) используются для получения опьяняющего эффекта в связи с наличием в них алкоголя. Под влиянием последнего нарушается обмен веществ, расстраивается иммунитет. В мозгу увеличивается продукция морфиноподобных веществ, которые, вызывая приятное состояние, могут привести к психической и физической зависимости от алкоголя. Возникновение алкоголизма связано с наследственной предрасположенностью организма и влиянием среды. Алкоголь поражает почти все органы и системы. Заболевания сердца и мозга у лиц, злоупотребляющих алкоголем, встречаются в 4—5 раз чаще, чем у непьющих. Расстраивается деятельность желудочно-кишечного тракта, печени, поджелудочной железы. Снижается половая функция у мужчин, нарушается способность к деторождению у женщин. Дети родителей, злоупотребляющих алкоголем, медленнее развиваются, у них чаще наблюдаются пороки развития, нервно-психические и эндокринные расстройства, глухонемота, эпилепсия. Наследственность 40% умственно отсталых детей отягощена алкоголизмом родителей.

Препараты опия (морфий, героин). Опий — млечный сок снотворного мака, содержит алкалоиды: морфий, кодеин, папаверин, которые действуют на центральную нервную систему. Они, угнетая дыхание, уменьшая боль, вызывая благодушие, эйфорию, иногда рвоту, расслабляют гладкую мускулатуру (сосудов, кишечника и т. д.). Опий курят, морфий и героин вводят внутривенно. Соматическое состояние пристрастившихся к этим наркотикам болезненное: морщинистая землистая кожа, одутловатое лицо, общее истощение. С зубов сходит эмаль, они выпадают. Ногти теряют блеск, становятся хрупкими, обламываются слоями. Наркоманы рано седеют, лысеют. Происходит поражение вен. У них развивается психическая и физическая слабость. Снижается выносливость, приводящая к неспособности выполнять какую-либо работу. Наблюдаются признаки преждевременного старения. У некоторых больных появляются судорожные припадки.

Препараты индийской конопли — каннабиноиды (марихуана, гашиш, анаша). Главное действующее начало, содержащееся в них и вызывающее наркотическое действие,— каннабинол, дель-та-9-тетрагидроканнабинол. Именно от них зависит опьяняющее действие препаратов из конопли. Гашиш смешивают с табаком и курят, его дым вдыхают через трубочку. В смеси с табаком жуют, добавляют в еду или напитки. Первоначально эти вещества вызывают речевое и половое возбуждение, яркие зрительные галлюцинации, повышение настроения. Затем их действие становится угнетающим, оно завершается сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, меняется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертельный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности, иногда к слабоумию. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением кровяного давления, мышечным расслаблением, изменением сухожильных рефлексов.

Психостимуляторы (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Они вызывают необычный душевный подъем, стремление к деятельности, иногда переходящее в агрессию, снимают усталость, вызывают прилив энергии, ясности ума, уверенности в своих силах. Эти переживания, как правило, сочетаются с взбудораженностью, тревожностью и настороженностью. Следует отметить бессонницу, снижение аппетита, понос, подъемы температуры тела, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, затруднение дыхания, дрожание конечностей, нарушение координации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потенция сменяется половым бессилием.

Галлюциногены — психоактивные вещества, вызывающие галлюцинации или кратковременные психозы. К ним относится синтетический препарат, вырабатываемый из грибков паразитов ржи и других злаков (производное лизергиновой кислоты), вещества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин), лекарства: астматол, циклодол, димедрол.

 

 

 

БИЛЕТ №7.

  1. Значение научных трудов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, В.М. Бехтерева для формирования естественнонаучных основ отечественной психиатрии.

Большое влияние на понимание детского поведения и на развитие детской психопатологии оказали труды И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности, Э. Торндайка и Дж. Уотсона о научении, Н. Миллера и Дж. Долларда о социальном научении, Г. Петтерсона и др. об интеракционном анализе и социально-когнитивном анализе. Связанные с этими именами теории не только объясняли происхождение отклоняющегося поведения детей, но и служили основой создания методов исследования и легения. Применение научного аппарата этологии (науки о поведении): территориального поведения, мотиваций, групповых структур, имп-ритинга — в детской психиатрии углубило понимание поведенческих расстройств.

Рождение детской психиатрии как самостоятельной науки относится к началу XX века. В. М. Бехтеревым в Петербурге (1908) был создан Психоневрологический институт с детским отделением при нем, где работали его ученики и последователи, внесшие большой вклад в детскую психиатрию,— Р. Я. Голант (1927), С. С. Мнухин (1929) и др. Там Н. М. Щелованов разработал объективный метод изучения физической и психической эволюции ребенка. К. И. Поварнин (1911) изучал воспитание человека с первых дней его жизни. Б. И. Воротынский и Н. Н. Тарасевич развивали детскую психологию и экспериментальную педагогику, а А. В. Владимирский, И. Г. Оршанский и др.— детскую психоневрологию.

Следующий этап развития общей психопатологии связан с деятельностью И.М.Сеченова.

