Шпаргалки по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 03:50, шпаргалка

Описание работы

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии - возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.

Файлы: 1 файл

psikhologia_razvitia_otvety.docx

— 93.39 Кб (Скачать файл)

общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

- обильные вокализации во время  общения с матерью;

- реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т. п.), но и общаются и играют с ним.

44. Психическое  развитие младенца.

Ведущий тип деятельности - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Новообразования возраста:

к году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь. До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.

Активная речь. Возникает к 1,6-2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков

Предметная деятельность. Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность:

Предметная деятельность — это деятельность с предметами согласно их назначению.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки.

Умственное развитие. Согласно Ж. Пиаже, ребенок до года находится в первом периоде умственного развития - сенсомоторном. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.

Базовая потребность возраста. Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Суть ощущения безопасности - это чувство, что «все хорошо со мной и с миром вокруг меня».

Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

45. Психическое  развитие в раннем детстве.

За 2,5 года раннего детства речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.

Без специального обучения к 4—5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка. В своей речи они верно пользуются многими морфологическими и синтаксическими правилами. Осваивая синтаксис, дети одновременно постигают значения слов и предложений — семантику.

Накопление названий предметов происходит, по данным Е. К. Кавериной, в следующем порядке; сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращенные к нему слова. Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий, от отсутствия реакции на просьбу или неадекватной реакции через правильное выполнение действия к его усложнению или модификации. Словарный запас достигает 1200-1500.

Долго в детской речи сохранится признак многозначности: в лексиконе ребенка одно и то же слово может относиться и к предмету, и к действию с ним.

Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления 2—3-словных предложений и первых вопросов, обращенных ко взрослому, зависят в первую очередь от характера общения ребенка и взрослых.

Третий год жизни характеризуется возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения, он инициативен в завязывании разговора даже с незнакомыми людьми.

В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением словаря речь превращается для ребенка в основное средство общения. В раннем детстве речь еще непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.

46. Кризис трех  лет и его характеристика.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек 2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя 4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

47. Особенности  психического развития дошкольников.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи.

Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

48. Личностное развитие  дошкольников.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность — это  управление своим поведением  в соответствии с определенными  представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика  саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В  деятельности ребенка возникает  умение выделять основной мотив  и подчинять ему целую систему  действий, доминирование мотивов  достижения успеха над внешними  ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность —  качество личности, своеобразная  форма ее активности, отражающая  актуальный уровень развития  ребенка. Она обеспечивает независимую  постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в  повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность — способность  к творчеству. К показателям креативности  относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности  зависит от уровня развития  когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности  деятельности и поведения, а также  информированности ребёнка в  окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании  и адекватная самооценка. Самосознание  — это интегральное образование  личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У  детей в период дошкольного  детства проявляется способность  к конструктивным взаимодействиям  с окружающими, что приводит к  появлению адекватной самооценки  и осознанию своего места в  окружающем мире по отношению  к сверстникам и реальной действительности.

49. Общая характеристика  кризиса семи лет.

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис одного года.

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между  желанием и действием вклинивается  переживание того, какое значение  это действие будет иметь для  ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается  этого не показать.

50. Психологическая  готовность ребенка к обучению  в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.  Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Интеллектуальная готовность включает в себя: - ориентировка в окружающем; - запас знаний; - развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); - развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.); - развитие произвольного внимания; Мотивационная готовность к школе включает в себя: Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

 

 


Информация о работе Шпаргалки по "Психологии"