Синдром дефица внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Содержание работы

1. Введение
2. Генетические аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности
3. Критерии диагноза и клинические проявления
4. Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат на тему. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                                                                       ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

                                                                        Институт педагогики и психологии

                                                                        Кафедра дошкольного образования 
 

Реферат

по дисциплине основы специальной педагогики и  психологии

на тему: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». 
 

                                                               Выполнила студентка группы 4ДП-21

                                                               Отварухина Марина Сергеевна

                                                               Проверил к.п.н., доцент кафедры

                                                               дифектологического образования

                                                               Захарова Т.Б. 

Череповец

2011-2012гг 

Содержание

  1. Введение
  2. Генетические аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  3. Критерии диагноза и клинические проявления
  4. Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Нарушение поведения  у детей и подростков является одной из актуальных проблем общей  и специальной педагогики, психологии и медицины. В настоящее время  рассматриваются различные причины, обусловливающие частоту поведенческих  нарушений у детей и подростков. В ряде случаев они являются ведущими в этиологии поведенческих расстройств, однако в большинстве случаев  они сочетаются со своеобразной генетической предрасположенностью к поведенческой  патологии как таковой. Особенно велик риск реализации генетических предпосылок нарушений поведения  у детей педагогически запущенных, проживающих в семьях, где родители страдают хроническим алкоголизмом, у детей, окончивших обучение в интернатах для сирот или обучающихся  в них.

Современные представления  об этиологии, патогенезе, критериях  диагноза и подходах к терапии  синдрома дефицита внимания/гиперактивности  подчеркивают необходимость четкого  соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной  терапии.

В последние  годы достигнуты большие успехи в  изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии - синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно  ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями  обучения и памяти, а также сложностями  обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Термин "синдром  дефицита внимания" был выделен  в начале 80-х годов из более  широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной  мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции". 
 
 
 
 

Генетические  аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Генетика поведенческих  расстройств является крайне актуальной и мало разработанной в общей  и детской психиатрии проблемой. Вместе с тем хорошо известна роль генетических факторов в формировании эмоционально-личностных нарушений  и девиантных форм поведения у детей и подростков. Наиболее очевидным показателем роли генетических факторов в возникновении поведенческих расстройств являются выраженные эмоционально-поведенческие расстройства при таких формах психической патологии,как шизофрения и детский аутизм, моногенные болезни, такие, как синдром Ретта, синдром фрагильной Х-хромосомы, синдром Туретта и другие. При всех этих заболеваниях и генетически обусловленных синдромах нарушения поведения эмоциональные расстройства являются ведущими в структуре аномального развития.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - данный синдром характеризуется краткой продолжительностью внимания, беспокойством и импульсивностью, затрудняет адаптацию в школе, ухудшает успеваемость. СДВГ, является самым частым среди нейроповеденческих расстройств детей в младшем дошкольном возрасте. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируются в пределах от 3 до 15%. При этом врачи обнаруживают таких детей меньше чем педагоги.

Среди учеников начальной школы, направляемых к  психиатрам и психологам, по крайней  мере 50% - дети с синдромом гиперактивности. Мальчики страдают этим нарушением примерно в четыре раза чаще, чем девочки. Существует гипотезы о том, что СДВГ является следствием определенных заболеваний, например, инфекционных, метаболических расстройств, черепно-мозговых травм, употребления тератогенных препаратов во время беременности, детском церебральном параличе, эпилепсии, умственной отсталости.

 В то же  время он наблюдается и в  качестве самостоятельного нарушения,  и в сочетании с задержкой  развития или поведенческими  расстройствами. Но в большинстве  случаев этиология синдрома мало  известна, а предположение о важной  роли генотипа представляется  достаточно относительным.

Больные СДВГ —  довольно большая группа детей, отличающихся общим двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной регуляцией своего поведения, нарушениями целенаправленности и концентрации активного внимания. В раннем школьном возрасте эти дети очень активны, полны энергии, менее  других нуждаются во сне. Они быстрее сверстников снашивают обувь, одежду, и у них скорее разрушаются их велосипеды. Отмечается беспокойство, неспособность сидеть тихо в течение сколько-нибудь длительного времени, болтливость и неумение удерживать свои руки от постоянного движения. Отвлекаемость, как и неспособность удерживать внимание отмечаются родителями до поступления в школу.

