Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 03:50, шпаргалка
Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии - возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.
1.Предмет и структура психологии развития.
Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии - возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.
Предмет возрастной
психологии - законы, закономерности, тенденции
изменения психики, поведения, жизнедеятельности
и личности человека в
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны:
- количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...)
- эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно;
- качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)
- революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;
- ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
2. Основные категории и понятия психологии развития.
Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
Важнейшее понятие психологии развития – психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты (Шаповаленко И. В.)
3. Место психологии
развития в системе
Возрастная психология имеет дело с такими особыми единицами анализа, как возраст и период развития Это означает, что ее научным предметом являются не сами психические явления, а их развитие, возрастная динамика, она интегрируется уже психологические знания, касающиеся различных уровней и компонентов психического развития человека Формировалась она постепенно: сначала возникла детская психология, позже - школьная психология, затем – психо геронтология, далее - акмеология (изучает личность на этапе ее зрелости, в лучшую пору ее развития) В конце XX в начала развиваться психология пренатального периоду.
В этом процессе накапливались и обобщались знания по отдельным разделам возрастной психологии, сосредоточенных на рассмотрении определенного периода онтогенетического (индивидуального) развития как относительно самостоятельный цикл.
Особенно тесно связана возрастная психология с генетической психологией (психологией развития) - отраслью психологии, изучающий обусловленные наследственностью психические процессы и свойства личности, особенности психического движения, проявляющиеся в чувствах, ощущениях, представлениях, а также специфику процессов, результатом которых является мысль Анализируя становление психических процессов, генетическая психология может опираться на результаты исследований с детьми или взрослыми, но сами дети (взрослые) не является предметом изучения генетической психологии.
Возрастная психология активно взаимодействует с педагогической психологией сосредоточенной на изучении психологических закономерностей обучения и воспитания, условий, факторов и механизмов эффективного обучения и воспитания. Проявляя структурные изменения, новообразования, возникающие с возрастом ребенка в его психической деятельности и личности, можно сделать выводы о роли обучения и воспитания Опираясь на данные возрастной психологии, учитывая возрастные возможности личности, педагогическая психология формирует методы обучения и воспитания Научное объяснение цели, содержания обучения и воспитания, педагогических методов и технологий не может обойтись без учета знаний о возрастных особенностях детей, подростков и юношей.
4. Задачи психологии развития.
Задачи: научные и прикладные
Описание (всё, что видим, наблюдаем)
Объяснение
Прогноз развития
Коррекция онтогенетических изменений поведения и переживаний
Прикладные
Ориентация в жизненном пути
Определение условий развития и их изменение
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности
Обоснование целей развития и коррекции
Планирование коррекционных действий
Оценка коррекции развития
5. Методологические принципы психологии развития.
В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы детерминизма, системности и развития. Принцип развития - ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться на описании двух других методологических принципов и их места в психологии.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей. Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю. Принцип развития, который утвержает, что тсихика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.
6. Методы психологии развития и их классификации.
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов. Сравнительно – возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).
Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
7. Опросные методы в психологии развития.
Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность). Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему. Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Обращение – завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.Тестирование Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для выявления характеристик психического развития. Преимущества: - Возможность определения нормы (среднестатистической) развития. - Как правило не требует длительной подготовки - Кратковременность и возможность опроса нескольких испытуемых одновременно - Возможность повторных испытаний Недостатки: - Тест не чувствителен к «не норме» (судится по результату, а не по детерминации результата Выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы.