Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психопатологии"
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в "строе" этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.
Отдельно хочется остановится на таком чувстве как тревога и индивидуально психическом свойстве как тревожность. При любом нарушении сбалансированности системы человек – среда недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать значимые устремления в будущем, а также с тем, что новые требования среды могут обнаружить несостоятельность, являются источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказанию, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство, представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса. Облигатность этого механизма вытекает, очевидно, из уже упоминавшейся связи психического стресса с включением психологической переменной – угрозы, ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Это значение тревоги подчеркивалось, в частности, рассматривавшим тревогу как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного. При оценке зависимости между тревогой и психической адаптацией существенно, что указанные специфические переживания автор соотносит с изменениями привычной обстановки.
Аффективные синдромы включают полярные эмоциональные расстройства – депрессии и мании.
Депрессивный синдром характеризуется болезненно пониженным настроением, тоской, сопровождаются физически тягостным ощущением давления или тяжести в области грудной клетки, интеллектуальным и моторным торможением. Природа депрессии различна; в зависимости от нозологической принадлежности выделяют психогенные депрессии, эндогенные депрессии при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении и, наконец, симптоматические депрессии, возникающие при соматических и других заболеваниях.
К наиболее типичным
признакам депрессии относится
изменение интенсивности
Выделяют различные варианты депрессивного синдрома: ажитированная, адинамическая, ипохондрическая, астеническая, истерическая депрессия, депрессия с бредом, с явлениями деперсонализации и др. При ажитированной депрессии преобладают тревога и двигательное беспокойство. В случае адинамической депрессии на первый план выступают заторможенность, обездвиженность, отсутствие побуждений. Картина ипохондрической депрессии определяется тревожными опасениями или даже убежденностью в наличии тяжелого заболевания. Астеническая депрессия протекает с преобладанием вялости, физической и умственной утомляемости, расстройствами сосредоточения, гиперестезией. При истерической депрессии превалируют истерически окрашенные аффективные расстройства, явления утрированного отчаянья с рыданиями, судорогами. Нередки демонстративные попытки самоубийства, возникающие по типу "суицидального шантажа".
Маниакальный синдром характеризуется болезненно повышенным настроением, сочетающимся с необоснованным оптимизмом, ускоренным мышлением и чрезмерной активностью. Отмечаются многоречивость, стремление к постоянному расширению сферы деятельности и контактов. При этом нередко обнаруживаются повышенная раздражительность, конфликтность. Больные совершают необдуманные поступки, бессмысленно тратят деньги. Сон, как правило, нарушен, аппетит повышен; нередко повышается сексуальность; нарушается менструальный цикл.
Термин «кризис периода взросления» обозначает большое число очень различных субъективно переживаемых трудностей и разных видов отклоняющегося поведения. Как синоним термина «кризис периода взросления» используется понятие «варианты нормальных переживаний и форм поведения в период взросления», т.е. это варианты протекания развития. Характерными являются переживания кризисов самооценки физической привлекательности и способностей, чувства вины, собственной неполноценности. Для трудных (педагогически и социально запущенных) подростков характерны утрированные реакции протеста, суицидальные попытки, а также, исходя из данных социально-психологического исследования Беличевой С.А. (2,с.111), можно выделить наиболее характерные кризисы и их особенности для данного контингента.
1. Делинквентность, асоциальность.
2. Кризис идентичности и авторитетов.
3. Переживание отчуждения.
4. Нарциссические кризисы.
5. Нарушение оценки своего физического облика.
6. Нарушение полового развития.
7.Суицидальные попытки.
1. Асоциальность, делинквентность.
Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.
Одной из форм делинквентности являются побеги из дому и бродяжничество. Побеги нередко начинаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в "условно-рефлекторный стереотип".
1. Эмансипационные побеги. Эти побеги являются у подростков наиболее частыми (45%) и совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных и воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться "свободной", "веселой", "лихой" жизни (реакция эмансипации). Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко являются ссоры, вернее столкновения с родителями, но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора надоевшего режима, наскучившего образа жизни толкает к побегу. Эмансипационные побеги часто совершаются с одним - двумя приятелями или таковые приобретаются в процессе самого побега.
2. Импунитивные побеги (от англ. impunity - безнаказанность). Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги - следствие жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение подростков строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации, толкнувшей на бегство. Другие проступки во время побегов всячески избегаются. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Во время повторных побегов уже нередко ищут попутчиков.
3. Демонстративные побеги. Эти побеги у подростков - следствие оппозиции (реакция оппозиции) и наблюдается в 20%. Их первый отличительный признак - относительно небольшой ареал: убегают недалеко или в те места, где надеются быть увиденными, пойманными и возвращенными. В побеге ведут себя так, чтобы обратить на себя внимание окружающих. Причиной таких побегов является стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное или ослабленное ввиду каких-либо причин (например, появление в доме отчима или мачехи).