Гиперактивный ребенок не способен к усидчивой классной и домашней работе, он часто погружен в свои мечтания и легко отвлекается случайными раздражителями. Он не способен продолжительно слушать сказки и рассказы или принимать участие в настольных играх, импульсивность. Необдуманность и неожиданность поступков этих детей проявляется во внезапном выскакивании на улицу перед идущим транспортом, а также в неуместных и бестактных высказываниях. Возбудимость проявляется в аффективных вспышках и агрессивности без достаточного повода, в низкой фрустрационной толерантности, в тенденции к перевозбуждению и чрезмерной активности в провокационных ситуациях, особенно в больших группах детей. Часто встречаются и другие симптомы: агрессивность и антисоциальное поведение, трудности в обучении и отставание в познавательном развитии, депрессия и низкая самооценка. Антисоциальное поведение. У старших детей антисоциальное поведение является вторичной реакцией. Неуспевающие, не принятые сверстниками, отвергаемые дома и в школе, они становятся агрессивными и протестуют против ценностей общества. Антисоциальность у меньшей части детей имеет семейное и, вероятно, генетическое происхождение. Трудности в обучении и отставание в познавательном развитии. Затруднения в овладении школьными навыками — наиболее важный симптом описываемого расстройства, однако ни его природа, ни его частота до конца еще не изучены.

Плохая успеваемость этих детей определяется:

  1. низким интеллектуальным потенциалом;
  2. неврологическими поражениями;
  3. повышенной активностью, нарушающей внимание и приобретение информации;
  4. слишком быстро принимаемыми решениями.

Причины нарушений  поведения крайне разнообразны. Однако во всех случаях в их возникновении  имеют большое значение биологические  и социальные факторы:

- органическое поражение головного мозга различной степени тяжести;

- наследственная предрасположенность;

- неблагоприятные условия воспитания и окружения (педагогическая запущенность, эмоциональная депривация, отрицательные примеры поведения взрослых, психические травмы и т.п.).

Неусидчивые дети с двигательной расторможенностью  и нарушением функции активного  внимания все время находятся  в движении. Они постоянно бегают, прыгают, хватают предметы, которые  попадают в поле их зрения. Они беспрерывно  говорят, выкрикивают отдельные  слова, задают много вопросов, но не слушают ответы на них. Такая эмоциональная  возбудимость этих детей ведет к  конфликтам с окружающими. При этом они могут давать неадекватные реакции  протеста и негативизма.

Свидетельства того, что СДВГ представляет собой  расстройство, которое может передаваться по наследству, были найдены в нескольких исследованиях. Генетические исследования доказывают, что у некоторых детей проявление СДВГ может быть вызвано специфическим геном. Внимание в основном уделяется генам дофаминовой системы по двум причинам. Во-первых, лекарства, купирующие симптомы СДВГ, действуют в первую очередь на дофаминэргическую и норадренэргическую системы. Во-вторых, структуры мозга, дисфункция которых вызывает симптомы СДВГ, богаты дофаминовой иннервацией. Предварительные исследования выявили связь между геном, кодирующим дофаминовую передачу и СДВГ. Этот ген особенно интересен потому, что многие препараты, предназначенные для лечения СДВГ, подавляют переносчик дофамина, что, возможно, указывает на то, что этот ген обусловливает реакцию организма на данное медикаментозное воздействие.

Проводились также  целенаправленные исследования гена, кодирующего дофаминовый рецептор (DRD4), связанный с такой личностной чертой, как поиск новых ощущений (который сопровождается импульсивностью, любопытством и возбудимостью). У некоторых детей и взрослых с СДВГ, у которых исследовали этот ген, обнаруживался паттерн добавочных повторов тринуклеотидов («кирпичиков» ДНК и РНК). Эти повторы связаны с ослабленной реакцией на дофаминовые сигналы и более возбудимым поведением. Обнаружение генов, ответственных за нарушение функций дофаминовой системы при СДВГ, представляет значительный интерес. Это открытие согласуется с моделью, предполагающей связь между сниженной дофаминэргической активностью и поведенческими симптомами при СДВГ. Однако следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев передача по наследству СДВГ, по-видимому, является результатом сложного взаимодействия генов, расположенных в нескольких разных хромосомах. Таким образом, результаты генетических исследований указывают на то, что СДВГ наследуется, хотя точные механизмы пока еще неизвестны. Хотя результаты этих исследований свидетельствуют в пользу гипотезы о влиянии генетических факторов на формирование СДВГ, тип наследования таких расстройств до сих пор неясен.

Критерии  диагноза и клинические проявления 

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

- не обращает  внимания на детали и допускает  ошибки в работе;

- с трудом  поддерживает внимание в работе  и игре;

Информация о работе Синдром дефица внимания