Большое влияние на понимание детского поведения и на развитие детской психопатологии оказали труды И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности, Э. Торндайка и Дж. Уотсона о научении, Н. Миллера и Дж. Долларда о социальном научении, Г. Петтерсона и др. об интеракционном анализе и социально-когнитивном анализе. Связанные с этими именами теории не только объясняли происхождение отклоняющегося поведения детей, но и служили основой создания методов исследования и легения. Применение научного аппарата этологии (науки о поведении): территориального поведения, мотиваций, групповых структур, имп-ритинга — в детской психиатрии углубило понимание поведенческих расстройств.

И.М.Сеченов экспериментально доказал рефлекторную природу психической деятельности, показал, что психическая деятельность возникает в результате взаимоотношения человека, индивидуума с внешним миром, что без воздействия внешнего мира психическая деятельность не может развиться, что внешний мир является источником психической деятельности

Современный этап в развитии общей психопатологии связанс учением И.П. Павлова. Он своими исследованиями показывает, что в основе психической деятельности лежит рефлекторная деятельность, которая вместе с тем и физиологическая, и одновременно психическая. Павловское учение противостояло с момента своего возникновения всем тем чисто идеалистическим направлениям, которые стали господствующими в психиатрии всех стран.

иологии позволяют объяснять многие психопатологические явления. Как известно, выдающиеся ученые С. П. Боткин, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и многие другие главную роль в жизнедеятельности организма отводят нервной системе. Развивая известное положение (1891) о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов (1923, повторное издание – 1951) экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Условнорефлекторная теория получила дальнейшее развитие в трудах П. К. Анохина (1968), А. Г. Иванова-Смоленского (1965), И. С. Беритова (1969), Н. В. Виноградова (1963) и др. В результате были разработаны три основных принципа рефлекторной деятельности.

1. Принцип детерминизма  устанавливает причинность нервных  связей, законов высшей нервной  деятельности. Из этого принципа следует, что ни один нервный процесс не совершается без какого-либо повода, причины, сигнала из внешней или внутренней среды организма.

2. Принцип анализа  и синтеза отражает функции  мозга, его системную деятельность, свойство нервной системы раскладывать сложные взаимодействия окружающей действительности на составляющие элементы, а затем при определенных обстоятельствах соединять их в единую функциональную систему.

3. Принцип структурности  раскрывает приуроченность динамики  нервных процессов к структуре мозга, связывает функциональные процессы нервной системы с ее материальной основой – структурными образованиями.

Используя результаты исследований условнорефлекторной  деятельности животных применительно  к человеку с учетом качественных особенностей его психики, Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Он пришел к выводу, что наши ощущения и представления окружающего мира являются первыми сигналами действительности, а речь – вторыми, т. е . сигналами сигналов. Взаимодействия сигнальных систем определяют специальные типы высшей нервной деятельности человека. Павлов выделял художественный, мыслительный и средний типы. Для человека с художественным типом характерно конкретно-синтетическое, эмоционально-образное мышление; он за каждым словом видит факты. В данном случае первая сигнальная система преобладает над второй. Для мыслительного типа нервной деятельности характерно абстрактно-аналитическое, отвлеченно-словесное мышление. При этом типе мышления доминирует вторая сигнальная система. При среднем типе, который свойствен большинству людей, обе сигнальные системы функционально уравновешены.

 Учение Павлова  о высшей нервной деятельности  послужило толчком для дальнейшего  изучения механизмов деятельности  мозга. Стали быстро развиваться  другие науки, изучающие основы нервной деятельности.

 

  1.              Причины возникновения психической патологии. Уровни       психических расстройств.

Этиология большинства психических заболеваний остается в значительной мере неизвестной. Неясно соотношение в происхождении большинства психических болезней наследственности, внутренне обусловленных особенностей организма и вредностей окружающей среды, иначе говоря эндогенных и экзогенных факторов. Патогенез психозов также исследован лишь в общем виде. Изучены основные закономерности грубой органической патологии головного мозга, воздействие инфекций и интоксикаций, влияние психогенных факторов. Накоплены существенные данные о роли наследственности и конституции в возникновении психических заболеваний.

Какой-либо одной причины, вызывающей развитие психической патологии, нет и не может существовать. Заболевания могут быть врожденными и приобретенными, полученными в результате травматических повреждений головного мозга или вследствие перенесенных инфекций, обнаруживаться в самом раннем или преклонном возрасте. Одни из причин уже выяснены наукой, другие пока еще точно не известны. Рассмотрим некоторые из них.

В психиатрии имеется много фактов, которые свидетельствуют о существенной роли наследственности в этиологии и патогенезе эндогенных и других психических заболеваний (Вартанян М. Е., 1983; Милев В., Москаленко В. Д., 1988; Трубников В. И., 1992). Основными из них являются накопление повторных случаев заболевания в семьях больных и разная частота пораженных родственников в зависимости от степени родства с больными. Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям.

Частота соответствующих заболеваний у родственников больных больше, чем в общей популяции. Так, если распространенность шизофрении среди населения составляет около 1%, то частота пораженных среди родственников больных первой степени родства примерно в 10 раз выше, а среди родственников второй степени родства – в 3 раза выше, чем в общей популяции. Сходная ситуация имеет место и в семьях пациентов с аффективными психозами, эпилепсией, депрессиями.

Распространенность алкоголизма среди населения, как известно, достигает 3–5) % у мужчин и 1% – у женщин. У родственников больных первой степени родства частота этого заболевания выше в 4 раза, а среди родственников второй степени родства – в 2 раза.

Информация о работе Шпаргалка по "Психопатологии"