Иногда подросток требует не только внимания, а каких-то преимуществ, выполнения каких-то его желаний, определенных благ, особенно тех, которые позволили бы ему возвыситься в глазах сверстников.
4. Дромоманические побеги. Этот вид побегов и бродяжничества является самым редким в подростковом возрасте (9% случаев). Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменившееся настроение. Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки, в дальние места. В побег пускаются в одиночку, попутчики отсутствуют или приобретаются случайно. Ареал быстро расширяется от побега к побегу. Во время побега внезапно появляется желание вернуться домой - возвращаются измученные, притихшие, послушные. Причину побега объяснить не в силах, поступка своего стыдятся, и слишком большая настойчивость при расспросах может толкнуть на новый побег.
2. Кризисы идентичности и авторитетов
Кризис идентичности и авторитетов у трудных подростков может проявляться в различной симптоматике. Характерно чувство неполноценности, депрессивное настроение суицидальные намерения. Кризисы идентичности можно рассматривать как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека. Подростки ищут себя, задавая вечные вопросы: кто я? зачем я? каким я хочу быть? каким меня видят другие? Многие испытывают сомнения в наличии у них собственной индивидуальности и воспринимают себя как "копия" другого человека. Из этого опасения часто возникает неприятие существующих социальных образцов, в том числе и родительских.
Следствием кризиса идентичности у трудных подростков может быть реакция группирования со сверстниками. Именно этой реакцией может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе.
Проявлением этого кризиса у трудных подростков может выступить реакция имитации.(4) В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения. У подростков (неполноценных) моделью для имитации чаще становятся приходящие кумиры молодежной моды. Но у социально запущенных образцом для подражания, как правило, служит антисоциальный "герой". Среди таких детей широко распространен культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачливого "преступника - супермена".
3. Нарушения оценки своего физического облика
Подросток чувствует, как изменяются его соматические функции, и пересматривает представления о собственном теле. Пристально наблюдая за ним и сравнивая себя с другими, он часто преувеличивает свои подлинные или мнимые физические недостатки. У трудных подростков результатом почти любой сложности, проблемы является выработанный и закрепленный в сознании стереотипная поведенческая реакция. И, как правило, нарушения оценки собственной внешности ведут к асоциальным и делинкветным поступкам (пьянство, побеги). Эти нарушения наиболее часто связаны:
- с действительным или мнимым уродством лица (например, слишком длинный нос, слишком маленький рот, угревая сыпь, шрамы);
- с размерами тела: к нарушениям самооценки могут проводить как слишком маленькие, так и слишком крупные его размеры (у девочек чаще - слишком крупные, у мальчиков - слишком маленький рост).
Основной признак этого состояния - поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическими недостатками, или неадекватное внимание к незначительным дефектам тела при отсутствии бредовых интерпретаций. Но подростки и молодые люди очень часто испытывают недовольство своим внешним обликом, но и наличии психических отклонений можно говорить лишь в тех случаях, когда переживания по поводу своей внешности мешают им решать возрастные задачи развития.
4. Нарушения полового развития
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, составляют важную, но мало изученную область. Сюда относятся непосредственные проявления сексуальной активности (ранние сексуальные связи, онанизм, гомосексуализм) и нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи демонстративных суицидальных действий, избирательной агрессии и т.п.).
Наиболее значимы упорный онанизм и гомосексуальные склонности у мальчиков, сексуальная распущенность у девочек, а так же различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Следует упомянуть также, пубертатный аскетизм, проявляющейся в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связанный с ограничительными социальными нормами.
Неуверенность и сомнение подростков, связанные со становлением собственной сексуальности часто приводят к тяжелым кризисам и нередко выливаются в суицидальные попытки. У подростков часто нет четких представлений о сексуальности и сексуальном поведении или же они чувствуют «давление социальных норм в отношении сексуальных достижений». Это переживание обычно не принимает форму частых половых контактов, а выражается в страхе несоответствия собственного сексуального развития возрастной норме. Вообще сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков.
5. Переживание отчуждения
Под «переживанием отчуждения» понимают изменения восприятия самого себя (деперсенализация), других людей или окружающей обстановки (дереализация), которые субъективно выглядят как трансформация действительности или как утрата реальности.
Телесные переживания такого рода нередки в период взросления. Они протекают приступообразно и расцениваются подростком скорее не как выпадение из восприятия фрагментов действительности, а как усиленная или достигающая кризисной кульминации саморефлексия. Деперсонализация тесно связана с проблемами идентичности. Основу всех этих нарушений составляет необходимость изменить представления о собственном теле, возникающая в период взросления.